Хотели как лучше, а получится как?
А. А. Вербицкий доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
1) эмпирический опыт воспитателей, учителей, преподавателей; 2) развитая педагогическая (психолого-педагогическая) теория; 3) решения органов власти и управления.
введение многоуровневой системы подготовки кадров (бакалавр, магистр, дипломированный специалист); государственных образовательных стандартов; лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; введение в российское образовательное пространство Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ); попытки обоснования перехода на 12-летний срок обучения в общеобразовательной школе; подключение России к общеевропейскому Болонскому процессу и др.
Если говорить о последствиях «реформы», то первое – это значительное падение уровня образования и подготовки учащихся в средней и высшей школе как результат введения ЕГЭ и БС. Как человек, почти 40 лет преподающий в высшей школе, свидетельствую: егэизированные студенты - это демонстрация культурно- образовательной варваризации и информационной бедности.
Введение четырёхлетнего бакалавриата вместо пяти лет нормального обучения превращает даже высшую школу в нечто весьма напоминающее ПТУ…
«Компетенции» - плохо связанные между собой прикладные информ комплексы или «умелости» - подменяют реальное знание.
Снижение качества образования при уменьшении его объёма (от введения базовых бесплатных и «дополнительных» платных предметов в школе и сокращения часов на целый ряд предметов в школе как избыточных до введения бакалавриата - абортивной формы высшего образования) превращает индивида и целые группы в информационно бедных, в легко манипулируемых, короче - в низы информационного общества, практически лишая их перспектив улучшения своего положения, то есть выталкивая из социального времени.
прежнее в своей основе по составу и структуре и лишь кое-где «подправленное», зачастую не в лучшую сторону, особенно в школе, содержание обучения; по-предметная разбросанность этого содержания по многим учебным дисциплинам (ничем содержательно не связанные предметники в школе, представители многочисленных кафедр вуза, в лучшем случае занимающиеся поиском мифических «межпредметных связей»);
традиционные формы организации учебной деятельности; доминирование «сообщающих», вербальных методов традиционного, объяснительно- иллюстративного обучения ;
традиционные критерии и процедуры оценки академической успеваемости студентов, составляющие, впрочем, органичное звено традиционно системы обучения; ветшающая и все больше морально устаревающая – из-за отсутствия необходимого финансирования – образовательная среда;
традиционное педагогическое сознание рядовых воспитателей, учителей, преподавателей, работников управления образованием, обучающихся и их родителей.
Сегодня образование – это намного больше, чем образование – это будущее, битва за которое уже началась.
Цель студента состоит не в усвоении знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста.
Но можно ли в принципе стать компетентным специалистом, находясь в позиции студента; делая одно, научиться другому? В этом и состоит главное противоречие: овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной - учебной деятельности.
Нужно создать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов.
Для этого нужно последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно- технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст).
Основной единицей содержания должна стать не "порция информации" или задача, а проблемная ситуация и проблема во всей их предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.