ГЛАВА:I ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СТРАЖЕ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗАНЯТИЕ: 2 (§ 2) Обретение государственной независимости республикой, её историческое значение для народов Казахстана.
ЦЕЛЬ: Рассказать учащимся об истории обретения Казахстаном Государственной независимости. Показать перспективы развития суверенного Казахстана. Прививать чувство любви и уважения к РК.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1) История обретения Казахстаном Государственной независимости; 2) Перспективы развития суверенного Казахстана.
История обретения Казахстаном Государственной независимости 16 декабря 1991 г.- Верховный Совет Казахстана, выражая волю народа, подтверждая право на самоопределение, исходя из решимости создания правового государства и осуществляя миролюбивую политику, провозгласил государственную независимость РК. Средой обитания наших предков издревле были обширные территории, граничившие на севере и юге с двумя великими державами. Для сохранения нации казахским ханам приходилось проводить гибкую и взвешенную политику, искать поддержку у могущественных соседей.
Ярким примером мудрости и дальновидности такой дипломатии стали действия ханов Абулхаира и Абылая, которые были озабочены судьбой и исторической перспективой своей родины. Именно они оставили нам завещание о необходимости тесного союза казахской степи с северным соседом. Сегодня нужно отдать должное том, что именно эта политика помогла нам противостоять многим глобальным социально-политическим катаклизмам, а попросту говоря, выжить, сохранить этническую связь, родной язык, обычаи и традиции предков.
Правда, в 1936 г., став союзной республикой в составе СССР, Казахстан получил все атрибуты государственной независимости. Но та дарованная свобода оказалась блефом, а государственная атрибутика потребовалась власть предержащим для маскировки истинного лица тоталитаризма. Особенно драматично отразилась на жизни казахского народа сталинская коллективизация, вызвавшая массовый голод и откочевку казахов за пределы своей исторической родины. Сакен Сейфуллин, Бейбет майлин, Султанбек Кожанов - лучшие представители казахской интеллигенции- и еще 65 тыс. сыновей и дочерей казахского народа были уничтожены в Казахстане в годы сталинских репрессий.
Наряду с народом несла на себе следы тоталитаризма и сама казахстанская земля. Мы сегодня не можем не вспомнить о родине великого Абая- Семипалатинском регионе, истерзанном ядерными взрывами, гибнущем Арале, об экологически грязных производствах, разбросанных по всей территории Казахстана. Казахстан традиционно рассматривался как сельскохозяйственно-сырьевой придаток центра. Беспредельное право вмешиваться и решать любые вопросы: где и что сеять, что строить, как жить и на каком языке говорить, в том числе и кадровая расстановка, как на местах, так и на высшем руководстве Казахстана,- было только функцией центра.
Декабрьские события 1986 г. в Алматы и ряде областей Казахстана - это первое демократическое выступление в Советском Союзе за годы перестройки и открытое столкновение двух сил: молодой, неокрепшей демократии, поверившей идеям правового государства, и партийной, командно- административной системы.
В гг. в стране по мере развития демократических процессов становилось ясно, что без коренных структурных изменений, без ломки самого духа тоталитаризма и сложившейся системы сверхцентрализации дальнейшее осуществление преобразований просто невозможно. Решающую роль в осознании этого сыграл I съезд народных депутатов Казахстана. Июльский (1989 г) Пленум ЦК Компартии Казахстана в обстановке большой открытости выдвинул Н.А. Назарбаев на должность главы республиканской парторганизации. В ходе дальнейшего развития события событий Верховный Совет избрал его Президентом Казахской ССР. В конце 1991 г. впервые в истории Казахстана прошли всенародные выборы первого Президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.
Проблемы межнациональных отношений, которые десятилетиями насильственно загоняли внутрь или же игнорировались под лозунгами о дружбе народов, о решении национального вопроса и т.п., теперь выплеснули наружу. Развитие экономики в течение всех пятилеток, не ориентированное на интересы человека, отставание развития социально- культурной сферы не могли не отразиться на сфере межнациональных отношений.
Поэтому стала очевидной необходимость разработки нового союзного договора, выработки принципиально новых основ взаимоотношений республик и центра. В апреле 1990 г. Верховный Совет ССР принял законы «Об основах экономических отношений союза ССР, союзных и автономных республик» (он несколько расширил права субъектов федерации в экономической сфере), а также «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Однако события развивались стремительно. Прибалтийские республики, а затем и Грузия приняли решение о государственной независимости и выходе из состава СССР. Новым элементом в развитии ситуации стало принятие Верховным Советом РСФСР Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР.
Принятый Верховным Советом конституционный закон «О государственной независимости РК», вступивший в действие 16 декабря 1991 г., отразил определяющие моменты в утверждении места и роли Казахстана как независимого, демократического и правового государства. В законе о государственной независимости РК провозглашается: « РК - независимое, демократическое и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику».
Перспективы развития суверенного Казахстана Таким образом, теперь Казахстан обладает юридическим правом по своей воле выходить на международную арену, шагать в будущее дорогой всех цивилизованных стран. За прошедшие годы произошли серьезные преобразования в системе и полномочиях органов государственной власти и управления.
Был разработан комплекс взаимосвязанных приоритетов. Это - создание эффективной системы управления, изменение структуры войск, система подготовки военных кадров, обеспечение вооружением и боевой техникой, сотрудничество с армиями СНГ и других стран, поднятие престижа воинской службы. Немаловажное значение имело решение проблем межнационального общения в воинских коллективах.
За прошедшие годы наше государство решило главную задачу - создание независимого, самостоятельного государства, которое ныне признано во всем мире. Гарантом его безопасности стали Вооруженные силы, войска и воинские формирования Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Агентства по чрезвычайным ситуациям и Республиканская гвардия.
Вокруг нашего государства создана атмосфера доверия и стабильности. Казахстан является одним из государств, где нет внутринациональных конфликтов, где мирно решаются этнические, национальные и религиозные вопросы. Казахстан- первое государство, объявившее себя безъядерным; утверждена новая военная доктрина сугубо оборонительного характера, которая направлена на обеспечение воинской безопасности страны в современных условиях. В военной доктрине поставлены задачи ВС на мирное и военное время. Что позволяет сосредоточить усилия на приоритетных направлениях их подготовки.
В целях реализации военной доктрины разработаны Концепция военной реформы и Государственная программа военного строительства в РК до 2005 г., одобренные на заседании Совета безопасности и утвержденные Указам Президента страны от 7 июля 2000 г. Концепция военной реформы предусматривает пересмотр задач, характера деятельности всех государственных органов, организаций и учреждений, работающих на военную безопасность государства. В ходе реформы предполагается так преобразовать ВС и другие воинские формирования, чтобы они отвечали всем требованиям времени. Главное - они должны быть более компактными, эффективными, способными обеспечить военную безопасность страны.
Вопросы и задания: Кратко расскажите об истории обретения Казахстаном государственной независимости. Каковы перспективы развития суверенного Казахстана?