Юридическая психология Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВЛАДИВОСТОК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Подготовил Голобородько Евгений.
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическая дисциплина, изучающая психологию преступника, преступной группы и преступного деяния.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстримальных ситуациях.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Иванов А.Н., Иванов А.Н., педагог-психолог МОУ СОШ 6 г. Южноуральск 2013.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Педагогические способности
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Выполнила: Саманина Е.А., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 г.Солнечногорска.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Транксрипт:

Юридическая психология Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВЛАДИВОСТОК 2006 Веснина С.Н.

Тема 1: Предмет юридической психологии

Предмет, система и задачи юридической психологии Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей

Предмет юридической психологии Психика человека Психология группы Процессы Свойства Состояния Образования Взаимоотношения Мнения Настроения Традиции В условиях юридической деятельности

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что ее объектом является личность как субъект деятельности. Таким образом, если ПРАВО в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует ЧЕЛОВЕКА в правонарушителе

Система юридической психологии Юридическая психология Общие вопросы: предмет, Система, содержание, задачи, методы, связи юридической психологии с другими науками Правовая психология: Психология нормативно -правовой регуляции, право- творчества, правосознания, психологическое обеспечение применения норм права Личность в сфере право-охранительной деятельности: личность в психологической и правовой науке, психические познавательные процессы, их закономерности, проявляемые в деятельности юриста, психические состояния, воздействие их на человека Криминальная психология: психология преступного поведения, психология личности преступника, психология преступной группы Психология профессиональной деятельности юриста: судебная, оперативно- розыскная, исправительно- профилактическая и пр.

Задачи юридической психологии Разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно- трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно- правовой регуляции; Разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно- трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно- правовой регуляции; Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; Исследование психологических аспектов противоправного поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; Исследование психологических аспектов противоправного поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям; Изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, влияние этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; Изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, влияние этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью; Исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; Исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан; Разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране. Разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Междисциплинарные связи юридической психологии Юридическая психология взаимодействует с дисциплинами Общая психология Возрастная психология Социальная психология Психология личности Психология труда Патопсихология Педагогика Уголовное право Уголовный процесс. Гражданский процесс Гражданское право. Семейное право Криминология Криминалистика Оперативно-розыскная деятельность Кибернетика Медицина. Судебная психиатрия Генетика

Основные принципы юридической психологии Основные принципы ДЕТЕРМИНИЗМ: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека РАЗВИТИЕ: психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД: ориентирует на выявление всех индивидуально- психологических особенностей человека и позволяет оценивать содержание его психического мира

Основные методы юридической психологии Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпретационные методы Сравнительный метод, обследование, комплексный метод и т.д. Наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности, биографические методы Количественный (статический) и качественный методы

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Наблюдение – систематическое, целенаправленное восприятие человека, позволяющее сделать вывод о его индивидуальных особенностях. Опрос – это непосредственное общение юриста с человеком с целью изучения индивидуальных особенностей. Анкетный метод – это опрос большого круга лиц по строго установленной форме – анкете. (Разновидность анкетного метода – метод интервью). Биографический метод – сущность метода заключается в том, что собираются и анализируются материалы биографического характера с целью выявления особенностей человека и их развития. Метод обобщения независимых характеристик – цель которого – собрать данные о личности из различных источников, независимых друг от друга. Экспериментальный метод – направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях. Метод тестов – предназначен для оперативного получения достоверной информации о конкретных психологических особенностях личности на основе стандартных методик

Классификация тестов по методическому принципу Объективные тесты: тесты, в которых возможен единственно правильный ответ Стандартизированный самоотчеты: -тесты-опросники – включают набор вопросов или утверждений, ответ на которые возможен из двух или предложенных вариантов; - открытые опросники – не предусматривают стандартного ответа; - шкалы – оценка проходит по предложенной шкале, на которой отмечена степень выраженности качества. Проективные методики: стимульный материал порождает процессы воображения, в которых раскрываются характеристики личности Диалогические методики: психолог ведет беседу и выявляет особенности личности испытуемого

Тема 2: Психология личности в правоохранительной деятельности

ЧЕЛОВЕК Индивидуальность Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» Индивид ЛИЧНОСТЬ

Психологическая структура личности (по К.К. Платонову) направленность личности формы отражения (самоконтроль) характер социальный опыт человека биологически обусловленные свойства и качества способность

Структура личности (по А.Г. Ковалеву) НАПРАВЛЕННОСТЬ Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности ХАРАКТЕР Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В среде проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые моральные и волевые качества ВОЗМОЖНОСТИ Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков в жизни и деятельности

Структура личности (по с.Л. Рубинштейну) НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности Проявляются в темпераменте, характере, способностях

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь ПРОЦЕССЫСВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СОСТОЯНИЯОБРАЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Внимание речь Устойчивый интерес Творческий подъем Сомнение Апатия Угнетенность Знания Навыки Умение Привычки Качества установки Направленность Темперамент Характер Способности Чувства Воля

Характер личности Отношение к своей деятельности (инициативность, трудолюбие, работоспособность) Отношение к себе (самокритичность, скромность, гордость) Отношение к другим лицам (тактичность, вежливость, чуткость) Отношение к окружающему миру характер

Социальные роли Социальная роль Нормативная роль Интероризованная роль Социальный статус

Акцентуации характера личности Типы акцентуации ГИПЕРТИМНЫЙ ЦИКЛОИДНЫЙ ЛАБИЛЬНЫЙ НЕУСТОЙЧИВЫЙ ШИЗОИДНЫЙ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ КОНФОРМНЫЙ

Способности и их развитие Специальные условия уровни развития способностей уровни развития способностей Деятельность Деятельность личности личности активность активность общественная общественная трудовая трудовая познавательная познавательная СПЕЦИАЛЬНЫЕОБЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ТАЛАНТ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТИ

Виды темперамента Холерический вид темперамента проявляется в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности. В основе его лежит сочетание силы, неуравновешенности высшей нервной деятельности. Его действия порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента зависят от направленности личности: от инициативы, энергичности, принципиальности до раздражительности и аффективности. Сангвистический вид темперамента характеризуется подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью. В основе его лежит сочетание силы, уравновешенности и подвижности высшей нервной деятельности. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у него легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей вырабатывается поверхностность и непостоянство. Флегматический вид темперамента проявляется в медлительности, устойчивости, слабом выражении эмоциональных состояний. В его основе лежит сочетание силы, уравновешенности и инертности высшей нервной деятельности. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Меланхолический вид темперамента характеризуется легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. В его основе лежит слабость высшей нервной деятельности. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях – это глубокий и содержательный человек. При неблагоприятных – превращается в замкнутого, боязливого, тревожного человека

Тема 3: Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

Основные психические процессы Ощущения простейшие психические процессы, которые являются отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникают в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на ораны чувств. Память – сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Воображение – это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений а основе имеющихся знаний и представлений. Внимание – это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отдельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей. Речь – это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения друг с другом

Физиологический механизм ощущения и его основные закономерности РЕЦЕПТОРЫ Отдел головного мозга В о з д е й с т в и е Ощущения характеризуются Виды ощущений Пороги ощущения Качеством передающим особенности отражаемых объектов Силой степенью выраженности ощущаемого качества Длительностью временем, в течение которого ощущения сохраняются пространственной локализацией раздражителей Зрительные Слуховые Двигательные Осязательные Вкусовые Температурные Вибрационные болевые максимальный различения минимальный Свойства ощущения изменение чувствительности взаимодействие анализаторов Сохранение образа Ощущения зависят: от внешних условий от состояния анализатора от психических факторов от социальных влияний взаимодействие ощущений

Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на восприятие «Шоковый стимул» (событие): -новизна - интенсивность -информационная насыщенность Ценностные ориентации личности Эмоциональные состояния Физиологические состояния: -голод; -жажда; -боль; -бессонница; -чрезмерное напряжение; -алкогольное или наркотическое опьянение состояние органов чувств Личностная значимость: -установка на восприятие события; -ролевой и статусный набор личности; -объем индивидуального опыта качество внимания формирование показаний

Память: виды, процессы, формы запоминания, пути развития память виды памяти пути развития памяти у юристов по длительности хранения и использования информации по особенностям запоминания формирование познавательных интересов овладение приемами запоминания повышение у юристов чувства ответственности за овладение прочными профессиональными навыками организация систематического повторения пройденного материала и его применение в дальнейшем самовоспитание, тренировка памяти кратковременная оперативная долговременная забывание процессы памяти запоминание сохранение воспроизведение двигательная эмоциональная наглядно-образная словесно- логическая формы запоминания преднамеренное непреднамеренное механическое логическое

Память в системе познавательной деятельности восприятиемышление ощущениевоображение правоохранительная деятельность юриста чувственная ступень познаниялогическая ступень познания память

Процесс мышления: структура, характерные виды, формы и умственные операции формирован ие вопроса выдвижение гипотезы проверка гипотезы если задача не решена, то выдвигается новая гипотеза проверка новой гипотезы умственные операцииформы процессу мышления характерны виды предметно-действенное образное отвлеченное понятие суждение умозаключение дедуктивное индуктивное по аналогии систематизация классификация конкретизация абстракция обобщение сравнение синтез анализ

Мышление мышление произвольное непроизвольное Ретроспективное актуальное перспективное практическое теоретическое эмоциональное Словесно-логическое Наглядно-действенное Наглядно-образное пространственное визуальное слуховое

Виды мышления виды мышления, выделенные по различным основаниям по видам по характеру решаемых задач по степени развернутости по степени новыизны и оригинальности предметно-действенное наглядно-образное абстрактно-логическое теоретическое практическое дискурсивное интуитивное репродуктивное (воспроизводящее) продуктивное (творческое)

Внимание: виды, свойства, возможности внимание виды внимания свойства внимания как развить внимательность юристу возможности внимания непроизвольное произвольное послепроизвольное устойчивость объем переключение концентрация распределение колебание объем 7+2 объекта полная устойчивость сохраняется мин в течение 1 сек можно 3-4 раза переключить внимание повышать понимание значимости специальности высокая личная организованность и дисциплина целеустремленность воспитание воли, собранности

Речь: функции, виды, требования к ней и пути развития речь функции речи обозначающая коммуникативная категориальная регулирующая лексическая содержательность понятность действенность выразительность устная письменная монологическая диалогическая внутренняя внешняя виды расширение словарного запаса подражание лучшим речевым образцам выработка навыков свободного и правильного изложения своих мыслей проведение самоконтроля и самооценка своей речи пути развития речи юриста требование к речи юриста

Тема 4: Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка

Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. Эмоциональные состояния психики – целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Чувства – это форма психического отражения действительности, выражающая отношение человека к окружающему миру. Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям

Классификация чувств По влиянию на деятельность По форме протекания Моральные ИнтеллектуальныеЭстетические патриотизм, любовь к труду и своему делу чувство гордости за свою профессию чувство долга стеническое астеническое настроения аффекты страсти ненависть к преступности и к нарушителям правопорядка любознательность удивление недоумение чувство нового сомнениебезобразного трагического героического возвышенного чувство прекрасного

Воля: функции, виды, важнейшие волевые качества и пути их формирования воля Функции воли активизирующая тормозящая Виды волевого действия Простое - сложное Длительное - кратковременное Совершенное по собственной инициативе Завершенное по заданию других Важнейшие волевые качества целеустремленностьсамообладание мужество решительность самостоятельность смелость инициативность выдержка дисциплинированность Систематическое накопление опыта волевых действий Повышение мотивов служебной деятельности Волевые тренировки Активизация самовоспитания воли, ее качеств Пути формирования

Характеристика волевого действия Характеристики волевого действия Сила воли Целеустремленность оперативнаястратегическая Выдержка Решительность Инициативность Самостоятельность Энергичность и настойчивость Самоконтроль и самооценка

Схема волевого действия Структурная схема волевого действия Этапы волевого действия Борьба мотивов Осознание цели действия Принятие решения Действие и преодоление трудностей Достижение цели Оценка сделанного Осознание способа действия Подготовительный этап Этап выполнения Заключительный этап

Функции и классификация эмоций, характеристика эмоциональных проявлений эмоции Функции эмоций энергетическая мобилизация организма регулятивная сигнальная Классификация эмоций По направленности По воздействию По длительности, силе, интенсивности положительные (удовольствие, радость) отрицательные (печаль, гнев, страх) неопределенные: полярные (амбивалентные) стенические астенические (угнетают, тормозят) эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроение) эмоциональные реакции (аффект, фрустрация, стресс) Эмоциональные проявления характеризуются направленностью отрицательной положительной степенью напряжения уровнем обобщенности

Внешние и внутренние факторы стресса Стресс- конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей подавленное, угнетенное состояние, а затем состояние максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации Жизненные ситуации Тип личности«вызов» беде Личное отношение к ним легкое отношение самоуважение оптимизм «застреваемость» низкое самоуважение пессимизм Личные привычки Уровень социально поддержки Постоянная недостаточность перспектива здоровье заболевание некурящий регулярная зарядка хорошее питание курящий неподвижный образ жизни плохое питание

Стресс: виды, фазы и рекомендации по саморегуляции ВИДЫ СТРЕСС ФАЗЫ I.Мобилизация II.Стабилизация III.Истощение Рекомендации по саморегуляции дистрессаустресс Последствия гиперстресса аутоагрессия организма может приводить к гипертонии, язве, инфаркту, инсульту, аритмии, колитам и т.п. Продумать ситуацию, снизить уровень ее значимости Дать себе или другому возможность выговориться «Вогнать страсть в мышцы» Переключиться на другую деятельность; выплакаться Улыбнуться, активизировать чувство юмора Расслабиться (5-10 минут) и успокоиться

Фрустрация Эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели Основные причины фрустраций: 1. Нехватка необходимых средств для достижения цели (внешних или внутренних средств) 2. Невозвратные потери (внешние или внутренние) 3. Конфликты (внешние или внутренние) фрустрация Фиксация фрустрации акцентуация комплекс неполноценности психопатия неврозы соматические болезни Агрессивная регрессивная

Аффекты Сильное кратковременное бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля Отличительные признаки аффекта: -быстрота и бурность протекания; -резко выраженные органические изменения; -двигательные реакции; -является результатом накапливаемого эмоционального состояния Физиологическая основа: освобождение подкорки от сдерживающего и регулирующего влияния коры головного мозга Законы развития аффекта: -чем больше сильный мотивационный стимул, тем большее усилий затрачивается, чтобы его реализовать; - чем меньше итог, тем сильнее аффект; - аффект можно предотвратить, но нельзя прервать Возникает в результате: действия или поступка Их соответствия: потребностям и целям

Тема 5: Индивидуально- психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности

Иерархия основных компонентов направленности личности мировоззрение убеждение идеалы интересы ценностные ориентации мотивы потребности цели

мотивация Классификация уровней потребностей в самореализации в статусе в общении п о т р е б н о с т и в безопасности витальные (жизненные)

Компоненты правового поведения ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА НОРМЫ ГРУППЫ НОРМЫ МОРАЛИ

Признаки правового поведения ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Актуальный и потенциальный контроль за всеми поведенческими актами Социально значимо Регламентировано нормативными документами Подконтрольно государственным структурам Наличие социально значимых последствий тех или иных действий

Социальные факторы, влияющие на поведение человека Поведение человека Общественное мнение Слухи Мода Массовая коммуникация Традиции, обычаи, ритуалы Групповые нормы, групповая мораль

Функции массовой коммуникакации МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ односторонний поток информации, передаваемый с помощью технических средств, анонимной, разнородной, численно не ограниченной аудитории Функция поддержания информационного потока Функция пропагандистско- агитационная Функция просвещения Функция гедонистическая Функция управления

Мода: функции моды Мода специфическая динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая под влиянием доминирующих в обществе настроений, вкусов, увлечений коммуникативная интегративная компенсаторная индикаторная регулятивная стимулирующая

Сфера влияния моды политика массовая культура одежда, прическа стиль поведения идеология спорт

Типология слухов СЛУХ – сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРИЗНАКУ: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ: локальные; региональные; национальные и межнациональные ПО ЭКСПРЕСИВНОМУ ПРИЗНАКУ: слухи «пугало»; слухи «желание»; агрессивные слухи; разоблачающие слухи ПО ХАРАКТЕРУ ФОРМИРОВАНИЯ: стихийные; умышленно фабрикуемые

Противодействие слухам МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТИЯ СЛУХАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: - поддержка доверия населения к средствам массовой информации; - прогнозирование и своевременное влияние на возможный предмет слухов; - наличие доверия к источнику информации АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТИВИЕ: - публикация противоречащих слухам фактов без какого-либо упоминания о слухах; - умолчание (в целях нежелательного распространения слухов)

Тема 6: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах

Предмет судебно-психологической экспертизы Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному (гражданскому) делу предмет В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и управляемости своим поведением в уголовно значимых ситуациях, а также состояния и свойства личностью значимые для индивидуализации ответственности и наказания

Объекты судебно-психологической экспертизы объекты Объектами СПЭ служат источники информации, как материальные, так и идеальные. Главным объектом является психика человека, как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности относятся: протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности, и т.д.

Компетенция судебно-психологической экспертизы компетенция В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц, участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, принятие решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда

Виды судебно-психологической экспертизы г р а ж д а н с к и й п р о ц е с с экспертизы эмоциональных состояний СПЭ степени понимания лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанных решений СПЭ для выявления у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности экспертизы для определения личностных особенностей сторон в деле Установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов Установление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов Определение возможности конкретных лиц по обеспечению воспитания детей СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания СПЭ физиологического аффекта СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании СПЭ несовершеннолетних обвиняемых СПЭ для установления социально-психологической структуры преступной группы СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Посмертная СПЭ СПЭ в составе комплексных экспертиз у г о л о в н ы й п р о ц е с с

Поводы обязательного назначения судебно- психологической экспертизы Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания При расследовании преступлений, связанных с изнасилованием для установления беспомощного состояния потерпевшей В связи с аффектом.

Основания для назначения СПЭ: 1 1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения ), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, ( их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера ), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме. 2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы. ( различные обманы, введение в заблуждение и т.д.). Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей. 3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий - назначение СПЭ необходимо. 4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной - отказ; доверчивость - агрессия). В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания). Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения. 5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы "человек - машина". Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы. 6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т.д., а также характер отношений, имевший место между ними.

Подготовка судебно-психологической экспертизы Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы – следователь (суд), предвидя возможность проведения судебно-психологической экспертизы, направляет свои усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления. Информация о личности испытуемого – в зависимости от целей которые стоят перед экспертизой, в ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались заболевания, психические отклонения на разных этапах развития. Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого – рекомендуется выяснять внешние факторы, воздействовавшие на субъекта. Выбор эксперта – к выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии).

Структура заключения судебно-психологической экспертизы ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: указывается время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа, вопросы, поставленные перед экспертом ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ: описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы, невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована

Использование заключения судебно- психологической экспертизы При изучении механизма совершенного преступления При доказывании и квалификации содеянного При необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом Для установления обстоятельств, смягчающих наказание В целях применения справедливых мер уголовно-правового характера В тактических целях

Тема 7: Психология преступного поведения

Криминальная психология область юридической психологии, изучающая психологию правонарушителей, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологи­ческие аспекты вины и юридической ответственности. Преступная деятельность сознательна целенаправлена социальна предметна

Преступное поведение ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕСТУПНИКА, проявляющиеся во внешней среде Преступное поведение Особенности результата преступного деяния Отношение преступника: - к косвенному результату (реально достигнутому) - к побочным результатам Особенности использования результатов в дальнейшем целеполагании, действиях Способность к волевым напряжениям -Целеустремленность; -Эмоционально-волевая (не)устойчивость; -Пластичность или ригидность мышление Уровень жизненного и криминального опыта Владение профессиональными приемами, предпочитаемые способы и орудия действия ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - Последовательность действий и промежуточных операций; - Чем пренебрегает -Признаки поправочных действий и их особенности; - способы маскировочных действий и приемы маскировки

Элементы поведения преступника ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕСТУПНИКА Мотивы и цели поведения принятие решений и планирования деятельности Реализация программы поведения Типичные образы действия в определенных условиях: способы, приемы, операции действий как проявление индивидуальных умений и навыков Достижение и оценка результата действия, использование основных и побочных результатов для инициализации последующих актов поведения

Пути проявления преступности и психологические основы противостояния им -некий символ с отрицательным потенциалом; -антиценность; -отрицательная идея ПРЕСТУПЛЕНИЕ АГРЕССИЯ НАСИЛИЕ - катарсис - сублимация -альтруизм поведения юристов; -поддержка беспомощных и слабых; -помощь посредством специа-льных знаний; -превосходящее правосознание - противостояние большей профессиональной натренированной по специальным методикам, многократно превосходящей силой аморальное доминирование

Структура простого преступного действия Ситуативные обстоятельства Антисоциальные установки Стереотипное действие Преступный результат

Структура преступного деяния, совершенного в форме сложного волевого действия Результаты деяния Выполнение действий Объективные условия выполнения действий Принятие решения формирование ориентировочной программы действия Средства достижения цели Цели и мотивы. Преступный умысел Ситуативные обстоятельства. Реальные возможности Утилитарные потребности. Эгоистические интересы. Асоциальные установки Субъективные условия Объективные условия

Признаки поведения преступника ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕСТУПНИКА, проявляющиеся во внешней среде Отношение преступника к: основному результату побочным результатам особенности использования результатов в дальнейших действиях Способность к волевым действиям целеустремленность ригидность мышления адекватность оценки Особенности результата преступного деяния Индивидуальный стиль последовательность действий системность способы маскировки чем пренебрегает признаки поправочных действий Уровень криминального опыта динамические особенности предпочтительные способы и орудия действия Владение профессиональными приемами

Психологические особенности криминалистического отражения преступлений во внешней среде Поиск, обнаружение следов преступления и преступника в материальной среде Прогнозирование наиболее вероятных поведенческих проявлений преступника Системно-структурный анализ события преступления Моделирование поведенческой системы предполагаемого преступника ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Способ поведения Особенности личности ПЛАНИРОВАНИЕ П О З Н А Н И Е

Мотивы антисоциальной деятельности МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЗАЩИТНЫЕ ЗАМЕЩАЮЩИЕ САМООПРАВДАНИЯ ИГРОВЫЕ

Социальная перцепция в преступном поведении Перцептивно-смысловые установки, характеризующие криминогенность личности Установки, ориентирующие индивида на выявление в социальной действительности вредоносных для себя людей, событий и объектов Предубеждение субъекта в благоприятности социальных условий и собственных возможностей для достижения личностно ценного результата определенным преступным способом Установки, определяющие приоритетность выявления в окружающей действительности благоприятных возможностей для удовлетворения противоправным способом возможностей Предубеждение в толерантности окружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний Предубеждение в неблагоприятности возможностей для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей правомерным способом

Тема 8: Психология личности преступника

Понятие личности преступника Личность преступника Личность преступника – совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние

Основные компоненты направленности личности мировоззрение убеждения идеалы интересы ценностные ориентации мотивы потребности цели

Структура потребностей ПОТРЕБНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕДУХОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ конкретно содержательный характер осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состояние эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения

Классификация потребностей В статусе В самореализации В общении В безопасности Витальные (жизненные)

Структура типологии личности преступников ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА ОБЩИЙ ТИП ПРЕСТУПНИКА ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА

Типы личности преступника АСОЦИАЛЬНЫЙ (МЕНЕЕ ЗЛОСТНЫЙ) АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ (ЗЛОСТНЫЙ) С ДЕФЕКТАМИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (СЛУЧАЙНЫЙ)

Категории личности преступников КОРЫСТНАЯ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННАЯ НАСИЛЬСТВЕННАЯ

Виды преступников корыстной категории КОРЫСТНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОРЫ, РАСХИТИТЕЛИ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ВЫМОГАТЕЛИ КОРЫСТНО-СЛУЖЕБНЫЕ МОШЕННИКИ

Виды преступников корыстно-насильственной категории ГРАБИТЕЛИ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ВЫМОГАТЕЛИ УЧАСТНИКИ РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ УБИЙЦЫ С КОРЫСТНОЙ ЦЕЛЬЮ

Виды преступников насильственной категории ХУЛИГАНЫ ЛИЦА, ПРИЧИНЯЮЩИЕ УЩЕРБ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВУ ЛИЧНОСТИ ПУТЕМ ОСКОРБЛЕНИЯ И КЛЕВЕТЫ ЗЛОСТНЫЕ ХУЛИГАНЫ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ АГРЕССИВНО- НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Виды преступников с дефектами саморегуляции ЛИЦА, ДОПУСКАЮЩИЕ ХАЛАТНОСТЬ, БЕЗДЕЙСТВИЕ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СИЛЬНОГО ДУШЕВНОГО ВОЛНЕНИЯ И В ОТВЕТ НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ЛИЦ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ САМОНАДЕЯННОСТИ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОВЫШЕННОЙ СИТУАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Тема 9: Психология группового преступного поведения

Классификация групп по социальной направленности Виды групп по социальной направленности Асоциальная (отклоняющаяся) Антисоциальная (преступная) Просоциальная (общественно-полезная деятельность)

Структура психологии малой группы Групповые настроения Групповые традиции Групповые взаимоотношения Групповые устремления Групповые мнения Структура психологии малой группы

Социально-психологические особенности примитивной группы Правила жизни примитивной (преступной) группы Круговая порука Амбиции Унижение Ранговое соответствие Опора Силы Послабления Незаинтересованности Отвода агрессии от себя «Козла отпущения» Гонения

Иерархическая структура примитивной группы (на примере групп осужденных в ИУ) Главарь «Авторитет» подхалим«марионетка» «шут»недовольный Исполнители («мужики») «Забитые» (аутсайдеры)

Классификация преступных групп Признаки, по которым классифицируются преступные группы Место формирования Характер преступной деятельности (насильники, рэкетиры, воры, наркоманы, хулиганы) Возраст участников (взрослые, несовершеннолетние, смешанные) Степень криминальной зараженности (криминогенная, преступная) Степень устойчивости (постоянные, случайные) Отношение к преступной деятельности (систематическое совершение преступлений, изредка, единовременное)

Характерные признаки преступной группы преступная группа - это объединение людей; преступная группа - это объединение людей; с позиций социальной психологии данное объединение является малой неформальной группой; с позиций социальной психологии данное объединение является малой неформальной группой; направленность группы антиобщественная; направленность группы антиобщественная; объединение происходит на основе совместной преступной деятельности; объединение происходит на основе совместной преступной деятельности; члены группы в определенной степени организованы; члены группы в определенной степени организованы; группа выступает как единый особый субъект преступной деятельности. группа выступает как единый особый субъект преступной деятельности.

Общие закономерности формирования и функционирования преступных групп добровольность объединения участников; цель объединения - совместная преступная деятельность; развитие от простых объединений до групп более высокого уровня; постепенное расширение преступной деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений; переход к более тяжким преступлениям; формирование внутренней психологической и функциональной структур в процессе функционирования и развития; выдвижение лидера; развитие тенденции к постепенной замене эмоциональных отношений сугубо деловыми, основанными лишь на совместном совершении преступлений; постоянное действие в преступной группе двух противоборствующих сил одна направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов группы, другая - на разъединение и дифференциацию ее участников.

Виды толпы Т О Л П А случайная конвенциональная действующая экспрессивная агрессивная конкурирующая спасающаяся повстанческая

Структура агрессивной толпы Лидеры толпы, зачинщики Любопытствующая часть толпы, слабо понимающая цели и суть происходящих событий (80%) Стяжательная часть толпы Лица, понимающие цели, выдвигаемые лидерами (10%) Наиболее активно действующая Активная в грабежах и погромах Спазматическая активность, следование за головными частями

Этапы формирования действующей толпы Событие затрагивает интересы людей, отсутствие информации о событии 1-й Циркулярная реакция 2-й Появление единого сюжета Формирование общего образа врага Движение толпы Формирование программы действий Присоединение других лиц к движущейся толпе 4-й 3-й 5-й 6-й 7-й

Тема 10: Общая социально- психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Юридическая деятельность Профессия юриста - это особый вид занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессиональная деятельность охватывает как профессиональную работу, выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения виды юридической деятельности коммуникативная удостоверительная поисковая реконструктивная организационнаясоциальная

Особенности профессиональной деятельности юриста особенности профессии юриста Экстремальный характер многих видов деятельности коллективность труда интеллектуальная привлекательность, нестандартный характер труда особая ответственность и правовая регламентация массовость и престижность труда конфликтность властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц процессуальная самостоятельность

Структура профессиональной деятельности юриста Деятельность мотивы цели сильные, слабые биологические, социальные близкие, дальные личные, общественн ые способы и приемы деятельности (действия) операции 123 интериоризация экстериоризация внешние предметные действия внутренние умственные действия

Подструктуры профессиональной деятельности юриста Познавательно- прогностическая (когнитивная) Коммуникативная (общения) Организационно- управленческая воспитательная

Основные особенности, задающие специфику труда юриста Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений. Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий Властный, обязательный характер профессиональных полномочий Экстремальный характер профессиональной деятельности Экстремальный характер профессиональной деятельности Творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач Творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач Процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность за свои действия и принимаемые решения Процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность за свои действия и принимаемые решения

Особенности познавательных процессов в юридической деятельности Особенности познавательных процессов Строгая законодательная регламентация процесса познания Ретроспективный характер процесса познания Негативный характер процесса познания в виде результата преступления Мыслительное моделирование событий прошлого Доказательно- удостоверительный характер процесса познания Дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации Противодействие заинтересованных лиц процессу познания Принудительный характер применяемых методов познания Эмоциональный фон, воздействие стресс- факторов

Основные методы психологического воздействия, используемые в деятельности юриста методы убеждения внушения заражения стимулирования психологического давления ПООЩРЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Профессиональная деформация Развитию профессиональной деформации способствуют факторы, обусловленные спецификой деятельности факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников группа факторов социально- психологического свойства Нормативный характер деятельности Властные полномочия Психические и физические перегрузки Особенности организации деятельности Повышенная ответственность Экстремальный характер многих видов деятельности Особый объект профессиональной дятельности корпоративность

Личностные предпосылки к развитию профессиональной деформации Неадекватная оценка наблюдаемого поведения Стереотипы Ролевой характер догматическое следование приказам «я – маленький человек» «начальник всегда прав» «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» «оптимальное» ролевое поведение «находение иновного» и применение наказания Возникновение обусловлено несовпадение личностных ценностей (Я идеального) и требований выполняемой роли (Я реального). Вызывает напряженность, ощущение внутреннего дискомфорта, беспокойство, тревогу

Проявление профессиональной деформации Профессиональная деформация Жесткие, неадекватные профессиональные стереотипы, установки личности «Правовой нигилизм» Перенос своей служебной роли, профессиональных установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения Действие неадаптивных защитных механизмов личности Чрезмерно выраженные педантичность и подозрительность к окружающим

Тема 11: Психология личности юриста

Важные нервно-психические качества профессии юриста Сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним воздействиям Оптимальное соотношение реактивности и активности Эмоциональная устойчивость Пластичность психических процессов Пониженный уровень тревожности Резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним условим, препятствующим осуществлению начатой деятельности Толерантность – устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям

Структура профессионально-психологической подготовленности юриста Аналитико-психологические умения умение увидеть психологический аспект в планируемых и осуществляемых профессиональных действиях, умение психологически обосновано принимать, корректировать и реализовывать профессиональные решения Тактико-психологические умения освоенные способы психологических действий, имеющих тактическое значение: умение изучать и оценивать психологические факторы, определяющие выбор и применение тактических приемов, умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действия Технико-психологические умения овладение юристом основными психологическими средствами: речевыми, неречевыми и поведенческо-ролевыми

Профессионально развитые психологические качества юриста Профессиональные восприятия Профессиональная наблюдательность, внимательность, память Профессиональные представления Профессиональное мышление Профессиональный артистизм Профессиональные ощущения Профессиональная бдительность, готовность к неожиданному повышенная чувствительность к профессионально важным признакам зрительные, слуховые, обонятельные и др. развитая способность хорошо в уме предстоящие действия, мысленно проигрывать планируемую ситуацию социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, тактическое способность к перевоплощению ролевому поведению

Морально-психологические качества юриста Общетрудовые Профессионально-трудовые Человеческие Самооценочные Ответственность, трудоюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость Обостренное отношение к справедливости, истине и правде, личная правопослушность, принципиальность, неподкупность, преданность долгу Вежливость, тактичность, этичность, готовность прийти на помощь, честность, гуманность, уважение права другого человека на свое мнение, демократичность Самокритичность, самооценка, требовательность к себе, совестливость, скромность, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию

Профессиональное мастерство юриста Профессионально- психологическая подготовленность Профессионально- педагогическая подготовленность Специально-юридическая обученность

Основные виды устремлений профессионала-юриста Профессиональная направленность Направленность на профессию Направленность на конкретную специальность Направленность на выбор средств и методов деятельности Направленность на непрерывное профессиональное самосовершенствование

Развитие устремлений юриста знаниявзглядыубеждения ценностные ориентацииустановкиспециальные навыки привычкикачества

Характеристика волевого действия Характеристики волевого действия сила воли самостоятельность целеустремленность стратегическаяоперативная выдержка инициативность решительность энергичность и настойчивость самоконтроль и самооценка

Психологическая защита Механизмы психологической защиты регрессия изоляция проекция идентификация сублимация рационализация отказ

Методы самообразования юриста Методы самообразованяи Самостоятельная работа над литературой Самостоятельная работа на тренажерах Самоупражнения, самотренировки Самостоятельное выполнение практических заданий Самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами

Тема 12: Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста

Общие психологические закономерности предварительного расследования Предварительное расследование Поисковая активность задачи Что произошло? Состав преступления Кто совершил? Изучение личности преступника Отсутствие полной, исчерпывающей модели преступления Неупорядоченность поступления информации Ярко выраженный нормативный характер деятельности Многообразие и специфичность задач Конфликтный характер общения и высокое эмоциональное напряжение Преимущество по времени, инициативе на стороне преступника Дефицит времени

Психологические особенности познания следственной ситуации

Психологические особенности осмотра места происшествия Психологическое содержание осмотра места происшествия Восприятие решение мыслительных задач задачи осмотра места происшествия: Изучение и фиксация обстановки места происшествия; Установление характера воздействия преступника на окружающую среду; обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника; Выявление преступника и мотивов преступления; Установление причин и условий, способствующих преступлению; Получение исходной информации для оперативных и следственных действий Этапы осмотра места происшествия подготовительный рабочий заключительный Способы осмотра места происшествия: Концентрический, эксцентрический, фронтальный, ленточный или комбинированный

Психология осмотра места происшествия Особенности мышления ликвидация пробелов в познании методом интерполяции ликвидация пробелов в познании методом экстраполяции соединение причинно- следственных связей мысленный эксперимент создание информационной модели

Факторы, оказывающие влияние на осмотр места происшествия Объективные ФАКТОРЫ субъективные Неблагоприятные условия осмотра Публичность деятельности Психологический фон преступления Профессиональная подготовленность и жизненный опыт Криминалистическая наблюдательность Мыслительная деятельность

«Улики поведения» Свидетельствующие о причастности лица к преступлению Повышенный интерес к преступлению Повышенная осведомленность о преступлении Умышленная ложь «по пустякам» Неадекватные эмоциональные реакции на раздражители Фальсификация доказательств Уклонение от вызова к следователю

Психологические аспекты обыска Психологическое содержание обыска Цели обыска: Обнаружение вещественных доказательств Обнаружение скрывающегося преступника, трупа или его частей, похищенного человека, т.е лица, незаконно лишенного свободы или ребенка; Изъятие объектов, свидетельствующих о подготовке преступления; Получение дополнительной информации для оперативных и следственных действий Стадии обыска подготовительнаяобзорнаядетальная Фиксация результатов Восприятие Поиск Решение мыслитель- ных задач

Психологические аспекты проведения обыска Виды обыска (по критериям) По принципу повторности По обыскиваемому объекту По принципу одновременности По искомым объектам первичныйповторный одиночный групповой личный В помещении На местности Обнаружение людей Обнаружение трупов или их частей Обнаружение вещей, документов

Психологические особенности обыскиваемого Уловки в поведении обыскиваемого Мнимое сотрудничество со следователем Отвлечение внимания разговорами, просьбами, жалобами на здоровье Отвлечение внимания хождениями по квартире под видом срочной необходимости Дезориентация следователя относительно объектов, подлежащих осмотру Провокация действия

Психологические основы опознания Виды узнавания симультанноесукцессивное Свойство продуктивности внимания опознающего: объем селективность скорость и точность переключения широта распределения длительность концентрации интенсивность устойчивость к помехам Виды опознания по изображениям в натуре по функциональным признакам по анатомическим признакам живых лиц трупов предметов участков местности

Тема 13: Общение в профессиональной деятельности юриста

Формы, структура и функции общения ФОРМА ОБЩЕНИЯСТРУКТУРА ОБЩЕНИЯФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ -Анонимная -Функционально-ролевая -неформальная -Коммуникация -Перцепция -Интеракция -информационно- коммуникативная -Регуляторно- коммуникативная -Аффекто- коммуникативная

Модель коммуникативного процесса КТО? ЧТО (КОД + КОНТЕКСТ) КОМУЭФФЕКТ знакиязыки ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Барьеры общения Виды барьеров общения избеганияавторитета непонимания (уровни)психологического характера Фонетический Семантический Стилистический Логический Темперамента Характера Отрицательных эмоций

Преодоление барьеров общения Для преодоления барьеров общения необходимо: Знать, кто из партнеров должен заботиться об эффективности общения. Учитывать: шум, смену освещения. Управлять вниманием в общении. Понимать партнера. Помнить: считается хорошим собеседником не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо слушает

Вербальные средства коммуникации СЕМАНТИКА (смысл языковых единиц) ГРАММАТИКА (формальный строй языка) СТИЛИСТИКА (приемы использования языка) ЛЕКСИКА (словарный состав языка)

Невербальные средства коммуникации Невербальные средства коммуникации ТАКЕСИКА (динамические прикосновения в различной форме) рукопожатие похлопывание поцелуи толчки ПРОКСЕМИКА (нормы пространственной и временной организации общения) физическая дистанция ориентация угол общения ПАРАЛИНГВИСТИКА (ритмико-интонациональная система) высота громкость тембр сила ударения темп речи интонация голоса КИНЕСИКА мимика пантомимика жесты походка визуальный контакт стереотипы моторики ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА (включение в речь различных вкраплений) паузы вздохи заикание плач смех покашливание

Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия в общении Игнорирование личности собеседника, сокрытие своих истинных чувств за «маской» Светское общение (говорят не то, что думают, а то что положено) Контакт масок Ролевое общение Экспресивное общение Манипулятивное общение Психологическ ие игры Примитивное общение Формально-ролевое общение Деловое общение Межличностное общение Основные формы общения

Профессиональное общение юриста Специфика профессионального общения Специфика психических состояний участников общения Особое значение психологического контакта Специфичность поводов для вступление в общение Наличие множественных целей в каждом акте общения Конфликтный характер общения Формализация общения

Факторы, определяющие межличностную привлекательность при общении Субъективные факторы Другие факторы Объективные факторы сходство установки партнеров сходство «Я-концепций» этнокультурная среда статусный и позиционный набор партнеров длительность и интенсивность совместной деятельности половозрастные различия партнеров взаимная полезность условия, благоприятствующие совместной деятельности положительный эмоциональный фон

Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению Субъективные факторы Условия восприятия и эмоциональное состояние Цель общения Соотношение статусов установка Соотношение ролей «эффект ореола» способствует ошибкам восприятия Чем больше различия в статусах, тем больше искажения восприятия «достраивание» образа другого человека на основе ограниченной информации

Тема 14: Психология допроса

Подготовка допроса и его тактическое обеспечение Подготовка допроса и его тактическое обеспечение Тщательное изучение материалов уголовного дела, собирание исходных данных для допроса Изучение личности допрашиваемого Подготовка места допроса и технических средств фиксации Составление плана допроса Определение очередности допросов и способа вызова допрашиваемого Подготовка доказательств Изучение специальных вопросов, получение у специалистов консультаций

Стадии допроса подготовительная свободного рассказа вопросно-ответная заключительная

Виды вопросов при допросе Виды вопросов Общий (основной) Дополняющий Уточняющий Контрольный Напоминающий Изобличающий

Последовательность задаваемых вопросов при допросе Последовательность задаваемых вопросов хронологическая логическая обратная психологическая в разбивку

Требования, предъявляемые к постановке вопросов Ясность, четкость, конкретность краткость Не должны содержать в себе подсказки на определенный ответ Не должны содержать утверждение и оценки следователя Не должны унижать или оскорблять допрашиваемого Формулируются так, чтобы на них были получены недвусмысленные ответы Не должны быть направлены на запутывание допрашиваемого

Улики поведения Улики поведения, свидетельствующие о причастности лица к преступлению Демонстративное поведение, нарочитое стремление убедить окружающих в непричастности к преступлению Признание в причастности к преступлению близким, родственникам, сослуживцам Неадекватные эмоциональные реакции на раздражители Подготовка инсценировок, фальсификация доказательств Уклонение от вызова к следователю, немотивированный отъезд Повышенный интерес к процессу расследования и преступлению Повышенная осведомленность о преступлении Попытка направить следствие по ложному пути, умышленная Ложь «по пустякам»

Виды лжи Активная ложь Пассивная ложь Полная ложь Частичная ложь ложь

Приемы извращения подлинных обстоятельств Дополнительные описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска Умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий Перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по месту, времени, последовательности, взаимосвязи Замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями

Ложные показания Признаки ложности показаний Бедность эмоционального фона показаний Схематичность, заученность вербальной структуры Проговорки в высказываниях Неспособность детализировать описываемые события Незнание обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и внимания Лексические особенности показаний, не соответствующие личностным особенностям Стереотипное совпадение показаний нескольких лиц Повышенная самореабилитация, уклончивость ответов на прямые вопросы

Тактико-психологические приемы изобличения лжи Тактические приемы изобличения лжи повторный допрос изменение темпа допроса «допущение легенды» групповой допрос создание преувеличенного представления об осведомленности следователя «пресечение лжи» «косвенный допрос» внезапная постановка вопросов последовательное предъявление доказательств вторжение в «интимную зону»

Тема 15: Организационно- управленческая подструктура деятельности юриста

Понятие управления Управление – это иерархически организованная, многоуровневая, взаимосвязанно действующая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих (постоянно или эпизодически) организационно- управленческие функции во имя достижения поставленных целей на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим

Техника юридического труда Рабочие техники информация Поведение людей Работа с фиксированной информации: - поиск источников (неопубликованных, непубликуемых); - отбор источников по относимости к задачам; -оценка состояния; - анализ и переработка; - использование полученной информации. Межличностные коммуникации юриста: - язык, знаковые системы, общий понятийный аппарат; - стратегия, тактика, манера поведения (убеждение, внушение, подбор и дозировка аргументов); - выбор времени, места и подходящих условий Технология изучения документов - о пределение целей чтения и выбор поисковой ориентации; - вычленение смысловых блоков (состав сообщения); - выявление источников информации (смысл, значение, происхождение); - фиксации информации; -составление резюме или ответа Работа юриста с участниками правового оборота: - по объекту воздействия (неопределенная, меняющаяся, постоянная группа лиц); - длительности (разовые, повторные, систематические); - содержанию (право в целом, отдельные отрасли, комплексные проблемы) Техника проведения бесед: -установление контакта; -фиксация позиции адресата; -оппонирование; -достижение общего вывода Работа с законодательством: понимание права, поиск необходимых нормативных актов, систематизация нормативной базы тексты коммуникация

Межличностные коммуникации юриста: язык, знаковые системы, общий понятийный аппарат; стратегия, тактика, манера поведения (убеждение, внушение, подбор и дозировка аргументов); выбор времени, места и подходящих условий

Основные функции процесса управления оценка исходной ситуации; определение задач, направлений, а также возможных препятствий; выбор способов решения задач определяет: кто отвечает за выполнениетех или иных действий в осуществляемой деятельности, а также средства, с помощью которых планируется достижение целей задача которой состоит в том, чтобы сформировать у субъектов деятельности внутренние побуждения, соответствующие их потребностям и задачам организации Призвана обеспечить достижение организацией поставленных целей в обозначенный отрезок времени Функция планирования: Функция организации Функция мотивации Функция контроля

Принципы управления разделение труда полномочия и ответственность дисциплина единоначалие единство направлений подчинение личных интересов общим вознаграждение персонала централизация иерархическая система должностных лиц порядок стабильность рабочего места персонала инициатива корпоративный дух организации

Системность управления Л Системные свойства, деятельность, внутренние условия Предмет изучения и совершенствования Другие элементы системы управления среда

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ РУКОВОДИТЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ «Управленческая пирамида» РЯДОВЫЕ СОТРУДНИКИ Управленческие воздействия Обязанности, права, ответственность РУКОВОДИТЕЛЬ

Управленческие роли категориирольхарактер роли Межличностные роли Номинальный начальник Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности Лидер Стимулирует подчиненных на достижение цели Связник Служит звеном в вертикальной цепи обмена информацией Информационные роли Нервный центр Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации Распространитель Передает отобранную информацию подчиненным Представитель Передает отобранную информацию во внешний мир Решающие роли Предприниматель Проектирует и начинает изменения внутри организации Ликвидатор нарушений Принимает корректирующие меры в случае отклонений в организации и в нестандартных ситуациях Распределитель средств Решает, кто должен получить ресурс Посредник Учавствует в переговорах с другими сторонами, чтобы защитить интересы организации

Схема принятия решения Проблемная ситуация Возможные варианты выхода из проблемной ситуации Объективные условия Нормы морали как социальные регуляторы поведения. Нормы права как оптимальные модели способов поведения, санкционируемые гос. властью Информация об объективных условиях, социально-нормативных и правовых требованиях Субъективные особенности 1. Мотивационная база 2.Ориентировочно- регуляционная база 3. Преобладаниерассудоч ных или эмоциональных факторов в регуляции поведения РЕШЕНИЕ

Виды решений Р Е Ш Е Н И Я ОРГАНИЗАЦИОННЫЕИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕНЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ

Тема 16: Психологические особенности судопроизводства

Психологическая структура судебной деятельности психологическая структура деятельности суда познавательнаяконструктивная воспитательная

Стадии судебной деятельности по уголовным делам предание суду (познание предварительного расследование, план работы) психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел восприятие всех источников доказательств (судебное следствие) словесные сообщения о результатах познавательной деятельности (прения сторон) реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора) осуществление действий, связанных с принятым решением (исполнение приговора) стадии

Этапы формирования убеждения судей Предварительное изучение материалов дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду Планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий Проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве Судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты Окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате вероятностное категорическое

Структура речи в суде по уголовным делам Речь прокурора Речь адвоката вступление Изложение фактических обстоятельств и фабулы дела Обоснование квалификации преступления характеристика личности подсудимого и потерпевшего предложения о мере наказания вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления заключение анализ мотивов совершения деяния подзащитным анализ личностных особенностей подзащитного анализ фактических обстоятельств дела вступление

Особенности судебной речи Полемические, психологические правила для достижения эффективности судебной речи Лучшее орудие спора – доводы по существу дела Необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опасное Следует остерегаться обоюдоострых выводов При наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми Не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента Не следует доказывать очевидное Эффектно преподнести основное доказательство Отказаться от ненадежных доводов Проанализировать каждую улику Не следует объяснять то, что плохо понимается самим оратором

Особенности ответной речи Заповеди для опровергающего оратора Для возражения противнику используйте его же выводы Противопоставляйте словам факты Изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оппонентом Не возражайте против обоснованных доказательств, найдите им такое объяснение, которое примирило бы их с Вашей позицией Не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника Отрицайте то, что не доказано Не опровергайте того, невероятность чего очевидна для всех Не опускайтесь до личных нападок Отвечая противнику, делайте это легко Используйте факты противника в своих целях

Особенности судопроизводства в суде присяжных Процедура отбора присяжных заседателей Случайная выборка по спискам избирателей Мотивированный отбор – с помощью специально поставленных вопросов отсеить из числа вызванных в суд людей, беспристрастность и объективность которых ставится под сомнение Безмотивный отвод – является прерогативой сторон. Каждая из них может отвести не более двух человек из числа оставшихся.

Стадии судебной деятельности по гражданским делам подготовительная стадии исследование обстоятельств дела – рассмотрение по существу судебные прения Заключение прокурора, постановление и оглашение судебного решения

Структура речи в суде по гражданским делам Структура речи адвоката Вступление, установление коммуникативного контакта с судебной аудиторией Определение исходной позиции по рассматриваемому делу Утверждение и обоснование фактических обстоятельств дела Анализ доказательств, их систематизация и оценка Определение правовой нормы, подлежащей применению для разрешения дела Предложение о разрешении дела Предложение о вынесении частного определения Заключительное обращение к судьям

Психология судебной речи в гражданском процессе Требования к речи логическиекультурологическиепсихологические логичность достаточность непротиворечивость безукоризненная культура речи простота убедительность экспрессивность понятность