Подготовила: учитель нач. классов МКОУ « Руднянская сош» Тимошилова Е. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Advertisements

Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
«Роль дидактических игр на уроке математики в начальной школе» Выполнила: Арбузова О.р. ГРУППА Нз-12 ГРУППА Нз-12.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
МАОУ «СОШ 110» Игровые технологии. Дидактическая игра как средство развития творческой активности младших школьников на уроках математики Выполнила: Манаенко.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» ТерешинаНатальяНиколаевна.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
«Формирование у учащихся вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 1000» МОАУ «СОШ 3» Учитель : Подольская Г.А. г. Бузулук 2013 г.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Самурина Ольга Владимировна – учитель химии в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 30» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Работаю.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Транксрипт:

Подготовила: учитель нач. классов МКОУ « Руднянская сош» Тимошилова Е. И.

«Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Б.Паскаль. Младшим школьникам быстро надоедает однообразие, они стремятся к игровой деятельности, игра для них - смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Главная задача учителя в обучении в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно- волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения, и этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учений.

Учитель начальных классов должен использовать в своей практике занимательный различный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, загадки, ребусы, математические лабиринты, кроссворды, различные игровые ситуации. Занимательный материал не только увлекает, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные умения и знания. Дидактическая игра является одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими методами, внесение в урок дидактической игры, удовлетворяющей целям обучения на данном уроке и носящей обучающий характер, сближает учебную деятельность ребенка с привычной, произвольное внимание детей постепенно переключается на учебные занятия, на решение учебной задачи. Благодаря использованию игры на уроках математики в начальной школе можно добиться более прочных и осознанных знании, умении и навыков.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносят ее в свою игру. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности в урок. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или с их моделями, рисунками, схемами, при этом образы предметов, их свойств, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или с их моделями переносятся в план представлении, практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия. Опора на действия с предметами или с их моделями постепенно сокращается. Проговаривайте игровых действий переносятся во внутренний план (действия в уме).

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов - это дидактическая задача, наличие задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Структурным элементом является игровая задача. Эти две задачи отражают взаимосвязь обучения и игры. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Еще один составной элемент дидактической игры - правила игры. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Дидактические игры конструируются по- разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других только отдельные элементы.

Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов: С принятием учащимися определенных ролевых функций – масок; С использованием сказочного сюжета; С фантазированием; Деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа: Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.ПБлонский, Л.С.Выготский, Н.ККрупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, придумываем следующие вопросы: Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? Посильна ли она для учащихся моего класса? Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре? Подведение итогов игры. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, заранее подбираем дидактические игры. При выборе игр учитываем, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.

Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, придумываем следующие вопросы: Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? Посильна ли она для учащихся моего класса? Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре? Подведение итогов игры. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, заранее подбираем дидактические игры. При выборе игр учитываем, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.

Кто знает, пусть дальше считает. Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно). Какие числа пропущены? Дается ряд чисел: 47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62. Какие числа пропущены? Увеличь. Игра состоит из следующих заданий учителя: а) Запишите числа, которые на один десяток больше чисел: 25, 70, 83, 14, 91. б) Запишите числа, которые на одну сотню больше чисел: 300, 250, 326, 105, 190. в) Присчитывая по 10, запишите 5 чисел, начиная с 37. г) Присчитывая по 100, запишите 5 чисел, начиная с 370. д) Больше на 5. Учитель называет числа одно за другим, ученики должны называть числа больше названных на пять единиц. Игра должна проходить в быстром темпе. Победителем считается ученик, давший все верные ответы

2. Вставить математический знак. 54…9 = 63 39…3 = 13 27…0 = 27 17…5 = 85 63…24 = 87 28…3 = Найди примеры с одинаковыми ответами. 75 : 3 = 15 * 3 = = 85 – 60 = = 90 : 15 = 4. Кто больше и вернее? а) Кто составит примеры верно и больше всех? С ответом 48 на сложение; С ответом 19 на вычитание; С ответом 45 на умножение; С ответом 6 на деление. б) Кто больше составит примеров с компонентами 6, 12, 2 или 16, 8, 2?

2. Который час? Материал игры: циферблаты часов. Содержание игры: Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время. Вариант I. Учитель на циферблате ставит стрелки и, обращаясь к учащимся, спрашивает: «Который час?» Учащиеся на своих циферблатах устанавливают то же время, называют, который час, и показывают свои часы. Ученику, правильно определившему время, дается жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов. Вариант II. Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время. Затем ученики отвечают на вопросы учителя: Сколько времени показывают часы, если обе стрелки часов направлены своими концами в противоположные стороны и показывают целое число часов? Что можно сделать за 2 минуты? За 1 секунду? За 1 час?

3. Что изменилось? Материал игры: демонстрационные геометрические фигуры или тела (круг, квадрат, треугольник, куб, брус, шар). Содержание игры: Учитель расставляет на столе три геометрические фигуры и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» учащиеся закрывают глаза, а учитель быстро переставляет одну-две фигуры и спрашивает: «Что изменилось?» Ученик должен ответить, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур. Можно оставить расположение фигур без изменений. Это всегда создает оживление у детей. Примечание: Число фигур следует постепенно увеличивать.

3. Что изменилось? Материал игры: демонстрационные геометрические фигуры или тела (круг, квадрат, треугольник, куб, брус, шар). Содержание игры: Учитель расставляет на столе три геометрические фигуры и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» учащиеся закрывают глаза, а учитель быстро переставляет одну-две фигуры и спрашивает: «Что изменилось?» Ученик должен ответить, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур. Можно оставить расположение фигур без изменений. Это всегда создает оживление у детей. Примечание: Число фигур следует постепенно увеличивать.

«Мальчики». В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий. Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!

Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес, который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения.

1. Нравится ли тебе предмет «математика»? Да – 10 чел. (67%), очень– 2 ( 13%), не очень- 3 (20%) 2. Можешь ли ты объяснить, почему? Интересно –6 (40%), люблю решать примеры и задачи – 6 ( 40%), нравится, когда понимаю, когда лёгкая тема- 2 чел.( 13%), не могу объяснить – 1 (7%). 3. Нужна ли тебе математика? Да – 13 чел (87%), не знаю – 2 чел.(13%) 4. Если нужна, попробуй объяснить - зачем, если нет – почему? В магазине чтоб не обсчитали – 1 чел.(7%), для будущей профессии - 6 чел (40%), чтобы быть умным -5 чел.(33 %) пригодится в жизни-1 чел (7%), чтобы быстро считать-2 чел(13%). 5. Нужна ли тебе помощь в выполнении домашних заданий? Да – 4 чел.(27%), иногда – 5 чел.(33%), очень редко – 4 чел(27%), нет – 2 чел( 13%). 6. Как ты оцениваешь свои знания по математике? Имею - 5 чел. (33%) Знаю – 8 чел. ( 54%) Могу – 2 (13%) Провели анкетирование

«5»«4»«3»«2» 1761 Результаты тестирования по математике за третий класс (15 человек) : Результаты тестирования по математике за четвёртый класс (15 человек) : «5»«4»«3»«2» 294-

В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.