Экономика общественного сектора Тема 7. «Общественные расходы: структура и тенденции развития» Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Advertisements

Виды эффективности инвестиционных проектов
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Учет налоговых расходов. Предложения по интеграции потерь бюджетной системы от налоговых льгот и освобождений в бюджетную статистику.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Распределение доходов Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 7. «Общественные расходы: структура и тенденции развития» Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Факторы роста общественных расходов. 2. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. 3. Механизм социальных трансфертов. 4. Искажающее действие общественных расходов. 5. Оценка эффективности общественных расходов.

3 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. Общественные расходы, как известно, представляют собой целевое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправданной с позиции социальной справедливости перераспределительной политики. При этом задача состоит в том, что при осуществлении общественных расходов необходимо, чтобы ресурсы выделялись в соответствии с выявленными потребностями основной массы налогоплательщиков- избирателей, а также чтобы намеченные результаты достигались при достаточном уровне затрат.

4 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов, условно можно разделить на три направления. Первое - это финансирование производства и приобретение определенного набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребности в которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относятся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ. Второе направление - это финансирование и организация различных программ социальной помощи тем членам общества, которые в ней нуждаются в соответствии с действующим законодательством. Например, участники военных действий, различные категории инвалидов (не относящиеся к страховым случаям), малоимущие члены общества и т.д. Третье направление - это финансирование и обеспечение различных программ обязательного социального страхования в случае временной (либо по возрасту) потери трудоспособности (например, болезнь, травма, увольнение и т.д.). Подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая - проведение соответствующих выплат.

5 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. С учетом отмеченных выше основных направлений, определяющих порядок осуществления общественных расходов, необходимо особо отметить еще ряд положений, в частности, что организация производства соответствующих благ в рамках общественного сектора будет целесообразна в том случае, когда от имени потребителей (налогоплательщик-избиратель) выступает государство. Кроме того, в пользу организации производства в общественном секторе может рассматриваться такой фактор, как критическая степень зависимости всей экономики от тех ее инфраструктурных подразделений, которые находятся в зонах провалов рынка, а также неразвитость рынка капитала. В качестве представителя потребителя государство может выступать, во-первых, как непосредственный производитель, во-вторых, как покупатель-монополист и, в-третьих, как инстанция, которая детально регулирует и контролирует условия производства и продаж. В то же время ни один из отмеченных выше способов не гарантирует достижения ситуации совершенной конкуренции и. соответственно, достижения всех возможных Парето-улучшений. При этом критерием оценки при выборе варианта, который обеспечит защиту прав потребителей, должна быть гарантия достижения поставленных целей при минимизации издержек производства и распределения соответствующих благ.

6 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. Еще одна важная проблема, на которую надо обратить внимание, - финансирование производства частных благ за счет общественного сектора сопоставимо с корректирующими налогами, поскольку должно компенсировать смещение рыночного равновесия относительно точки оптимума в случае обусловленного поло­жительного внешнего эффекта. В случае отрицательного внешнего эффекта, как известно, необходимо введение корректирующего налога. В этой связи следует отметить, что если государство вынуждено выступать в роли организатора производства продукции, не обладающей свойствами частного общественного блага, то данную продукцию необходимо реализовывать, возможно по ценам ниже предельных издержек на ее производство. Кроме того, в последние десятилетия в условиях рыночной экономики идет поиск новых форм реализации программ общественных расходов, в частности, заключение контрактов с частными фирмами па поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых принимает на себя общественный сектор. Развитие контрактной-договорных отношений способствует повышению эффективности общественных расходов, но для достижения подобного результата необходимо, чтобы исполнитель, наделенный правом расходовать общественные средства, был бы ограничен рамками соответствующей программы общественных расходов, в которой были бы четко и ясно определены ожидаемые результаты и критерии оценки результатов хозяйственной деятельности.

7 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. Существуют объективные причины преимущественного роста общественных расходов по сравнению с частными. Во-первых, с ростом общественного благосостояния и увеличением семейных доходов увеличивается объем расходов на общественные нужды. Это связано с тем, что эластичность спроса от дохода на общественные блага выше, чем на частные. Во-вторых, преимущественный рост общественных расходов по сравнению с частными объясняется как количественными, так и качественными изменениями народонаселения.

8 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. В-третьих, рост общественных расходов обусловлен объективными требованиями взаимного дополнения и координации различных видов деятельности. Так, современное общество не может обойтись без развитой производственной информационной инфраструктуры и единой инфраструктуры по охране окружающей среды. В-четвертых, рост общественных расходов обусловлен открытой американским профессором У.Баумолем закономерностью отставания производительности труда работников сферы услуг от материального производства. Эта закономерность была названа в его честь «болезнью Баумоля». Она объясняется тем, что научно- технический прогресс и замена живого труда овеществленным (капиталом) идут в сфере услуг, в том числе в социальной сфере, медленнее, чем в сфере производства материальных благ. В результате этого трудоемкость и зарплатоемкость в отраслях сферы услуг выше, чем в производственных отраслях.

9 Молчанов И.Н Факторы роста общественных расходов. В-пятых, на объем общественных расходов существенное влияние оказывают социально-политические факторы, связанные с ростом и могуществом бюрократического аппарата, заинтересованностью его в своем расширенном воспроизводстве. Его стремление к увеличению государственных расходов не имеет достаточно сильных ограничителей, так как властные структуры не могут быть агентами рынка и оказываются вне сферы действия рыночных регуляторов дисциплины рынка. Кроме того, высокий уровень общественных расходов может вызываться реализацией политиками так называемых фискальных иллюзий избирателей (и отсутствием связи между налогами и социальными льготами) с целью переизбрания их на новый срок или прихода к власти.

10 Молчанов И.Н Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Общественные расходы при определенных условиях можно сравнить с отрицательными налогами, поэтому на них можно распространить большинство из тех положений, которые мы рассматривали применительно к налогам. В частности, программы общественных расходов приносят выгоды не только своим реципиентам. Реципиенты - это все те, кто получает блага и/или денежные средства напрямую из общественного сектора. В свою очередь, тех, на кого распространяются выгоды, и тех, для кого соответственно происходит приращение полезности, можно обозначить термином сфера действия программ общественных расходов.

11 Молчанов И.Н Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Если в результате осуществления общественных расходов происходит создание чистых общественных благ, то реципиентами выступают все члены общества и соответственно проблемы перемещения выгод просто нет. В остальных случаях, когда прямым или косвенным результатом является создание или перераспределение частных благ (и если это связано со значительными положительными внешними эффектами), это можно признать реальным результатом деятельности общественного сектора. Например, от повышения общего уровня образования выигрывают не только отдельные индивиды и/или группы индивидов, но и общество в целом.

12 Молчанов И.Н Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Например, при субсидиях потребителям, в частности, при реализации программ денежных выплат безработным, которые имеют конкретным «адресатом» реципиентов, получаемые ими денежные средства могут быть направлены на приобретение продуктов питания, что в свою очередь ведет к увеличению спроса на данные товары. Поскольку чаще всего они являются товарами первой необходимости, эластичность как спроса, так и предложения на которые не велика, следствиями в этой ситуации будут рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов в пользу третьих лиц, а именно производителей и продавцов продуктов питания.

13 Молчанов И.Н Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Рассмотрим теперь пример с субсидированием производителей. Так, например, помощь безработным будет осуществляться не только в форме денежных выплат, но и в форме субсидий работодателям, которые могут быть направлены на создание новых рабочих мест и на профессиональное образование и переподготовку кадров. На этом примере видно, что сами безработные не являются реципиентами, но в перспективе от реализации данных программ общественных расходов выгоды переместятся к безработным, и в итоге они окажутся в сфере действия данных программ. Эффективность подобных программ помощи безработным в конечном итоге будет зависеть от эластичности спроса на труд: чем эластичнее будет спрос на труд, тем выше будет и эффективность. Значительная часть выгод может доставаться и различного рода посредникам и экспертам, которые чаще всего сами и лоббируют создание подобных программ.

14 Молчанов И.Н Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Для определения реальной выгоды и сферы действия программ общественных расходов, необходимо провести анализ характера рынков, на которых действуют непосредственные получатели средств, при этом выгоды от программ в принципе могут перемещаться на тех, кто выступает контрагентами реципиентов на этих рынках. Причем преимущество в эластичности способствует перемещению выгод на себя. Вместе с тем перемещение выгод - основная причина того, что сфера действия программы не всегда отвечает первоначальному замыслу. Например, если выдавать льготные кредиты на образование для малообеспеченных только в размере стоимости обучения, то ими смогут воспользоваться потребители со средним и высоким уровнем дохода. Тоже произойдет и с льготным кредитом на покупку автомобиля без учета стоимости обязательной страховки. Поэтому только тщательный анализ фактического положения и ожиданий потенциальных реципиентов, а также исследования конкретных рынков, на которых действуют как реципиенты, так и активные группы специальных интересов (которые еще называют «рент сикинг») позволит обеспечить целенаправленность и результативность программ общественных расходов.

15 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Трансфертные расходы характеризуют непосредственную передачу доходов от налогоплательщиков к получателям трансфертов, при этом в них не отражается создание новой стоимости и дополнительных доходов. Трансферты, в зависимости от их направленности, подразделяются на субвенции (обслуживание предпринимателей) и на социальные трансферты, социальные выплаты, связанные с обслуживанием домашних хозяйств. Трансфертный платеж представляет собой выплату государством (либо негосударственной некоммерческой структурой) домохозяйству или индивидууму в денежной (либо в виде товаров или услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает соответствующего возмещения.

16 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Под трансфертами домашним хозяйствам понимают бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению в виде пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Традиционная российская система социальной защиты была ориентирована на предоставлении льгот, дотаций, пособий за определенные заслуги отдельным категориям населения, что соответствовало официальной идеологии. Проблема помощи нуждающимся и смягчения бедности наиболее остро обозначилась с началом рыночных реформ. Однако сохранение традиционных подходов и так называемое «плоское» распределение социальной помощи без различий между бедными и теми, кого нельзя отнести к этой категории, незначительный размер социальных пособий, проявились в ограниченности предоставляемой помощи, вследствие чего преобладающая часть малообеспеченных ее вообще не получала.

17 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Отсутствие объективного учета действительных интересов и потребностей различных групп населения проявляется в просчетах при структурировании субъектов социальной политики и определении приоритетов в комплексе практических мер по ее реализации. Особенно это важно для тех видов социальной помощи, где социальные выплаты и льготы имеют преимущественно нестраховой характер, в т.ч. оплата отдыха, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и др. Все более насущными становятся задачи создания современных социальных технологий, направленных на преодоление социального неравенства и социальной несправедливости. Современное понимание социальной справедливости связывается в основном с распределительной справедливостью, которая не может быть реализована без внешнего вмешательства.

18 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Реализуя справедливость, как естественное право человека на удовлетворение своих социальных потребностей в приемлемом уровне жизни, социальной защите и минимальных социальных благах, государство берет на себя реализацию этой функции, осуществляя насильственное перераспределение. В связи с этим, возникает необходимость создания социальных технологий, позволяющих достаточно полно и эффективно выполнять перераспределительные процессы. Социальные технологии, как представляется, должны включать методические подходы к анализу социально- экономических ситуаций и решению социальных проблем, а также разработку комплекса мер по их практической реализации.

19 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Преобладающая часть социально значимых благ являются благами совместного потребления с избирательностью, альтернативностью использования. Избирательность в практическом аспекте означает необходимость использования социально-экономических критериев отбора, которые позволяют адекватно оценить сложившуюся ситуацию, соразмерить социальные затраты и социальные выгоды. Российская практика отбора нуждающихся в социальных услугах складывается по двум основным направлениям: во-первых, в работе с учреждениями, специализирующимися на социальном обслуживании отдельных категорий граждан (детские дома, школы-интернаты, учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов и т.п.); во-вторых, с нуждающимися семьями либо отдельными лицами через систему государственной социальной защиты.

20 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Если процедура отбора осуществляется специализированными учреждениями социальной защиты, контингент подопечных лиц которых довольно однороден, то формирование групп потенциальных потребителей идет по каким-либо конкретным признакам: по возрасту, по медицинским показаниям и др. При работе с нуждающимися семьями или отдельными лицами перед органами государственной социальной защиты встает проблема поиска дополнительных критериев отбора, поскольку, количество заявлений о потребности в социальных услугах значительно превышает выделяемые ресурсы.

21 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Бесперспективность попыток решить социальные проблемы путем увеличения финансирования, необходимость повышения эффективности программ социальной помощи и социальных расходов, стремление усилить обоснованность предоставления социальных льгот и пособий, поиск возможностей создания заинтересованности конкретного человека в защите от многих социальных рисков потребовали уточнения принципов социальной политики. В ее основу были заложены такие принципы как признание семьи, а не отдельного гражданина, в качестве основного объекта социального помощи; постепенный переход к адресным компенсациям нуждающимся; укрепление государственных гарантий, в т.ч. на федеральном уровне с тем, чтобы социальные услуги, предоставляемые населению в пределах установленных социальных норм, оплачивались своевременно и в полном объеме; перевод социальной защиты обеспеченных семей преимущественно на страховую основу.

22 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. В целях адресности и рационального использования бюджетных средств был принят Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим слоям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Для совершенствования условия реализации принципа адресности социальной помощи предусмотрены посредством федерального законодательства правовые нормы по учету различных видов доходов, которые при этом будут варьироваться в региональном разрезе, в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни и занятости населения, методические подходы по их обеспечению. Необходимость региональной дифференциации подтверждается при сопоставлении таких социально-экономических показателей регионов, как индекс потребительских цен на товары и услуги, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, стоимость минимального набора продуктов питания, динамика реальных доходов населения, которые показывают значительные отклонения от среднероссийских показателей.

23 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Стремление в полной мере реализовать адресную направленность социальной защиты на региональном уровне столкнулось с серьезными методологическими трудностями установления социально-экономических критериев отбора наиболее нуждающейся части населения. Применение в качестве критерия душевого дохода ниже прожиточного минимума осложнялось нерегулярностью выплат всех видов денежных доходов, а также сокрытием истинной величины доходов населением. Балльная методика оценки нуждаемости семей базируется на использовании показателя потенциальных потребительских расходов, на основе которых определяются наиболее нуждающиеся категории населения. Согласно данному методическому подходу, право на пособие по нуждаемости имеют семьи, душевые потенциальные потребительские расходы которых не превышают величину регионального прожиточного минимума. Назначение пособий осуществляется на заявительной основе после предоставления в органы социального обеспечения документально подтвержденных сведений о доходах, составе семьи, жилищных условиях и принадлежащей членам семьи недвижимости.

24 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Экспериментальная апробация этой методики показала, что при использовании показателя потенциальных потребительских расходов для оценки степени нуждаемости семей, многие домохозяйства, имеющие официальные душевые доходы (зарплату в формальном секторе экономики, пенсии, стипендии, социальные пособия), величина которых не превышает прожиточного минимума, не являются бедными по показателю потенциальных потребительских расходов. Поскольку возникла вероятность обращения за пособием всех тех, чьи официальные душевые доходы ниже прожиточного минимума, то практически половина семей получила бы отказ по показателю потребительских расходов. Поэтому в балльную методику введен показатель административной границы бедности на уровне ниже прожиточного минимума, например, в некоторых субъектах Федерации в ходе эксперимента он был установлен в размере половины прожиточного минимума.

25 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Заявитель, по данной методике, мог получить отказ в назначении пособия по двум причинам: во-первых, отказывают всей семье, если ее душевые потенциальные потребительские расходы больше прожиточного минимума; во-вторых, хотя объектом социальной защиты является семья в целом, причем она расчетно имеет право на пособие, из числа получателей могут быть исключены отдельные ее члены, в т.ч. трудоспособные неработающие лица (за исключением зарегистрированных безработных, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы и престарелыми старше 80 лет). В экспериментальных условиях оба эти фактора показали высокую значимость в силу таких причин, как теневая занятость, скрытая безработица и т.п. Особенно это характерно для сельских жителей, т.к. проживание в сельской местности ведет к дооценке потенциальных потребительских расходов, а, следовательно, снижает вероятность назначения пособия. Оценка результатов пилотной программы привела к необходимости обоснования дифференцированных показателей потенциальных потребительских расходов для городских и сельских жителей.

26 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Балльная методика в целом вполне эффективна для практического применения и оценки нуждаемости семей в социальной защите, связанной с первыми жизненными потребностями в питании, одежде, жилье. Она позволяет выравнивать социально- экономическое положение семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Предоставление социальной помощи по критериям балльной методики позволяет малообеспеченным семьям выжить. Однако она не предназначена для нивелирования качественных условий жизни, не затрагивает проблемы обеспечения минимально необходимого уровня гарантий в таких сферах, как культура, физическая культура и спорт, туризм и санаторно-курортное обслуживание, также входящих в перечень государственных минимальных социальных стандартов.

27 Молчанов И.Н Механизм социальных трансфертов. Прямое обеспечение адресной доступности социальной поддержки и защиты путем администрирования создает определенные «провалы», которые выражаются в локализации потребления отдельными не всегда самыми нуждающимися категориями населения, усиливает бюрократизацию и сопровождается ростом административных издержек, ведет к диспропорциям в соотношении спроса и предложения социальных услуг. Одно из направлений модернизации системы социальной защиты связывается с заявительным механизмом оказания социальной помощи, смысл которого состоит в том, что социальные выплаты не навязываются, а предоставляются только тем, кто их просит и в них нуждается. Таким образом, семьи, среднедушевой доход в которых не достиг прожиточного минимума и обеспечивает удовлетворение лишь первых жизненных потребностей, на основе заявительного принципа получают возможность подняться на качественно новую ступень в условиях жизни и преодолеть социальную изоляцию. Вместе с тем, расширяется доступность социальных услуг, усиливается их адресность, более полно реализуются государственные минимальные социальные стандарты.

28 Молчанов И.Н Искажающее действие общественных расходов. Общественные расходы могут вызывать эффект замещения и эффект дохода. В случае возникновения эффекта дохода бюджетные ограничения сдвигаются вверх вправо, а в случае возникновения эффекта замещения происходят изменения либо в структуре потребления, либо в соотношении между трудом и досугом. Как известно, эффект замещения приводит к чистым потерям, которые могут оказаться невыявленными, если учитывать лишь денежные потоки. Но поскольку выплаты зависят от размера дохода, то это неизбежно отражается на выборе между трудом и досугом.

29 Молчанов И.Н Искажающее действие общественных расходов. Натурализация помощи позволяет решать конкретные задачи по целенаправленному доведению до конкретных потребителей либо распространять сферу действия программ общественных расходов на соответствующие институты, но при этом происходит дополнение искажающегося действия общественных расходов, в частности, к замещению труда досугом добавляется замещение различных благ теми благами, потребление которых имеет приоритетную поддержку через программы общественных расходов.

30 Молчанов И.Н Искажающее действие общественных расходов. Нелимитированные программы помощи порождают большие чистые потери, чем лимитированные, в рамках которых у части реципиентов может возникнуть эффект замещения, и то, что искажающее воздействие различных «натуральных» программ накладывается друг на друга, в результате чего результаты с трудом поддаются прогнозу и анализу. Поэтому при прочих равных условиях (а именно, отсутствие «особых» условий целедостижения) предпочтение следует отдавать денежным программам субсидирования потребления.

31 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Опыт развитых стран свидетельствует, что существуют пределы как налоговой нагрузки, так и государственных расходов. Эти пределы неодинаковы в разных странах и зависят от целого ряда факторов, отражающих национальную специфику ускорения инфляции, финансовой стабильности, накопленных долгов, темпов экономического роста, политической ситуации и т.п. Рациональная ограниченность роста общественных расходов, в частности, расходов государственного бюджета, ставит задачу их эффективности, обеспечивающей поддержку экономического роста и сокращения неравенства в уровне благосостояния различных слоев населения. Сложности в оценке эффективности бюджетных расходов на правительственном уровне обусловлены тем, что среди факторов, влияющих на их величину и структуру, во многих случаях политическая составляющая преобладает над экономической целесообразностью и социальной необходимостью.

32 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. При оценке бюджетных расходов в масштабах государства применяются два основных метода: страноведческие (международные) и региональные (межрегиональные внутри страны) сопоставления. Страноведческие сопоставления отражают наиболее общепринятые в анализируемый период технологии производства и предоставления общественных благ, а в качестве критериев используют показатели страны, чьи достижения в социальной сфере считаются наиболее значительными. Однако сам процесс приведения национальных показателей в сопоставимый вид достаточно сложен, поскольку приходится учитывать специфику экономического положения, уровень инфляции и т.п. Региональные сопоставления более свободны от погрешностей на уровень инфляции, но и они требуют детального учета региональной дифференциации социальных и экономических данных.

33 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Макроэкономические показатели эффективности бюджетных расходов оказывают непосредственное влияние на обеспечение доступности общественных благ, в т.ч. социально значимых услуг здравоохранения, образования и др. Наряду с оценкой эффективности государственных расходов посредством страноведческих и региональных сопоставлений используются показатели технической (операционной) эффективности, позволяющие определять рациональность расходования ресурсов при производстве и организации потребления общественных благ. Оценка технической эффективности сопряжена с трудностями административного характера, поскольку государственный (муниципальный) аппарат управления слабо заинтересован в перераспределении полномочий и ответственности функций аллокации ресурсов, усилении контроля за перераспределительными процессами.

34 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. При оценке эффективности расходов, обусловленных производством и потреблением коллективных клубных благ, применяется соизмерение предельных социальных затрат и предельных социальных выгод (предельной выгоды коллектива или сообщества). Предельная полезность оценивается как совокупная полезность всех потребителей (членов коллектива или сообщества), поскольку совместность потребления и неделимость каждой дополнительной единицы общественного блага обеспечивает выгоду всем (т.е. общую полезность). Соответственно, чем больше социальной выгоды на единицу социальных затрат, тем выше их эффективность.

35 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств означают (согласно ст. 34 Бюджетного кодекса), что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны учитывать необходимость достижения заданных (или наилучших) результатов при наименьших объемах затраченных средств (или определенного бюджетом объема средств). Результаты деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения (ведомства) рассматриваются в процессе планирования как система показателей (индикаторов) мониторинга и оценки степени достижения поставленных целей. Мониторинг выполнения субъектами бюджетной сферы целевой бюджетной программы осуществляется на основе данных форм отчетности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

36 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Перечисленные показатели должны адекватно отражать социальный эффект на основе объективных и достоверных данных, быть сопоставимыми как с плановыми значениями, предусмотренными целевыми программами, данными за предшествующие периоды, так и показателями аналогичных программ (других учреждений, в т.ч. показателей коммерческих организаций, оказывающих аналогичные услуги). В качестве критериев оценки деятельности государственных бюджетных учреждений применимы: степень достижения целей, соотношения фактических и плановых затрат, экономическая эффективность результатов по отношению к произведенным затратам, общественная эффективность как соотношение общественно значимого (социального) эффекта и непосредственных показателей деятельности, совокупная эффективность как соотношение величины достигнутого реализацией программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.

37 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Оценка качества бюджетных услуг может осуществляться по следующим показателям: адекватности применяемых социальных технологий потребностям и ожиданиям населения (путем учета влияния примененной услуги на уровень общественного благосостояния); соответствия уровня применяемых методов оказания бюджетных услуг современным научно- техническим требованиям; экономической эффективности.

38 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. В процессе оценки качества бюджетных услуг целесообразно учитывать три взаимосвязанных аспекта: качество используемых ресурсов (квалификация и организация работы обслуживающего персонала, материально-техническое обеспечение деятельности бюджетных учреждений); качество процесса обслуживания (соблюдение стандартов бюджетных услуг, выбор применяемой технологии); качество конечного результата (экономическая и социальная эффективность, социально-демографические показатели, удовлетворенность населения полученными услугами, качество жизни).

39 Молчанов И.Н Оценка эффективности общественных расходов. Информацией для оценки качества бюджетных услуг могут послужить материалы выборочных наблюдений за работой бюджетных организаций и учреждений, их статистическая отчетность, а также данные социологических опросов населения. В определенной мере, для сравнительного анализа, следует привлекать информацию о качестве аналогичных платных услуг, предоставляемых негосударственными структурами. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Правительством РФ было принято постановление «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» (от в ред. от ). При формировании отчислений государственных унитарных предприятий собственнику имущества (с учетом чистого денежного потока, создаваемого бизнесом унитарного предприятия, и специфики его деятельности) бюджетная эффективность может исчисляться как показатели роста (прироста) стоимости этого предприятия на величину чистого денежного потока от ведения всех видов его деятельности.

40 Молчанов И.Н Заключение. Тема 7. Спасибо за внимание!