Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 9»
Проанализировать практический опыт организации взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. 2. Сконструировать в соответствии с современными требованиями модель взаимодействия педагогов и родителей, обеспечивающего социальную адаптации дошкольников. 3. Повысить профессиональные умения педагогов при организации взаимодействия с родителями через участие: Школа молодого педагога; семинары-практикумы; тренинги. 4. Разработать тематику семинаров- практикумов для родителей и педагогов, направленных на повышение эффективности их взаимодействия. 5. Способствовать установлению и развитию отношении партнерства и сотрудничества родителя с ребенком через участие в клубе «Первоклассный родитель». 6. Создать развивающую и воспитывающие среды как средства стимулирования активности детей. 7. Создание положительного эмоционального климата в коллективе. 8. Разработать мониторинг реализации системы взаимодействия педагогов и родителей. Разработать и реализовать модель взаимоотношений педагогов и родителей как ресурс социокультурного развития личности ребенка.
Создана модель взаимоотношений педагогов и родителей как ресурса социокультурного развития личности ребенка. 2. Определено содержание совместной деятельности педагогов и родителей по планированию, организации, анализу и коррекции развития детей в соответствии ФГОС дошкольного образования. 3. Воспитатель владеет методами: педагогической диагностики; педагогическим сопровождением семейного воспитания. сформированы навыки взаимодействия с детьми, родителями в соответствии 2-го и 3-го уровня. 4. У ребенка сформировано конструктивное взаимодействие в группе со сверстниками. Создана модель «Взаимодействие педагогов и родителей, как ресурс социокультурного развития личности ребенка дошкольного возраста, позволяющая, комплексно решать вопросы по формированию личности ребенка Организационно - педагогический - становление профессиональной позиции каждого воспитателя, использование новых методов взаимодействия с родителями, детьми. Личностный – положительная динамика личностного роста наших воспитанников по критериям: Игровая деятельность Общение со сверстниками и взрослыми Целевые ориентиры развития детей Общественный – характер оценок работы дошкольного учреждения со стороны родителей. Сотрудничество родителей с учреждением в вопросах единых подходов в развитии и воспитании ребенка.
Положения гуманистической психологии об условиях развития личности (А.Маслоу,Т.Роджерс); 2. Теория дошкольного воспитания (Л.В.Венгер, П.Кергомар) ; 3. Идеи об ориентации в педагогическом процессе на интересы и потребности ребенка (Ш.А.Амонашвили, М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); 4. Деятельностный подход к развитию личности в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин); 5. Представления об амплификации развития детей (А.В.Запорожец); 6. Исследования механизмов персонализации и самореализации, надситуативной активности ( В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев); 7. Представления о зоне ближайшего развития ребенка, идея о роли «зоны неопределенности» в развитии индивидуальности (В.С.Мерлин); 8. Принцип асимметрии сознания и деятельности как движущей силы развития. (В.П.Зинченко); 9. Подходы в понимании совпадений характеристики социальной адаптации с характеристиками психологического здоровья и «совладающего» поведения. И.В.Дубровина, Т.И.Чиркова, О.В.Хухлаева;) 10. Основные положения методики организации коллективных творческих дел. (И,П.Иванов,Ф.Я.Шапиро, В.А.Караковский, Л.Г.Борисова); 11. Основные подходы к понятиям социальной адоптации, определение ее позитивной активностью личности, направленной на себя и среду своей жизни. (А.А.Налчаджян, В.А.Петровский). 12. Роль среды, культуры и социального окружения ребенка на развитие личности. (А.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, П.П.Блонский); 13. Роль школы в психическом развитии ребенка и причины его школьной дезадаптации. (Н.П.Гундобин, Е.А.Покровский, П.Ф.Каптерев, И.А.Сикорский, Б.П.Ленский, М.М.Рубинштейн); 14. Общения взрослых и детей шести – семи лет. (М.И.Лисина). Теоретические и методологические основы реализации модели взаимодействия
Этапы разработки и внедрения модели по взаимодействию педагогов и родителей, как ресурс социокультурного развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Подготовительный этап (март 2013) Задача: Изучение, анализ и уточнение подходов и понятий по взаимодействию педагогов и родителей. Изучение нормативно правовых документов регламентирующих деятельность с семьями воспитанников. Изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы по организации взаимодействия педагогов и родителей. Изучение семей воспитанников, опыта семейного воспитания как основы выстраивания взаимоотношении с родителями. Уточнение психологических подходов и понятий взаимодействия педагогов и родителей. 2. Диагностический (май, сентябрь 2013) Задача: Выявление исходных данных по взаимодействию участников образовательного процесса. 1. Диагностика: - профессиональной позиции педагога, как воспитателя; - уровня взаимодействий педагогов и родителей; - личностного роста воспитанника. - формы адаптации воспитанников к условиям детского сада и школы. 2. Изучение заказа родителей воспитанников МДОУ. 3. Обработка полученной информации (1 и 2 пункта). 4. Разработка критериев. 5. Составление социального паспорта ДОУ.
Практический (август, сентябрь 2013) Задача: Разработать и наполнить новым содержанием модель взаимодействия. 1. Разработать тематику и содержание семинаров-практикумов: - для педагогов; - для родителей 2. Разработать план по взаимодействию специалистов ДОУ с семьями воспитанников. 3. Разработать тематику и содержание клуба для родителей «Первоклассный родитель» 4. Составление план работы в ближайшем социуме. 5. Разработка тем системы. 6. Определение структуры воспитательного пространства. 7. Разработка мониторинг 4. Внедренческий (октябрь май 2014) Задача: Реализация и корректировка модели взаимодействия. 1. Обучение педагогов деятельностно – диалоговым формам взаимодействия родителей с ребенком. 2. Проведение с педагогами консультативно-тренинговых встреч. 3. Проведение мероприятий совместно с учреждениями ближайшего социума. 4. Организация единого образовательного пространства. 5. Работа клуба для родителей «Первоклассный родитель» 6. Ввести мониторинг.
ОТНОШЕНИЕ 2. ОБЩЕНИЕ 3. ОТКРЫТОСТЬ Культура диалога Своевременный выбор роли говорящего или слушающего Интерес к собеседнику Основы взаимодействия «Добрый взгляд на ребенка»: ВНУТРЕННЯЯ ОСНОВА ДОВЕРИЯ 1. Родители понимают объективность многих 1. Уважение к опыту педагога. трудностей. 2. Уважение к знаниям. 2. Изучают своего ребенка; 3. Компетентность в вопросах подмечают как он воспитания. общается, как к нему 4. Личностные качества относятся сверстники. (внимание, доброта, чуткость). Знакомство с педагогическим процессом. 1. Родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога; 2. Обогащают содержание домашнего воспитания. Рефлексивная деятельность педагога, родителя 1. ОТНОШЕНИЕ 2. ОБЩЕНИЕ 3. ОТКРЫТОСТЬ Культура диалога Своевременный выбор роли говорящего или слушающего Интерес к собеседнику Основы взаимодействия «Добрый взгляд на ребенка»: ВНУТРЕННЯЯ ОСНОВА ДОВЕРИЯ 1. Родители понимают объективность многих 1. Уважение к опыту педагога. трудностей. 2. Уважение к знаниям. 2. Изучают своего ребенка; 3. Компетентность в вопросах подмечают как он воспитания. общается, как к нему 4. Личностные качества относятся сверстники. (внимание, доброта, чуткость). Знакомство с педагогическим процессом. 1. Родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога; 2. Обогащают содержание домашнего воспитания. Рефлексивная деятельность педагога, родителя Основы взаимодействия 1. ОТНОШЕНИЕ 2. ОБЩЕНИЕ 3. ОТКРЫТОСТЬ Культура диалога Своевременный выбор роли говорящего или слушающего Интерес к собеседнику ВНУТРЕННЯЯ Наблюдения за ребенком 1. Родители понимают объективность многих трудностей. 2. Изучают своего ребенка; подмечают как он общается, как к нему относятся сверстники. Знакомство с пед. процессом. 1. Родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога; 2. Обогащают содержание домашнего воспитания ВНУТРЕННЯЯ Наблюдения за ребенком 1. Родители понимают объективность многих трудностей. 2. Изучают своего ребенка; подмечают как он общается, как к нему относятся сверстники. Знакомство с пед. процессом. 1. Родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога; 2. Обогащают содержание домашнего воспитания «Добрый взгляд на ребенка»: Педагогика доверия: в группе: ОСНОВА ДОВЕРИЯ 1. Уважение к опыту педагога. 2. Уважение к знаниям. 3. Компетентность в вопросах воспитания. 4. Личностные качества (внимание, доброта, чуткость). Рефлексивная деятельность педагога, родителя
Уровень параллельных действий (низкий) Уровень встречного движения (средний) Уровень сотрудничества (высокий) Характер взаимодействия Разобщенность; параллельность действий; «каждый сам по себе» Возрастание и усиление связей между педагогами и родителями Взаимосвязь, как взаимодействие и сотворчество Воспитательная деятельность Не согласуется; говорят на разных языках Педагоги в роли организатора Субъекты общего образовательного процесса Результат взаимодействия Критерии оценки различны. Простая сумма их деятельности. Усиливается потребность изучить опыт друг друга. Образовательная деятельность педагога усиливает эффект
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» Родительские собрания Родительские собрания Журнал «Педагогический поиск» Журнал «Педагогический поиск» Устные журналы для родителей Устные журналы для родителей Клубы: «Семья», «Кроха» Клубы: «Семья», «Кроха» Дни открытых дверей Дни открытых дверей Консультационный пункт Консультационный пункт Семинары – практикумы «Играют взрослые и дети» Семинары – практикумы «Играют взрослые и дети» Памятки и информационные письма Памятки и информационные письма Семейные и межсемейные проекты Семейные и межсемейные проекты Тренинги для родителей Тренинги для родителей Создание общественных родительских организаций для участия в организационно – педагогическом процессе Взаимодействие общественных родительских организаций с ДОУ