Тема урока « Художественная культура масульманского Востока » Тема урока « Художественная культура масульманского Востока » Цели урока Цели урока Формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Ислама.
Advertisements

К у л ь т у р а И с л а м а Понятие цивилизация (от лат. civilis «гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о ходе истории. Если.
халифата Культура стран арабского Урок истории.Презентацию выполнили:учитель истории Ботнарь О. Ю. и учитель начальных классов Коваль Н.В.
Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Цели урока Цели урока Формирование интереса к культуре.
Презентацию подготовила учительница начальных классов Кзыл-Чишминской ООШ Батыревского района Чувашской Республики Салахутдинова Зехре Кадировна Урок 3.
Урок истории средних веков в 6 классе Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование.
Культура стран Арабского халифата. Образование Арабский язык – язык науки и литературы. Начальные школы – частные. Сунна – собрание рассказов об изречениях.
Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Культура стран Халифата
Течение ислама в России
Течение ислама в России.
План-схема параграфа 5 1. Возникновение Ислама Ислам в Средние века Карта стран которые включил в себя Ислам Святилище Мухаммед и Аллах Пять Столпов ислама.
АрхитектураЖивописьЛитература Художественная культура ислама (Арабский Восток)
Подготовила Шевченко В.П. - учитель ИЗО МОБУ СОШ с. Среднебелая.
Художественная культура ислама. План: 1.Арабский халифат 2.Ислам – мировая религия 3.Шедевры исламской архитектуры 4.Особенности ИЗО ислама 5.Литература.
Мы цель созданья, смысл его отменный, Мы цель созданья, смысл его отменный, Взор Божества и сущность зрящих глаз. Взор Божества и сущность зрящих глаз.
РОЖДЕНИЕ ИСЛАМА. ПЛАН УРОКА 1.Арабское общество. 2.Возникновение ислама. 3.Коран.
« Культура стран халифата ». Образование В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя.
Восточнохристианский и исламский миры Урок истории 10 класс.
ИСЛАМ Аравийский полуостров начало VII в. Арабские племена Мекка Ясриб (Медина) Курейшиты Аллах (аль-Илах) 2.
Транксрипт:

Тема урока « Художественная культура мусульманского Востока » Тема урока « Художественная культура мусульманского Востока » Цели урока Цели урока Формирование интереса к культуре стран Арабского халифата Формирование интереса к культуре стран Арабского халифата Формирование уважительного отношения к культуре народов Востока Формирование уважительного отношения к культуре народов Востока Развитие критического мышления Развитие критического мышления

Задачи урока: Задачи урока: Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры Продолжить развитие умения анализировать произведения искусства Продолжить развитие умения анализировать произведения искусства Воспитать толерантное отношение, терпимость к культуре других стран Воспитать толерантное отношение, терпимость к культуре других стран

Этапы урока Организационный момент Организационный момент Организационный момент Организационный момент Изучение нового материала Изучение нового материала Изучение нового материала Изучение нового материала Закрепление полученных знаний Закрепление полученных знаний Закрепление полученных знаний Закрепление полученных знаний Итог урока, оценивание Итог урока, оценивание Итог урока, оценивание Итог урока, оценивание

Этот загадочный Арабский Восток Мы цель создания, смысл его отменный, Взор Божества и сущность зрящих глаз. Окружность мира - перстень драгоценный, А мы в том перстне вправленный алмаз. Омар Хайам.

К у л ь т у р а И с л а м а Исламский мир около 1300 г.н. э.

Особенности арабской культуры : - уважительное отношение к знанию,поощрение науки. - сохранение, использование культурных достижений античности и Древнего Востока - запрещение изображать людей и любых живых существ.Отсутствие икон и картин. -- распространение арабесок и каллиграфии,которые заменили по значению иконы

ИСЛАМ ИСЛАМ Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо- язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо- язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

ДОГМАТИКА ИСЛАМА ДОГМАТИКА ИСЛАМА Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

РАСПОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА РАСПОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму ( восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда ), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса : завоевание новых земель.

Мухаммед (лицо закрыто),Джабраил, Муса(слева)

Мечеть Омара. Купол Скалы. Иерусалим.

Мечеть и собственно Скала

Мухаммед на горе Хира. Н.К. Рерих

Мухаммед

Написание его имени

99 имён Аллаха

Пять столпов ислама Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха; Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха; Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети. Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети. Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода. Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода. Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Коран

Сура из Корана

Мечеть Аль-Масджид аль- Харам. Мекка.

Михраб

Мекка

Кааба Кааба

Священный камень Каабы Священный камень Каабы

Кааба Кааба

Минарет Калян Минарет Калян

Минарет аль-Мальвия

Мечеть Мухаммеда в Медине

Куфи Куфи

Вступление Мухаммеда в Мекку

Мухаммед и Чёрный камень Каабы

Арабеска. Сура Корана.

Ваза. Почерк куфи.

Купол Скалы

Мухаммед и ангелы. Миниатюра

Шедевры арабской архитектуры. Кааба- святыня арабской культуры.

Шедевры арабской Архитектуры. Мечеть в Кордове.

МЕЧЕТЬ (от арабского «масджид» - место поклонения) – мусульманский храм СУННА – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда МЕДРЕСЕ – высшая мусульманская школа

Дворец в Альгамбре.

Главное место в архитектуре заняли культовые здания- Мечети Первые мечети Появились лишь В гг.

В архитектуре арабских стран сформировался тип колонной мечети.

Медина

С 7 века важнейшим признаком мечети стал Минарет -высокая башня,с которой про провозглашали Призыв к молитве.

Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свыше 50 метров Возведен в г Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г. Минарет Вазир Кхано (Лахор)

АРХИТЕКТУРА АЛЬГАМБРА – дворец эмира в испанском городе Гранада МИНАРЕТ – высокая башня при здании мечети АРАБЕСКИ – сложный геометрический узор из пересекающихся и переплетающихся линий ЗАПРЕЩЕНО изображение людей и животных в украшении зданий

Отличительной чертой Любой мечети стал Мирабу. Мирабу- ориентированная на Каабу священная ниша, Перекрытая аркой.

При мечетях возникали школы- Медресе.

Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде

Шах Файсай (Исламабад)

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691

Мечеть Омейядов. Внутренний двор

Дом для омовений Интерьер дома для омовений Люстра

Мечеть пророка в Меддине Мечеть в Мадресе

Тадж Махал в Агре

Золотая Мечеть Богдад

Медресе Шир-Дор в Самарканде

Медресе Муххамада Амин хана (Хивы) Медресе Шир-Дор (Самарканд)

Ибн- Сина. Фирдоуси. Навои Поэт, философ, ученый Поэт, философ, ученый. Поэт

Арабески - род орнамента в архитектуре и живописи, основанный на прихотливом переплетении листьев…БСЭ

К у л ь т у р а И с л а м а Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики Искусство и художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях на бумаге или на печатях арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. Сходный характер имела тигра сложная фигура из слов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри. Искусство и художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях на бумаге или на печатях арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. Сходный характер имела тигра сложная фигура из слов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри.

Арабская письменность Наружная каллиграфия В средневековой культуре степень овладения « красотой письма»,или каллиграфией,стала показателем интеллектуальности,образованнос ти и духовного совершенствования личности.

Кулильница в форме льва, вв., медь

Жерло фонтана в виде льва, 12 в

Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость

Керамическое блюдо, 10 в

Тарелка с изображением знаменосца, 10 в Чаша из Ирана, вв.

Ковер с изображением животных (Иран 16 в) Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве, характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети.

Фальсафа (философия). Фальсафа (философия). Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд внесли свой вклад в мировую мысль. ФАРАБИ развивал идеи Аристотеля. Ему принадлежит распространенное в арабо-мусульманской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. ИБН СИНА (Авиценна) – автор фундаментальных трудов, в которых систематизировал современное ему научное знание. Его философское и медицинское наследие оказало сильное влияние на развитие науки на Востоке и Западе. Авиценна

Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) – комментарии к сочинениям Аристотеля. Философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фальсафы составили идеи единства бытия, вечности мира, подчинения его действию естественных законов, постигаемых с помощью научных методов исследования, и выдвижение разума в качестве мерила истины, а логики – как способа ее получения и обоснования.

Математика. Заложены основы аналитической геометрии,Аль-Хаваризми автор « аль – Джебр». Физика. Разработаны принципы увеличения стекол.Альхазеном написана книга «Сокровища оптики». Химия. Джабер и Рази – оснаватели всей алхимии Алхимия - Медицина. Авиценна описал признаки многих болезней. География. Накоплены знания об Африке,Азии,Китае.Арабские Карты достигли высокого уровня.

Алхимия - cвоеобразное явление культуры,применение химии к суеверному исканию всеобщего целебного снадобья и тайны обращения металлов в золото.

« Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая » (арабская пословица) « Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая » (арабская пословица)

ХАРУН ар-РАШИД (768 – 809) «Дом мудрости» в Багдаде – хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги

« К СЛОВАМ РАЗУМНЫМ ТЫ ИЩИ ПУТИ, ВЕСЬ МИР ПРОЙДИ, ЧТОБ ЗНАНЬЯ ОБРЕСТИ » Фирдоуси

Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла Исламская Испания (от начала VIII в. до середины XV в.). К тому времени, когда мусульмане вошли в Южную Испанию, которую они называли Аль-Андалус (Андалусия), варвары уже опустошили большую часть Европы, и для классической цивилизации Древней Греции и Рима наступило время упадка. Исламская Испания во времена правления Аббасидов, куда бежал АБД АР-РАХМАН Омейяд, спасаясь от преследований новой династии, стала мостом, по которому Европе было передано, наряду с достижениями самой Андалусии, научное, технологическое и философское наследие. На протяжении первого столетия Исламского правления в Испании главным источником расцвета культуры была цивилизация Аббасидов в Багдаде. Однако позже, во времена правления Абд ар-Рахмана ΙΙΙ (912 – 916 гг.) из династии Омейядов Исламская Испания начала вносить уже собственный вклад в развитие науки и искусства, подтверждая статус независимого эмирата.

Абд ар-Рахман ΙΙΙ был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими науками. Он был полон решимости доказать, что его двор в Кордове (столица Андалусии) не уступает по своему величию двору Багдадских халифов, которому он бросал вызов. Не жалея ни времени, ни денег, он активно призывал к себе на службу ученых. В итоге очень скоро ученые, поэты, философы, историки и музыканты начали переселяться в Аль-Андалус. Один из первых ученых, призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас, прибывший в Кордову преподавать музыку (тогда одну из областей математической теории). Он познакомил двор Абд ар- Рахмана с последними достижениями в Багдаде. Никто из ученых того времени не ограничивал себя рамками какой- то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил все усилия на исследовании механики полета. Он сконструировал два крыла из деревянного каркаса и перьев и предпринял первую попытку полететь, предвосхитив Леонардо да Винчи приблизительно на шесть столетий. научной картой мира.

Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой и инкрустирована серебром, Лувр), подписанная именем Юнуса ибн Аль-Хусейн Аль-Астурлаби, представляет собой трехмерную модель космического неба. Координаты созвездий были перенесены на металлическую сферу, вполне узнаваемы даже 48 созвездий, описанных Птолемеем. Узнать земные координаты можно по параллели, восстановленной к настоящему времени, и утерянному на данный момент меридиану. Возле каждого созвездия выгравировано его название на арабском языке, каждой звезде, представленной серебряным кружком, присвоен номер, на который есть ссылка в каталоге звезд.

Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус, является первым переводом работы Птолемея на арабском языке, датирующимся концом VIII столетья. Благодаря выдающемуся выполнению, этот глобус следует признать и научным прибором и шедевром искусства. Небесная сфера (Иран 12 в)

Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира. Планисфера Аль-Идриси

К у л ь т у р а И с л а м а Роскошь дворцов и садов Во дворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковая архитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чаще специально высаживали деревья: в одних странах чинары, в других финиковые пальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин и тюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружали фонтаны и беседки... При этом руководствовались симметрией, символикой растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.

Конструкция и декор

Тип узора - гирих декор порталамедресе Шер-Дор в Самарканде

Виды письма геометрический вид письма куфиболее поздний вид письма беглый, округлый по форме насхи

К у л ь т у р а И с л а м а Исламская литература Исламская литература Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние арабские и иранские корни. Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние арабские и иранские корни. При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны. При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны. В мусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. В мусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях.

К у л ь т у р а И с л а м а Чайхана, караван-сараи и баня Чайхана, караван-сараи и баня В середине VIIIXIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские последние чаще всего вблизи от резиденции правителя. В середине VIIIXIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ХАЛИФАТА АРАБСКИЕ ЦИФРЫ, СИСТЕМА СЧЕТА, ЗНАНИЕ АСТРОНОМИИ СОЧИНЕНИЕ АВИЦЕННЫ О ДИАГНОСТИКЕ БОЛЕЗНЕЙ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ – АРАБСКИЙ СТИЛЬ ТРУДЫ АНТИЧНЫХ УЧЕНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ БОЛЕЕ СОВЕРШЕН- НЫЕ КАРТЫ, КОМПАС, ГЛОБУС

К у л ь т у р а И с л а м а Заключение Заключение Постепенно и в культуре исламской цивилизации пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин. Постепенно и в культуре исламской цивилизации пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин. Итак, мы можем сказать, что исламская культура и традиция испытывала влияние древнейших культур Востока по крайней мере дважды: в пору арабских миграций до возникновения христианства и в пору арабо- исламской экспансии и закрепления на Ближнем Востоке. Итак, мы можем сказать, что исламская культура и традиция испытывала влияние древнейших культур Востока по крайней мере дважды: в пору арабских миграций до возникновения христианства и в пору арабо- исламской экспансии и закрепления на Ближнем Востоке.