Педагогический совет по теме: «Осуществление педагогической поддержки в решении личностно – значимой для обучающегося проблемы». Ануфриева С.В. МОУСОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.
Advertisements

Социально-педагогическая технология «один из сложившихся на основе предыдущего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально.
Педагогическая поддержка. В законе Об образовании одной из основных целей школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий.
Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития в системе личностно–ориентированного воспитания.
модернизация Создание условий для развития индивидуальности Авторитарной социоцентрической На гуманистическую личностно- ориентированную направления.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Педагогическая поддержка детей в современном образовании.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна.
Транксрипт:

Педагогический совет по теме: «Осуществление педагогической поддержки в решении личностно – значимой для обучающегося проблемы». Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска

Цель педсовета: Дать определение педагогической поддержки; рассмотреть значимость педагогической поддержки в решении личностных проблем ребенка; определить формы, методы педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить Особенно она необходима ( и ожидаема ) в ситуациях поиска и выбора ( самоопределения), а таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает при минимуме опыта. Но всегда ли он может ее получить? Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить Особенно она необходима ( и ожидаема ) в ситуациях поиска и выбора ( самоопределения), а таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает при минимуме опыта. Но всегда ли он может ее получить? Поддержка возможна там и тогда, где есть содействие, сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости. Поддержка возможна там и тогда, где есть содействие, сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости. Поддержка – явление универсальное, она возможна и имеет схожие основания в многочисленных условиях, но в зависимости от ситуации может быть по содержанию и форме педагогической, психологической и нравственной. Поддержка – явление универсальное, она возможна и имеет схожие основания в многочисленных условиях, но в зависимости от ситуации может быть по содержанию и форме педагогической, психологической и нравственной.

Что необходимо знать при оказании помощи в решении проблемы: - педагог помогает конкретизации представлений подростка о требуемых нормах поведения, образцах и ценностях(педагогическое содержание проблемы), - педагог помогает конкретизации представлений подростка о требуемых нормах поведения, образцах и ценностях(педагогическое содержание проблемы), - педагог совершенствует рефлексию и самоконтроль подростка, его эмоциональную и рациональную сферы (психологические проблемы), - педагог совершенствует рефлексию и самоконтроль подростка, его эмоциональную и рациональную сферы (психологические проблемы), - педагог способствует развитию нравственных чувств(чувство долга, доброта). - педагог способствует развитию нравственных чувств(чувство долга, доброта).

Этапы педагогической поддержки: Сигнальный Сигнальный Контактно – созидательный Контактно – созидательный Диагностический Диагностический Проектный Проектный Деятельностный Деятельностный Результативно – аналитический Результативно – аналитический

Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для нег проблемы: -неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);- обращение родителей к педагогу или администрации школы- тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе,- попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для нег проблемы: -неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);- обращение родителей к педагогу или администрации школы- тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе,- попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи 2. Учитель обрабатывает получаемую информацию и формирует предположение о содержании проблемы и причинах ее возникновения. 2. Учитель обрабатывает получаемую информацию и формирует предположение о содержании проблемы и причинах ее возникновения. 3. Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения. 3. Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения. 4. Педагог консультируется у специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника и др. 4. Педагог консультируется у специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника и др.

Контактно - созидательный 1. Определяется эмоционально - психологическое состояние школьников и его готовность к общению. 1. Определяется эмоционально - психологическое состояние школьников и его готовность к общению. 2. Обеспечиваются эмоционально- положительное отношение ребенка к беседе, устраняются психологические барьеры. 2. Обеспечиваются эмоционально- положительное отношение ребенка к беседе, устраняются психологические барьеры. 3. Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником. 3. Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником.

Диагностический 1. Организуется доверительная беседа с учащимися. 1. Организуется доверительная беседа с учащимися. 2. Диагностируется («раскодируется») проблема ребенка. 2. Диагностируется («раскодируется») проблема ребенка. 3. Определяются причины возникновения проблемы. 3. Определяются причины возникновения проблемы.

Проектный 1. Учащийся с помощью учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавиться от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло. 1. Учащийся с помощью учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавиться от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло. 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности при решении проблемы. 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности при решении проблемы.

Деятельностный 1. Ребенок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы. 1. Ребенок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы. 2. Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребенка. 2. Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребенка.

Результативно - аналитический 1. Результативно - аналитический 1. Совместно с ребенком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности. 1. Результативно - аналитический 1. Совместно с ребенком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности. 2. Констатируется факт разрешения проблемы или происходит переформулированные затруднения. 2. Констатируется факт разрешения проблемы или происходит переформулированные затруднения. 3. Ребенок осмысливает новый жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы. 3. Ребенок осмысливает новый жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы.

Виды препятствий Препятствия Социальные «ОНИ» - препятствия (средовые) Субъективные «Я» препятствия - личностные Отсутствие ориентации ТрудностьПроблема Материальные

Основные источники препятствий. Источник препятствий Школьная и внешняя среда( работники школы, друзья, сверстники, семья, социокультурная атмосфера) Когнитивный, эмоционально – волевой, поведенческий, компоненты структуры личности Степень материально – технического обеспечения образовательного процесса( учебники, оборудование, технические средства); материальное благосостояние ребенка в семье

Реализация педагогической технологии на уроке в качестве педагогической поддержки обучающихся 1. Подготовка к уроку 1. Подготовка к уроку 2. Организация урока 2. Организация урока 3. Содержание урока 3. Содержание урока 4. Технология обучения 4. Технология обучения 5. Экология урока 5. Экология урока 6. Педагогическая культура, профессионализм учителя на уроке 6. Педагогическая культура, профессионализм учителя на уроке 7. Итог урока 7. Итог урока

1. Подготовка к уроку - Определение роли в построении индивидуальной траектории ученика. - Определение роли в построении индивидуальной траектории ученика. – Определение задач урока их связи с целью блока учебной темы. – Определение задач урока их связи с целью блока учебной темы. - Определение программы развития, действующей на уроке. - Определение программы развития, действующей на уроке. - Проектирование индивидуальной работы на данный урок. - Проектирование индивидуальной работы на данный урок. - Методы оценивания работы отдельных учеников на уроке; продвижение способных, средних и слабых учащихся. - Методы оценивания работы отдельных учеников на уроке; продвижение способных, средних и слабых учащихся.

2. Организация урока -Постановка задач перед учащимися, их ориентация (подготовка к диагностике, коррекционная работа, творческое развитие). -Постановка задач перед учащимися, их ориентация (подготовка к диагностике, коррекционная работа, творческое развитие). - Привлечение самих учащихся к постановке задач урока и его организации. - Привлечение самих учащихся к постановке задач урока и его организации. - Выяснение степени понимания учащимися задач предстоящей работы. - Выяснение степени понимания учащимися задач предстоящей работы. - Создание мотивации предстоящей работы(возникло ли учащихся желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, продвинуться в развитии?). - Создание мотивации предстоящей работы(возникло ли учащихся желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, продвинуться в развитии?). - Участие школьников в организации урока: взаимное обучение, взаимный контроль и оценка. - Участие школьников в организации урока: взаимное обучение, взаимный контроль и оценка. - Определение организационной структуры урока: выделение этапов на пути движения учащихся к цели; изменение деятельности учащихся на каждом этапе урока; решение личных и познавательных задач на каждом этапе. - Определение организационной структуры урока: выделение этапов на пути движения учащихся к цели; изменение деятельности учащихся на каждом этапе урока; решение личных и познавательных задач на каждом этапе. - Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке. - Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке. - Определение места в уроке компонентов ТК. - Определение места в уроке компонентов ТК.

3. Содержание урока - Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке: участие школьников в творческом поиске. - Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке: участие школьников в творческом поиске. - Овладение школьниками способами личностного и индивидуального развития: умение ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умение общаться, коммуникабельность; умение сотрудничать и проявлять взаимопомощь; умение саморегуляции, самоконтроля, самодисциплины; умение самопознания, рефлексии - Овладение школьниками способами личностного и индивидуального развития: умение ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умение общаться, коммуникабельность; умение сотрудничать и проявлять взаимопомощь; умение саморегуляции, самоконтроля, самодисциплины; умение самопознания, рефлексии -Содержание теоретических знаний на уроке.- Создание ситуации выбора (теории, системы, определение способа решения задачи, проблем для обсуждения) и как учащиеся проявили себя в этом выборе. -Содержание теоретических знаний на уроке.- Создание ситуации выбора (теории, системы, определение способа решения задачи, проблем для обсуждения) и как учащиеся проявили себя в этом выборе. -Дифференциация и интеграция содержания. -Дифференциация и интеграция содержания.

4. Технология обучения - Организация самостоятельной творческой работы учащихся. - Организация самостоятельной творческой работы учащихся. - Диагностический характер обучения- Определение средств и способов поддержки, учащихся на уроке. - Диагностический характер обучения- Определение средств и способов поддержки, учащихся на уроке. -Место индивидуальной поддержки.- Организация мер по предупреждению затруднений учащихся, установление обратной связи. -Место индивидуальной поддержки.- Организация мер по предупреждению затруднений учащихся, установление обратной связи. - Использование методического инструментария на уроке, эффективность. - Использование методического инструментария на уроке, эффективность.

5. Экология урока - Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке. - Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке. - Уровень комфортности учащихся. Его обусловленность. - Уровень комфортности учащихся. Его обусловленность. - Эмоциональное состояние детей (состояние подавленности, агрессии, пассивности, нежелание работать). Причины. - Эмоциональное состояние детей (состояние подавленности, агрессии, пассивности, нежелание работать). Причины. - Загруженность учащихся ( не было ли перегрузки учебным материалом). Пережили ли дети радостное чувство успеха. - Загруженность учащихся ( не было ли перегрузки учебным материалом). Пережили ли дети радостное чувство успеха. - Настроение педагога и учащихся. - Настроение педагога и учащихся.

6. Педагогическая культура, профессионализм учителя на уроке -Творческие педагогические находки на уроке. Какие? -Творческие педагогические находки на уроке. Какие? - Индивидуальный педагогический почерк- Уровень нарушения норм культурного поведения и педагогической этики( проявление раздражительности, недовольства детьми, повышение голоса, отношение к неверным вопросам; проявление невнимания к вопросам и ответам детей). - Индивидуальный педагогический почерк- Уровень нарушения норм культурного поведения и педагогической этики( проявление раздражительности, недовольства детьми, повышение голоса, отношение к неверным вопросам; проявление невнимания к вопросам и ответам детей).

7. Итог урока Общая оценка Обеспечение продвижения в развитии умений и навыков и усвоении знаний. Общая оценка Обеспечение продвижения в развитии умений и навыков и усвоении знаний. Проявление и обеспечение принципов индивидуально – личностного подхода. Ученик – соавтор. Проявление и обеспечение принципов индивидуально – личностного подхода. Ученик – соавтор. Проявление субъективных свойств: активность, ответственность, самоконтроль. Умение делать выбор, участвовать в диалоге; давать оценку фактам, событиям; уважение к чужому мнению; стремление к согласию. Проявление субъективных свойств: активность, ответственность, самоконтроль. Умение делать выбор, участвовать в диалоге; давать оценку фактам, событиям; уважение к чужому мнению; стремление к согласию. Использование гуманистической стратегии сотрудничества: педагогическая помощь и поддержка учащихся; сочетание фронтальной работы с классом и индивидуальной работы с отдельными учащимися; поощрение индивидуальных творческих достижений детей. Использование гуманистической стратегии сотрудничества: педагогическая помощь и поддержка учащихся; сочетание фронтальной работы с классом и индивидуальной работы с отдельными учащимися; поощрение индивидуальных творческих достижений детей. Образовательная среда урока( способствовала ли самовыражению, самоопределению учащихся, стимулированию личных достижений учащихся). Образовательная среда урока( способствовала ли самовыражению, самоопределению учащихся, стимулированию личных достижений учащихся).

Деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе. - исследование педагогом того субъективного потенциала, который имеется у ребенка; - исследование педагогом того субъективного потенциала, который имеется у ребенка; - стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы; - стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы; - поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах; - поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах; - поддержка ребенка в стремлении реализовать его собственные смыслы и ценности (поддержка ребенка в самоопределении). - поддержка ребенка в стремлении реализовать его собственные смыслы и ценности (поддержка ребенка в самоопределении). - поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения; - поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения; - организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы. - организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.

Основные принципы обеспечения педагогической поддержки : Согласие ребенка на помощь и поддержку. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Опора на силы и потенциальные возможности личности. Опора на силы и потенциальные возможности личности. Вера в эти возможности. Вера в эти возможности. Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия. Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия. Совместность, сотрудничество, содействие. Совместность, сотрудничество, содействие. Конфиденциальность (анонимность) Конфиденциальность (анонимность) Доброжелательность и безотчетность. Доброжелательность и безотчетность. Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства. Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства. Реализация принципа «Не навреди». Реализация принципа «Не навреди». Рефлексивно – аналитический подход к процессу. Рефлексивно – аналитический подход к процессу.