Безударные гласные в корне слова Ученица 8 а класса МОУ – СОШ 14 Иванова Юлия Ученица 8 а класса МОУ – СОШ 14 Иванова Юлия
Теория В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции. В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.
НЕТ Словарное слово собака ДА Пишем так, как слышим тропа-тропы Ударные (пишем так, как слышим) тропка, лодка I. Безударная позиция гласные Проверить ударением
II. Ударение + лексическое значение( смысл слова) Развевается флаг – веет по ветру Развивается ребенок – развитие (рост) III. Проверка безударной гласной путем подбора сложносокращенных слов ( в некоторых словах гласная не стоит под ударением, но слышится ясно) Бригада - комбриг
III.Проверка безударной гласной путем подбора сложносокращенных слов: бригада- комбриг II. Ударение + лексическое значение ( смысл слова) полоскать белье – тщательно полощет поласкать ребенка – материнская ласка
Способы проверки безударной гласной I. Подбор формы одного и того же слова II. Подбор родственных слов
Задания для тренировки Задания для тренировки 1. Подобрать проверочное слово – существительное Появление – явь Укоренился – Разъяренный – Отяжелеть – Отвинтил – Приспособление – 2. Подобрать проверочное слово – прилагательное Наслаждение – Омрачать – Пехота – Нищета – Удивление – 3. Подобрать проверочное слово – глагол Похвала– Каток – Угасать – Привлекать – Исчезать –
4. Сопоставь данные слова, подбери проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной. Обежать вокруг дома – бег Обижать ребенка - обида Запевать в хоре - Запивать молоком - Поседеть от старости - Посидеть в сквере - Слезать с лестницы - Слизать сметану - Увидать издали - Увядать без влаги -
Расколоть полено - колка Раскалить щипцы - накал Утихать постепенно - тихо Утешать ласково - утеха Скрипеть дверью - скрип Скрепить печатью - скрепка Развиваться нормально - развитие Развеваться на ветру - веять Сторожить дом - сторож Старожил города – старый житель Чистота в доме - чисто Частота колебаний - часто Озимь посеяли - зимний Оземь ударили - земли Переселить людей - села Пересилить усталость - сила Затрещать громко - треск Тяжелое потрясение - встряска Щепать лучину - щепка Щипать курицу - щиплет
Задание 5. Запишите предложения, подобрать проверочные слова. Зач…стили дожди, и на даче стало тоскливо. Санька отв…рил калитку и об…жал вокруг дома. Пашка подп…чесался и стал прим…пять отцовскую фуражку. Женщина пол…скала белье.Старик прож…вал здесь лет сорок. Старуха медленно ж…вала хлеб и зап…вала его молоком. Чайник нак…лился, расп…делся и стал прот…кать. Луч прожектора осл…пил меня. Буря не ут…хала :деревья скр…пели и тр…шали, удары грома сотр…сали землю. Зач…стили дожди, и на даче стало тоскливо. Санька отв…рил калитку и об…жал вокруг дома. Пашка подп…чесался и стал прим…пять отцовскую фуражку. Женщина пол…скала белье.Старик прож…вал здесь лет сорок. Старуха медленно ж…вала хлеб и зап…вала его молоком. Чайник нак…лился, расп…делся и стал прот…кать. Луч прожектора осл…пил меня. Буря не ут…хала :деревья скр…пели и тр…шали, удары грома сотр…сали землю. Слова для справок: часто, затвор, бег, пояс, мерка, полощет, жить, прожеванный, пить, накал, течь, слеп, тихо, скрип, треск, тряска, пайка. Слова для справок: часто, затвор, бег, пояс, мерка, полощет, жить, прожеванный, пить, накал, течь, слеп, тихо, скрип, треск, тряска, пайка.
Задание 6. Определите по словарю значение данных слов и составить с ними предложения Например: альманах – сборник произведений различных авторов Вскоре был выпущен альманах. Слова для предложений: анонимный, интеллигентный, компетентность, ансамбль, дифирамб. Например: альманах – сборник произведений различных авторов Вскоре был выпущен альманах. Слова для предложений: анонимный, интеллигентный, компетентность, ансамбль, дифирамб.
Источники 1.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов русский язык 5 класс, М.: «Просвещение» 2010 г. 2. Поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, автор-составитель И.В.Караева, Волгоград 2. Поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, автор-составитель И.В.Караева, Волгоград