Тема «маленького человека» в русской литературе 18 - 19 веков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ «маленького человека» в русской литературе.
Advertisements

Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века Исполнитель: Маков.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель. Выполнили работу: Самородов. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А.
Образ «маленького человека» в русской и якутской литературе По произведениям Михаила Зощенко и Софрона Данилова.
«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Ф.М.Достоевский.
« В человеке всё должно быть прекрасно…». Антону Павловичу Чехову принадлежит высказывание: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,
Презентация. "Петербургские повести" Н.В.Гоголь
Повесть «Бедная Лиза», портрет героини А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (герой Самсон Вырин)
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.)
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2012.
Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм.
Урок литературы 8 класс. В черновом варианте произведение называлось: « Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Основой произведения стал услышанный Н.В.
Н.В.Гоголь: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа». Л.Н.Толстой: «Чувство красоты развито у него до высшей.
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек» Приложение к реферату по литературе Выполнила работу: Каталевич Екатерина Викторовна, ученица.
Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX в в в веков. Автор -Уварова Ирина, ученица 10 класса «А» ГОУ СОШ 427 Учитель – Парамонова М.И год.
Транксрипт:

Тема «маленького человека» в русской литературе веков.

Ф.М. Достоевский

Карамзин положил начало огромному циклу произведений русской литературы о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную доселе тему. «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы,» – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей «учебником жизни», то есть тем, на чем основывалась слава русской литературы 19 века.

А.С. П4 пушкину был близок мир Петра, была дорога и понятна его мечта – «ногою твердою стать при море». Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из неё. По мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека. «Правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».

Вырин предстает жертвой общества; Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Акакий Акакиевич принадлежит к литературно-социальному типу «маленького человека», занимавшему русских писателей х годов. Судьба «маленького человека» безысходна. Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных.

Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности. продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир.

Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

Тема «маленького человека» характерна для раннего Чехова, Не нарушая бытовой достоверности типа, Чехов отбирает наиболее существенные черты, тщательно устраняя всё, что может эти черты затенить или затушевать.

в 80-е годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. В рассказе «Толстый и тонкий» именно «тонкий» более всего лакействует, хихикая, как китаец: «Хи-хик-с». Чинопочитание лишило его всего живого, всего человеческого.

«Жертва» здесь не вызывает сочувствия. Умирает не человек, а некое казенно-бездушное существо. Обратим внимание на ключевые детали рассказа. «Что-то оторвалось» не в душе, а в животе у Червякова. При всей психологической достоверности в передаче смертельного испуга эта деталь приобретает еще и символический смысл, ибо души-то в герое и впрямь не оказалось. Живет не человек, а казенный винтик в бюрократической машине. Потому и умирает он, «не снимая вицмундира».

Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой.

Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса». Маленькие чиновники, станционные смотрители, сошедшие с ума не по своей воле, начали выходить из тени.