Здоровьесберегающая организация учебного процесса Цели: организация деятельности школы, направленной на поддержание и улучшение состояния здоровья детей и подростков активное противодействие факторам, влияющих на серьезное ухудшение здоровья детей и подростков в их школьный период жизни, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха в жизни
Показатели рациональной организации учебного процесса Показателями рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы); занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Рациональное расписание учебных занятий Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.
Шкала трудности предметов для младших классов Предмет Балл 1.Математика 8 2. Русский язык 7 3.Природоведение 6 4. Русская литература 5 5. История (4 класс)4 6. Рисование и музыка 3 7.Труд 2 8.Физкультура 1
Шкала трудности предметов для старших классов Предмет Балл 1.Математика, русский язык Иностранный язык 10 3.Физика, химия 9 4.История 8 5. Родной язык, Литература 7 6.Естествознание, география, ОБЖ6 7.Физкультура 5 8.Труд 4 9.Черчение 3 10.Рисование 2 11.Пение 1
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.
Максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности Классы Максимально допустимая нагрузка в часах при 5-дневной неделе 4-летняя начальная школа Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
Двигательная активность учащихся Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 11 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности.
Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов. Классы Ежедневный объем времени (часов) Культурно-оздоровительные мероприятия Гимнастика до учебных занятий мин) Физкультминутка на уроках (мин) Подвижные перемены (мин) I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Классы Уроки физкультуры в неделю (час) Внеклассные формы занятий в неделю: спорт секции, кружки физкультуры, группы ОФП (час) Общешкольные мероприятия Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин) Участие в соревнованиях в учебном году (раз) Дни здоровья и спорта I21,16-8Е10-15 II21,36-8Ж15-20 III21,36-8Е15-20 IV21,36-8М15-20 V21,38-9Е20-25 VI21,38-9С20-25 VII228-9Я20-25 VIII228-9Ч20-25 IX228-9Н25-30 X2210О25-30 XI
Рациональная организация урока От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся
Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража. Хронометраж урока проводится по: плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу); количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров); длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту); частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности); количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа); месту, длительности и условиям применения ТСО; частоте чередования видов преподавания; наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения 1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные. 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. 5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через минут. 6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). 9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д. 11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. 12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. В конце урока обратить внимание на следующее. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более %. 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения. 16. Темп окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются. - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).