МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Объем курса – 181 час, из них: 34 часа – лекции, 17 часов – практические занятия, 130 часов – самостоятельная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
Advertisements

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Что такое наука? это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, соответствующее критерию истинности.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Транксрипт:

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Объем курса – 181 час, из них: 34 часа – лекции, 17 часов – практические занятия, 130 часов – самостоятельная работа.

Условия начисления баллов за выполнение отдельных видов работ Виды работ Распределение баллов по отдельным видам работ, баллы Текущая аттестация Семестровая аттестация Посещение лекций55 Выступления на семинарах10 Самостоятельная работа (практикумы)88 Словарь основных терминов и понятий 07 Реферат и его защита7 0 Научная статья (анализ социологической информации с использованием программы SPSS) 0 10 Промежуточная аттестация10 0 Экзамен0 20 Итого (баллов):4060

Тема 1. Логика научного исследования в социальной сфере 1.Методология науки. 2.Методология исследования в социальной сфере. 3.Логика исследования. 4.Уровни научного исследования, программа исследования Основные понятия: методология, наука, исследование, социальная сфера, логика, логический замысел исследования, уровни научного исследования, программа исследования, стратегия исследования, процесс исследования, замысел исследования, этапы исследования.

Тема 2. Методический замысел исследования и его основные этапы 1.Замысел исследования и его этапы исследования. 2.Предмет, объект и гипотезы исследования. 3.Методики исследования. 4.Программа исследования и ее основные компоненты. 5.Научные выводы и оформление материалов исследования. Основные понятия: предмет исследования, объект исследования, гипотезы исследования, методики исследования, научные выводы, материалы исследования.

Тема 3. Научная гипотеза 1.Постулаты, научная теория и гипотеза. 2.Критерии приемлемости гипотез, разработка общих, рабочих и альтернативных гипотез (правила формулирования гипотез, количество). 3.Свойства и виды гипотез. Истинность и проверка гипотез. Основные понятия: постулат, теория, гипотеза, общая гипотеза, рабочая гипотеза, альтернативная гипотеза, описательная гипотеза, каузальная гипотеза, статистическая гипотеза, истинность, приемлемость.

Тема 4. Структура и содержание этапов научного исследования в социальной сфере 1.Концепция программы исследования. Составные элементы программы исследования. 2.Исследуемые явления, процессы, признаки, параметры. Применяемые методы их субординация и координация. 3.Последовательность и техника обобщения результатов исследования. 4.Состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла. Основные понятия: концепция, явление, процесс, признак, параметры, субординация, координация, техника, замысел исследования

Тема 5. Методы научного исследования 1.Уровни методологического анализа, принципы и требования, предъявляемые к научному методу. 2.Виды исследований. Виды эксперимента. Прогностические методы в научных исследованиях. Применение социологических методик в исследованиях. 3.Методы анализа данных. Математико-статистические методы в научных исследованиях. Основные понятия: методология, принцип, требования, научный метод, научное исследование, эксперимент, методы, прогностические методы, методики, социологические методики, математико- статистические методы, интуитивные методы, экспертный метод, метод экстраполяции, метод моделирования, модель, морфологический анализ, вопросник, метод интервью, наблюдение, метод анализа взаимодействия, метод самооценки, метод социометрии, дисперсионный анализ, контент-анализ, латентный анализ, кластерный анализ, регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ.

Тема 6. Включенное наблюдение 1.Включенное наблюдение и этнографический метод: определение и исторические истоки. 2.Планирование исследования: определение проблемы, отбор случаев, ситуаций и групп. 3.Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения в «поле». 4.Процесс анализа и описания результатов. Основные понятия: наблюдение, наблюдение социологическое, включенное наблюдение, этнографический метод, ситуация наблюдения, лист наблюдения, наблюдатель.

Тема 7. Биографический метод 1.Биографический метод (определение и истоки). 2.Сбор биографического материала. 3.Анализ и интерпретация биографического материала. Основные понятия: биографический метод, биографический материал, достоверность, качественно-количественный анализ документов.

Тема 8. Эксперимент в социальных науках 1.Определение и виды эксперимента. 2.Основные принципы экспериментирования в социальных науках. 3.Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией. 4.Многомерные и факторные эксперименты. Основные понятия: эксперимент, экспериментальный планы, экспериментальная и контрольная группа, рандомизация, многомерный эксперимент, факторный эксперимент.

Тема 9. Массовые опросы 1.Массовые опросы (определение и истоки). Выбор исследовательского плана. 2.Концептуализация и измерение. Уровни измерения. 3.Общие правила конструирования опросников. «Сензитивные» вопросы. Выбор формата для ответов. Макет анкеты (опросника). Основные понятия: опрос, анкета, анкетирование, интервью, интервьюирование, вопросник, закрытые вопросы, открытые вопросы, трендовые обследования, когортные обследования, панельные обследования, номинальные измерения, порядковые измерения, интервальный уровень измерения, измерение отношений, сензитивные вопросы.

Тема 10. Качество измерения 1.Проблема качества измерения в социальной сфере. 2.Надежность и валидность измерения. 3.Конструирование индексов и шкал. Основные понятия: надежность, надежность-повторяемость, надежность-согласованность, валидность, инструментальная валидность, валидность по содержанию, критериальная валидность, прогностическая валидность, конкурентная валидность и посдиктивная валидность.

Тема 11. Построение выборки 1.Выборочный метод (определение и истоки). 2.Типы вероятностных выборок и их реализация. Размер вероятностной выборки. 3.Целевой отбор Основные понятия: выборочный метод, выборочная совокупность, генеральная совокупность, вероятностная выборка, простая случайная выборка, систематическая выборка, стратификационная выборка, кластерная выборка, квотная выборка, многоступенчатая выборка, объем выборки, целевой отбор, целевая выборка, шаг отбора, отбор «критических случаев», отбор «типичных случаев», метод «снежного кома».

Тема 12. Анализ данных 1.Виды анализа данных. 2.Одномерный анализ: табулирование и представление данных. 3.Анализ связи между двумя переменными. 4.Корреляция, частная корреляция, регрессия. 5.Множественная регрессия и путевой анализ. Основные понятия: частотное распределение, полигон распределения, меры центральной тенденции, меры изменчивости (разброса), корреляция, частная корреляция, регрессия.

Тема 13. Научное творчество 1.Особенности научной работы. 2.Реферат. Литературный (обзорный) реферат. Реферат методического характера. Тезисы доклада. Журнальная научная статья. Устные организационные формы научного общения (научный съезд, научная конференция, научный семинар). 3.Фундаментальные исследования. Прикладные исследования. 4.Этика научного творчества. 5.Категории и понятия научной работы. Основные понятия: реферат, литературный (обзорный) реферат, реферат методического характера, тезисы доклада, журнальная научная статья, научное общение, научный съезд, научная конференция, научный семинар.

Тема 14. Выпускная (квалификационная) работа: подготовка к написанию, работа над рукописью, структура 1.Выбор темы. Планирование работы. 2.Библиографический поиск литературных источников. Чтение научной литературы. 3.Отбор и оценка фактического материала. Сбор первичной научной информации, ее фиксация и хранение. 4.Подготовка черновой рукописи. Композиция работы. Рубрикация текста. Язык и стиль работы. Основные понятия: выпускная работа, квалификационная работа, дипломная работа, рукопись, структура работы.

Тема 15. Оформление выпускной (квалификационной) работы 1.Общие правила оформления. 2.Титульный лист, содержание. Нумерация страниц и глав. Представление графического материала. Таблицы. Формулы и уравнения. Ссылки. Список использованной литературы. Приложения. 3.Представление результатов исследования в социальной сфере. Основные понятия: титульный лист, содержание, нумерация страниц и глав, графический материал, таблица, формула, уравнение, ссылка, сноска, список использованной литературы, приложение.

Тема 16. Порядок защиты выпускной (квалификационной) работы 1.Отзыв научного руководителя на выпускную (квалификационную) работу. 2.Рецензирование работы. 3.Документы необходимые для защиты выпускной (квалификационной) работы. 4.Доклад и требования к составлению доклада. 5.Критерии оценки выпускной (квалификационной) работы. Основные понятия: отзыв, рецензия, рецензирование, защита выпускной (квалификационной) работы, научный доклад.