Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С 2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЧИНЕНИЕ 15.2 ЭКЗАМЕНА ОГЭ (СОЧИНЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА) Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ.
Advertisements

Готовимся к экзаменам в новой форме Часть 2. А 1 На какой вопрос в тексте нет ответа ? 1)Зачем девочка играла на скрипке на улице? 2)Как отнеслись прохожие.
Он итак уже стоит здесь,наверно,полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости. В каком значении употреблено в предложении слово «заворожённость»:
Урок русского языка в 9 классе Подготовка к ЕГЭ. Цель урока Подготовка к ЕГЭ повторение разделов русского языка; обучение школьников умению выполнять.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ГИА 9 РЯ Методические рекомендации по обучению школьников написанию сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Алексей Николаевич Толстой Работа учителя русского языка и литературы.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
С2.2 Подготовка к ГИА Сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала(высказывания, фразы) текста.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Особенности работы экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Урок-обобщение Цели урока: 1. Проверить 2. Отработать 3. Научиться.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Транксрипт:

Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.

С2.2 Напишите сочинение- рассуждение Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. Интерпретация - толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста. (Сл. Д.Н. Ушакова) Интерпретация фрагмента текста состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его содержательный анализ.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку... (По В. Крапивину)

Часть 3 (сочинение-рассуждение) выполняется на основе того же текста, который предложен для работы над тестовыми заданиями. Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий. Такой анализ соотносится с комплексным анализом содержания текста, который используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы Задания А проверяют: понимание основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Этапы работы над сочинением: Анализ фрагмента текста - этап понимания: понять предмет анализа; сформулировать суждение (тезис); дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста - этап объяснения: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами- аргументами из текста. Вывод - этап обобщения: Личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.

Анализ фрагмента текста: на первом этапе необходимо понять предмет анализа Финал текста обычно указывает (прямо или косвенно) на основную мысль (идею). А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (-ев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления героя, вызванные описанным событием. Главный герой – мальчик, главное событие - встреча с маленькой скрипачкой. Отношение – чувства, переживания, вызванные этой встречей. Таким образом, предмет анализа : чувства, переживания мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой.

Следующий этап анализа фрагмента текста: сформулировать тезис В финале текста описываются чувства мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой. Варианты построения предложений: В финале показаны душевные переживания героя, вызванные встречей с маленькой скрипачкой. Последние предложения текста рассказывают о чувствах мальчика, вызванных встречей с маленькой скрипачкой. В финале говорится о переживаниях героя, которые он испытал при встрече с маленькой скрипачкой. Совет МИОО: не использовать построение 1-ой фразы сочинения по модели «Я думаю, что смысл последней фразы текста состоит …». В этом случае фраза получится громоздкой, что усложнит ее восприятие проверяющим.

Следующий этап анализа фрагмента текста: дать пояснения к тезису Пояснения к тезису, комментарий – ответы на вопросы: Какие чувства испытывает герой? Почему он испытывает такие чувства? Девочка очень понравилась герою: она была тоненькая, с короткими и растрепанными волосами, как у мальчишки, и с задумчивыми глазами. На скрипке она «играла восхитительно».

Интерпретация фрагмента текста. объяснить смысл фрагмента текста Обязательная часть предложения – вводная конструкция: «по моему мнению», «мне кажется», «с моей точки зрения», «я думаю, что…» Я думаю, что Кинтель стесняется своих чувств. Он боится, что окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности. (Я думаю, что в конце текста говорится о сложных переживаниях героя: он стесняется своего внешнего вида и своих чувств, боится, что окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности.)

Интерпретация фрагмента текста: обосновать (подтвердить) высказанное суждение аргументами Аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность. Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Ему так хотелось, чтобы она купила новую скрипку! Он готов был отдать ей все свои деньги – «хоть сто рублей!»,если бы они у него были. Но тогда все вокруг догадались бы «о его завороженности», и «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки».

Примером-аргументом в сочинении- интерпретации не может служить интерпретируемая фраза. Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего с цитированием, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

Способы введения аргументов Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой (предложение 15). Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой (например, предл. 15).

Вывод - личностное отношение к герою, к теме или проблеме рассказа: Герою надолго запомнится эта встреча.

План работы над сочинением С2.2 Анализ фрагмента текста: определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис; дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста аргументами. Вывод: Выразить личностное отношение к герою, теме или проблеме текста

Структура рассуждения Тезис (-ы) (тезис об общем смысле фразы и пояснения, комментарий; тезис-интерпретация текста) Примеры-аргументы Вывод

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя.(3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8) У меня такса, зовут Кит… – (9)Представляешь? – говорит дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14) Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова? – (15)Андрюха! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)Здесь, в Доме культуры, есть такая студия. (18)Конечно, джаз – это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание. (21)Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!.. –(25)Ты не подходишь, - сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. (28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене. –(32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу. –(34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз – не музыка, джаз – это состояние души. (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке… (44)И песня пошла…

В последних словах текста описано состояние души, при котором у героя снова получается играть джаз. И все это потому, что рядом с ним друг, собака Кит, который все понимает и тоже любит петь. Я думаю, что это рассказ о любви к музыке и о дружбе. Андрей не проходит собеседования в студию джаза, так как остается один: «…с собаками в Дом культуры нельзя». Рядом нет Кита, и герой «не мог начать, хоть ты тресни!..» Но когда они вместе, к ним снова приходит вдохновение: «На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух». Мальчик и собака понимают друг друга. Когда у человека есть друг, у него все получается!

Герою-рассказчику нравится исполнять джаз и он даже исполняет этот стиль музыки со своей собакой Китом. Кит – чуткий и очень преданный пес, готовый делить с ним все его затеи. Дядя героя тоже любит джаз, именно в джазе он видел самые большие возможности для самовыражения человека. Когда Андрею позвонил дядя и тот сказал, что для исполнения джаза хороший слух не нужен, то настроение у него поднялось «34; 35; 36; 37». Последняя фраза текста говорит о том, что мальчик талантлив, а его дядя вдохновил его на новую песню.

Смысл последнего предложения «И песня пошла…» в том, что когда Андрей пришел с прослушивания он позвонил дяде Жене и сообщил, что его не взяли потому что у него нет слуха. На что дядя Женя ответил «Слух – ничто. Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. Это и есть джаз! Джаз – не музыка, джаз – состояние души». После этого разговора у Андрея поднялось настроение и он ни смотря на то, что ему сказали на прослушивании, он продолжал заниматься своим любимым делом, продолжал играть.

Автор говорит в тексте о том что джаз очень хорошая музыка, что многим нравится именно такая музыка. Джаз играют на саксофоне и многие ее сочиняют на ходу. «Он эту музыку сочиняет прям на ходу» Джаз трудно играть и поэтому не каждый сможет играть его, многие люди годами учатся играть на саксофоне джаз, там много клавиш которых надо запомнить, чтоб знать куда на какой звук ставить палец, чтоб саксофон и джазовая музыка звучала очень красиво чтоб людям нравилось «И песня пошла»