ОГКОУ «Школа-интернат 91» «Компетентность педагога» Составитель: педагог-психолог Фёдорова С.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОГНИТИВНЫЙЭМОЦИОНАЛЬНЫЙВОЛЕВОЙ коммуникативнаяинформационная регулятивная интеллектуально- педагогическая компоненты.
Advertisements

ЧАЙКИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ-средней общеобразовательной школы 2 г.Тавды.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Коммуникативная компетентность педагога –интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются - эмоциональная устойчивость; -
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно - коммуникативной компетентности учащихся.
« Формирование основных компетенции у обучающихся» Учитель технологии Тамакаев Роберт Яхьяевич МБОУС(К)Ш 18 Город Новый Уренгой ЯНАО.
Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Тема педсовета: Компетентностный подход в образовании: задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО Цели: Осознание.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Современные образовательные технологии как компонент учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Транксрипт:

ОГКОУ «Школа-интернат 91» «Компетентность педагога» Составитель: педагог-психолог Фёдорова С.А.

Профессиональная компетентность - это готовность к решению профессиональных задач Включает в себя следующие компетенции: методологическую методологическую информационную информационную коммуникативную коммуникативную социальную социальную культурологическую культурологическую

Выпускник современной школы должен обладать следующими качествами гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить грамотно работать с информацией - уметь собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать статистические закономерности и т. д.;грамотно работать с информацией - уметь собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать статистические закономерности и т. д.; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях;уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях; уметь выходить из различных конфликтных ситуаций;уметь выходить из различных конфликтных ситуаций; сам работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.сам работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Согласно исследованиям Дж. Равена (англ.психолог), компетентность характеризует единство когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности: Основу компетентности составляют знания как ее когнитивный компонент Основу компетентности составляют знания как ее когнитивный компонент «Быть компетентным значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл)

эмоциональный компонент активизирует профессиональный потенциал учителя Это побудитель активности педагога. Сюда же включено и понятие эмпатии (сопереживание), понимание другого в процессе решения реальных задач профессиональной деятельности.

волевой компонент: сознательная саморегуляция своей деятельности и поведения, концентрация усилий для ее осуществления.сознательная саморегуляция своей деятельности и поведения, концентрация усилий для ее осуществления. побуждает педагога к одним действиям и сдерживает другие (при этом педагог преодолевает себя и свои импульсивные желания) *Подавление чувства непринятия понимающее взаимодействие педагога с воспитанником, признание его права на отличие (толерантность) побуждает педагога к одним действиям и сдерживает другие (при этом педагог преодолевает себя и свои импульсивные желания) *Подавление чувства непринятия понимающее взаимодействие педагога с воспитанником, признание его права на отличие (толерантность) Повышает устойчивость педагога к стрессам.Повышает устойчивость педагога к стрессам. наличие исполнительских качеств: стабильнос­ть результатов, доведение всякого дела до конца, аккуратность, дисциплинированность, ответственность, профессионализм, грамотность, знание предмета занятий.наличие исполнительских качеств: стабильнос­ть результатов, доведение всякого дела до конца, аккуратность, дисциплинированность, ответственность, профессионализм, грамотность, знание предмета занятий.

Введенский В.Н. (доктор пед. наук) выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных Коммуникативная компетентность: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью);эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия;экстраверсия; способность конструировать прямую и обратную связь;способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения;речевые умения; умение слушать;умение слушать; умение награждать;умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

… Информационная компетентность включает:Информационная компетентность включает: Знания о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. Знания о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. Регулятивная компетентность предполагает:Регулятивная компетентность предполагает: умений управлять собственным поведением и включает: планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. умений управлять собственным поведением и включает: планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Интеллектуально-педагогическая компетенция :Интеллектуально-педагогическая компетенция : комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Классификация, содержащаяся в едином квалификационном справочнике Коммуникативные компетенции Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Информационные компетентности Современный ученик зачастую может быть более компетентен в области информатики, чем учитель. Умение при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон,DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Современный ученик зачастую может быть более компетентен в области информатики, чем учитель. Умение при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон,DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Социальная компетентность умение работать в команде, выстраивать свои отношения с другими людьми, наличие корпоративной этики. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений умение работать в команде, выстраивать свои отношения с другими людьми, наличие корпоративной этики. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

Культурологическая компетентность своеобразный диалог культур, овладение культурой диалога, толерантностью, солидарностью. Особо важным становится формирование национального и гражданского самосознания молодежи, уважение к другой культуре и терпимость к инакомыслию своеобразный диалог культур, овладение культурой диалога, толерантностью, солидарностью. Особо важным становится формирование национального и гражданского самосознания молодежи, уважение к другой культуре и терпимость к инакомыслию

Методологическая компетентность понимание различных подходов к образованию и выбора методов. Знание разнообразия, вариативности, выбора в образовании. Наличие у учителя собственной педагогической позиции, осознание своего опыта на уровне теории понимание различных подходов к образованию и выбора методов. Знание разнообразия, вариативности, выбора в образовании. Наличие у учителя собственной педагогической позиции, осознание своего опыта на уровне теории

Предлагаю и подход Предлагаю и подход Коджаспировой Галины Михайловны (доктора пед.наук, профессора, специалист в области педагогики), которая профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений (10), которыми должен овладеть учитель.

группы педагогических умений 1 группа: Видение проблемы, формулирование в виде задач, ориентация на активность ученика;Видение проблемы, формулирование в виде задач, ориентация на активность ученика; Принятие оптимальных решений;Принятие оптимальных решений; Предвидение результатов;Предвидение результатов; 2 группа: Грамотное истолкование учебной информации;Грамотное истолкование учебной информации; Формирование у уч-ся умений и навыков, межпредметные связи;Формирование у уч-ся умений и навыков, межпредметные связи; Изучение и учет возможностей школьников, их мотивации, предвидение возможных затруднений уч-ся;Изучение и учет возможностей школьников, их мотивации, предвидение возможных затруднений уч-ся; Использование оптимальных форм обучения; учитывать сил и времени учащихся и учителя.Использование оптимальных форм обучения; учитывать сил и времени учащихся и учителя.

3 группа: умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе; умение создавать планы развития своей педагогической деятельности. 4 группа: создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.

5 группа: - умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; - способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); - умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью); - преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

6 группа: - умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей; - умение управлять своим эмоциональным состоянием; - осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции. 7 группа: - осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

8 группа: - умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года; стимулирование уч-ся к самообучению и непрерывному образованию; 9 группа: - оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников; - способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков; - умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности. 10 группа: - способность учителя оценить свой труд в целом; - умение увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами.

Но к какой классификации мы не обратились, важнейшей характеристикой компетенции учителя является «направленность на ребёнка». Цель: выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

«Компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться» «Компетентный учитель – успешный учитель» «Компетентный учитель – успешный учитель» «Успешный учитель - успешный ученик» «Успешный учитель - успешный ученик» «Успешный ученик – компетентный ученик»«Успешный ученик – компетентный ученик» Следовательно, «Компетентный учитель – компетентный ученик» Следовательно, «Компетентный учитель – компетентный ученик»

Спасибо за внимание!