Специфика организации и содержания психолого- педагогического сопровождения инклюзивной практики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Технология сопровождения инклюзивного процесса в образовательных организациях Мурманской области» Технология поддержки педагогов, реализующих инклюзивную.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.Я. Семаго М.М. Семаго.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Москва,
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Транксрипт:

Специфика организации и содержания психолого- педагогического сопровождения инклюзивной практики

Цель Подготовка к организации инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Задачи расширение и систематизация имеющихся знаний по проблемам: - - психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики; - - специфики профессиональной деятельности педагога-психолога. активизация процесса самосознания собственных действий в контексте инклюзивного образования.

План 1. Основные понятия и принципы психолого- педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования. 2. Основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса. 3. Технология деятельности психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк). 4. Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве.

Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса прежде всего должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.

Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Трудности школы, реализующей инклюзивный процесс 1. Недостаточное понимание нормативного- правового поля. 2. Недостаточное понимание механизма реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. 3. Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ 4. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением. 5. Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно- методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ. 6. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.

Инклюзивный процесс в образовании специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательной организации, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Идеи сопровождения и психолого- педагогического сопровождения развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой идеи зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер) отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская) педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков)

Сопровождение помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса. непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей.

Основные характеристики сопровождения по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ процессуальность пролонгированность не директивность погруженность в реальную ситуацию человека особость отношений между участниками приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха») право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека (О.С. Газман) есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства других детей класса, группы, родителей всех детей, но и на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.

Методологические подходы к определению понятия «сопровождение» проектирование образовательной среды, исходящее из обще гуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создание условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей (М.Р. Битянова) Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дезадаптации. (М. М.Семаго)

Структура психолого-педагогического сопровождения 1. Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. 2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения. 3. Создание специальных социально- психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

Один из качественных критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка «нахождение» ребенка в индивидуально- адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамический контроль изменения показателей адаптации для «недопущения» сдвига этих показателей в пограничную и, тем более, дизадаптивную зону, что может достигаться как за счет индивидуально- специфической для каждого ребенка организации образовательной среды в целом (индивидуализация образовательной, в том числе коррекционной программ), так и в результате поддержания амплификационных возможностей ребенка развивающими и/или коррекционными средствами всеми специалистами, включенными в сопровождение.

Участники ППС в едином образовательном пространстве ПСИХОЛО ГО- ПЕДА- ГОГИЧЕС- КОЕ СОПРО- ВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИ СЕМЬИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТИ С ОВЗ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮ ЩИЕСЯ ДЕТИ

Задачи психолого-педагогического сопровождения Начальная школа - - определение готовности к обучению в школе - - обеспечение адаптации к школе - - развитие познавательной и учебной мотивации - - развитие самостоятельности и самоорганизации - поддержка в формировании желания и «умения учиться» - - развитие творческих способностей Основная школа - - сопровождение перехода в основную школу - - поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития - - помощь в решении личностных проблем и проблем социализации - - формирование жизненных навыков - - профилактика неврозов - профилактика девиантного поведения, наркозависимости

В первую очередь содержание сопровождения должно быть распространено на защиту прав детей в части сохранения «позитивного здоровья», которое нарушается, в том числе, и в виде перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, эмоциональных перегрузок, а также эмоционального насилия.

Конкретизация целей и задач сопровождения непрерывное поддержание силами всех специалистов субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

Задачи ППС участников инклюзивного образования В отношении обучающихся с ОВЗ - - систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса обучающегося в динамике его психического развития - - создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении - - оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности - - обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения - организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием предупреждение возникновения проблем развития ребенка помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации психологическое обеспечение образовательных программ

В отношении семей обучающихся систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ формирование психологической культуры

В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике Повышение профессиональной компетентности Формирование навыков командной работы Формирование психологической культуры

Принципы ППС Приоритет интересов сопровождаемого Непрерывность сопровождения Целенаправленность Систематичность Гибкость Комплексность Преемственность сопровождения на разных уровнях образования Принцип сетевого взаимодействия Рекомендательный характер советов специалистов сопровождения

Уровни сопровождения ребенка Этапы Уровни сопровождения Учебная деятельность Внеучебная деятельность Сетевое взаимодействие Первичная диагностика Учитель, классный руководитель Специалисты Специалисты др. организаций Анализ проблем Специалисты Разработка ИОМУчитель, специалисты сопровождения, родители Специалисты сопровождения, родители Коррекционная работа Специалисты Оценка эффективности Педагогический совет ПМПК

Основные этапы ППС (Л.Н. Харавина) 1. диагностический 2. поисково-вариативный 3. практико-действенный 4. аналитический

Диагностический этап подготовительный подэтап подэтап выявления углубленная оценка выявленных детей с особыми образовательными потребностями коллегиальное консилиумное обсуждение

Поисково-вариативный этап определение целевых ориентиров комплексного сопровождения в рамках разрабатываемой здесь же индивидуальной образовательной программы результат этапа - целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого- педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов школьного консилиума.

Практико-действенный этап реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы психолого- педагогического сопровождения включаемого ребенка, других субъектов инклюзивной практики в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения, методами и формами, в целом организацией деятельности школьного консилиума

Аналитический этап анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.

Методологические требования к технологиям ППС в инклюзивной практике концептуальность системность управляемость эффективность воспроизводимость

Основные технологии ППС ребенка с ОВЗ Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету; Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой) Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений

Технологии собственно коррекционно- развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства Технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Технология деятельности школьного психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк)

Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико- педагогический консилиум ОО (сокращенно ПМПк)

ПМПк объединение специалистов конкретной ОО, составляющее ядро психолого-медико- педагогической службы образовательной ОО, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико- коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данной ОО. Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Состав консилиума Педагоги Психологи Учитель-логопед Учитель-дефектолог Врач Представители администрации школы или дошкольной ОО.

Задачи консилиума выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей координация взаимодействия специалистов по ее оказанию

Этапы деятельности ПМПк Оценка запроса (жалоб) и их анализ, знакомство с имеющимися документами и историей развития ребенка Оценка особенностей развития специалистами (психологом, логопедом, педагогом / воспитателем, дефектологом, врачом, социальным педагогом) Решение консилиума об особенности построения образовательного маршрута адаптации (индивидуализации) учебного плана Определение необходимой дополнительной коррекционно-развивающей помощи (направленность, интенсивность и продолжительность занятий), включая меры по социальной адаптации ребенка

Прогноз дальнейшего развития и обучения на ближайший период, определение даты следующего Консилиума по ребенку Реализация решений консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий и комплексного сопровождения ребенка Динамическая (итоговая) оценка состояния ребенка и эффективности его существования в инклюзивном образовательном учреждении

Плановый консилиум Уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы. Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

Внеплановый консилиум Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам. Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данной ОО, либо иного типа учебного заведения (направление на повторное прохождение окружного ПМПК).

О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК Руководитель ОО ______________________________ ______________________ (указать ФИО) подпись_____________ М.П. Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника ___________________________ (указать ФИО ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений) подпись______________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико- педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого- медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника

Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк ОО ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных случаях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого- медико-педагогической помощи. ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого- медико-педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого- медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого- медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями

Заключение ПМПк Причины направления на ПМПК: Жалобы родителей_______________________________________ Мнение учителя (воспитателя)____________________________________ Приложения (отметить наличие): Педагогическое представление. Психологическое представление. Логопедическое представление. Медицинское представление (выписка из истории болезни). Другие документы, представленные на консилиум Заключение консилиума ________________________________________ Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению Председатель Психолого-медико-педагогического консилиума: Члены психолого-медико-педагогического консилиума (специальность, подпись):

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве

Психологическая диагностика особенностей психического развития детей с ОВЗ и определение направлений профилактики и психокоррекции Задачи педагога-психолога консилиума конкретизация особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования, реализуемого на основе адаптированной образовательной программы; разработка и уточнение условий образования и воспитания (определение, совместно с другими специалистами ПМПк, образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в структуре деятельности образовательной организации), адекватных выявленным индивидуальным особенностям;

психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, при необходимости работников иных учреждений и ведомств, представляющих интересы ребенка в семье, образовательной организации, в социуме в целом; отслеживание динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду образовательной организации (совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума); разработка и реализация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности по отношению к ребенку с ОВЗ в структуре адаптивной образовательной программы; участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого- педагогической и медико-социальной культуры специалистов, педагогического коллектива.

Достоверность оценки психического развития Комплексная, всесторонняя и целостно- динамическая оценка нарушений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализация по отношению к ним процесса образования Уточнение и конкретизация специальных образовательных условий, которые даны в рекомендациях ПМПК (комиссии) Характер адаптированной образовательной программы (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации) Условия реализации адаптированной образовательной программы

Консультативная функция осуществляется, в первую очередь, в отношении лиц, представляющих интересы ребенка с ОВЗ (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.).

Требования к процедуре и методическому обеспечению диагностического обследования 1. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. 2. Родители должны дать письменное согласие на проведение подобного обследования, а также на коррекционно-развивающие мероприятия, которые будут необходимы в рамках психологического сопровождения по его результатам. 3. Обследование желательно проводить в привычной для ребенка среде, при обязательном присутствии на обследовании родителей.

Критерии адекватности процедуры и продолжительности психологического обследования наличие контакта психолога с обследуемым ребенком доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи возможность «самокомпенсации» состояния ребенка или, при необходимости, прекращение обследования при возникновении по ходу обследования выраженных психосоматических, нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств; возникновение у родителей (законных представителей) доверия к психологу, готовность воспринимать его заключение и следовать рекомендациям.

В задачи психолога, в первую очередь, входит выявление самой структуры развития, причин и механизмов, повлекших наблюдаемые феномены, что выражается в уточнении, возможно, постановке психологического диагноза, дополнения оценки психического развития ребенка с ОВЗ, данной на ПМПК.

Заключение индивидуальные особенности развития ребенка поведенческие, коммуникативные, учебно- познавательные, в том числе, его резервные возможности в обучении и социализации. на основании этих данных разрабатываются психологические рекомендации по индивидуальной коррекционно-развивающей работе в рамках реализации адаптированной образовательной программы. подтверждены и конкретизированы необходимые специальные образовательные условия, рекомендованные ПМПК. Также определяется характер и особенности дополнительных форм образования, возможных к реализации в данном учреждении образования. в итоговой части заключения определяются сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях (срок повторного проведения психологического обследования)

В ситуации возникновения противоречивых мнений специалистов сопровождения по поводу оценки состояния ребенка и рекомендаций по разработке и реализации адаптированной образовательной программы принимаются компромиссные решения, направленные, на более благоприятные (в социальном плане) для ребенка условия.

Диагностические задачи психолога в процессе проведения комплексного обследования ребенка с ОВЗ в процессе консилиумной деятельности по разработке адаптированной образовательной программы Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в экспертной ситуации обследования. В том числе оценка развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности. Оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом.

Конкретизация психологического диагноза (определение варианта, формы, степени выраженности отклоняющегося развития) в рамках современной типологии. Определение конкретных рекомендаций по программе индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в структуре адаптированной образовательной программы.

Требования к диагностическим методикам (М. Семаго) Методика должна иметь достаточно длительный срок апробации на современной детской популяции. Стимульный материал должен быть неизменяемым в течение длительного времени. В связи с необходимостью в углубленном обследовании использовать методику в рамках клинического подхода, что в свою очередь, определяет возможность гибкого предъявления стимульного материала – желательно, чтобы методика могла быть использована в виде обучающего эксперимента. Методика должна обладать достаточной полифункциональностью.

Реализуя возрастной подход к исследованию психического развития ребенка, методика должна охватывать достаточно большой возрастной диапазон. Получаемые результаты должны иметь, в первую очередь, качественные (для отдельных методик возможно и количественные) условно нормативные показатели.

Реестр диагностических методик для проведения психолого-диагностического обследования Проанализируйте достоинства и ограничения реестра диагностических методик для проведения психолого-диагностического обследования. Определите методики, необходимые в деятельности психолога ПМПк.

Технология проведения оценки психического развития ребенка 1. Построение гипотезы психологического обследования 2. Использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных 3. Построение процедуры (технологии) обследования 4. Использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования 5. Проведение анализа получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов 6. Квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психологического диагноза, определение вероятностного прогноза развития

Этапы оценки психического развития 1. Сбор психологического анамнеза 2. Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, уточнение и корректировка ее в процессе работы психолога 3. Непосредственно процедура обследования ребенка 4. Системный анализ результатов обследования их сопоставление между собой в соответствии с гипотезой 5. Окончательная постановка психологического диагноза

Установление психологического контакта, выявление знаний ребенка (беседа, рисование) Оценка объема слухоречевой памяти и темпа запоминания, особенностей слухоречевого запоминания (методика Запоминания двух групп слов, Запоминание двух фраз) Оценка уровня сформированности понятийного развития методики ( Предметная классификация, модифицированный вариант методики Выготского–Сахарова, Исключение предметов, Исключение понятий, Выделение двух существенных признаков и т.п. ) Исследование сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно–действенном уровне (методика Кооса) Сформированность произвольной регуляции собственной деятельности (регуляторного компонента деятельности) и характеристики внимания анализируются фактически на протяжении всего обследования, в основном, путем оценки возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания

Наиболее трудоемкие и утомительные для ребенка задания (методика В.М. Когана, Прогрессивные Матрицы Дж. Равена, Предметная классификация в варианте для детей 9-12-ти лет) имеет смысл использовать при психологическом обследовании только в крайних случаях

Методики для оценки аффективно-эмоциональной сферы (ЦТО, Тест Руки, СОМОР, Контурный С.А.Т.–Н.) можно проводить при необходимости решить вопрос об особенностях влияние этих показателей психического развития на особенности организации программ сопровождения и реализации адаптированной образовательной программы Целесообразно в диагностическую деятельность психолога ПМПК включать методы исследования особенностей двигательной сферы, в том числе как мелкой, так и общей моторики. С этой целью проводятся пробы на способность делать ритмические и координированные движения.

Исследование и оценку особенностей речемыслительной деятельности целесообразно проводить с чередованием вербального и перцептивно-действенного диагностического материала. Наиболее удобны для этого как по форме, так и по анализу результатов следующие методики: = Разрезные Картинки = Прогрессивные Матрицы Дж. Равена = Подбор простых аналогий = Составление парных аналогий (в том числе и невербальных) = Выделение существенных признаков, = Понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом = Установление последовательности событий, решение «конфликтных» задач, задач Пиаже.

В качестве перцептивно-действенных диагностических материалов для детей с ОВЗ с подозрением на вариант тотального недоразвития для этих же целей удобно пользоваться методикой Доски Сегена и их аналогов (ящик форм, комплекты различных вкладышей, стаканчиков и т.п.).

если в соответствии с диагностической гипотезой необходимо выявление изменения динамики мыслительной деятельности, наличие непоследовательности мышления, соскальзываний в мышлении и т.п., помимо методик Исключение предметов и Исключение понятий возможно использование методик Сравнение понятий, а также методики Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву

Оценка взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, социометрические параметры, как чрезвычайно важные для создания инклюзивной образовательной среды могут быть получены с помощью анализа результатов выполнения таких методик как СОМОР, Цветовой Тест Отношений (ЦТО) других проективных и опросниковых методов.

Основное внимание в описании результатов психологического обследования должно быть уделено конкретным выводам по основным направлениям профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, конкретным программам, методам и приемам как индивидуальной, так и совместной работы психолога с ребенком

Психологическая поддержка участников образовательного процесса, формирование безопасной образовательной среды 1. Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т.д.). 2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).

Профессиональная педагогическая позиция (М.Р. Битянова) осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личностном выборе

Включенная позиция педагога Принимает особенности ребенка с ОВЗ, «видит» ресурсы и ограничения ребенка в образовательной ситуации Понимает особенности ребенка с ОВЗ, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от логопеда, педагога-психолога, дефектолога; Принимает ответственность за создание и реализацию эффективных психолого-педагогических условий включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с ребенком, детским сообществом, родителями, специалистами.

Отстраненная позиция педагога Возлагает ответственность на ребенка, родителей, специалистов «не хочет», «не может», « не занимаются родители» «Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, «эмоциональное выгорание» Педагогическое воздействие носит характер указаний (не имея педагогической ценности) «смотри», «помолчи», «делай», «успевай» Ожидает готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО – ТВОРЧЕСТВО УЗОСТЬ – ШИРОТА РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ Позиция «А»Позиция «В» Позиция «С» Позиция «Д»

1. Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции при реализации инклюзивного образования. 2. Школа принимает участие в реализации инклюзивного образования. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов? 3. Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными?

АНКЕТА «Факторы, влияющие на профессиональную позицию педагогов». Проранжировать факторы. Проанализировать, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.

Компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику Организационная поддержка Методическая поддержка Психологическая поддержка

Организационная поддержка создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики

Организационная поддержка Задачи 1. Постановка целей в SMART формате. 2. Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка. 3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач. Формы 1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики. 2. Проведение и участие в сессиях психолого-медико- педагогического консультирования в рамках деятельности школьного консилиума. 3. Групповые психологические консультации.

Методическая поддержка включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных организациях

Методическая поддержка Задачи повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования, овладение современными педагогическими технологиями с учетом их психологической составляющей; обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики. Формы Проектные семинары Проблемные семинары Включение педагогов в программы повышения квалификации Реализация интерактивных форм взаимодействия Посещение занятий специалистов и уроков коллег. Обучающие и информирующие консультации со специалистами Консультации по реализации адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ОВЗ Оформление методических рекомендаций

Психологическая поддержка педагогов анализ индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику определение основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии, а также оценка степени неосознаваемого эмоционального отношения как к инклюзивной практике в целом, так и к конкретному ребенку

Задачи 1. определение и особенности использование личностных ресурсов; 2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей; 3. преодоление сложившихся профессиональных стереотипов; 4. обучение навыкам эффективного взаимодействия; 5. тайм-менеджмент; 6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания». Формы 1. консультация; 2. экспертная оценка; 3. супервизия педагогических ситуаций; 4. тренинг коммуникативных навыков; 5. фокус-группа.

Обязательные мероприятия 1. Проектные семинары, посвященные вопросам моделирования психологической составляющей инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации коррекционного (психологического) компонента (программы) АОП в образовательном процессе. 2. Вопросы проведения психолого-медико- педагогического консультирования (ПМПК), в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.

3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах психологической диагностики, целях и задачах психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. 4. Консультирование педагогов по результатам психологической диагностики результатам мониторинга межличностных отношений в классе. 5. Проведение уроков в диаде «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.

Примеры тем семинаров в инклюзивной практике 1. «Теоретико-методологические основы и социальные потребности психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья» 2. «Технологии психологической диагностики и консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья». 3. «Технологии психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья». 4. Особенности взаимодействия психолога и педагога при проведении учебных и воспитательных мероприятиях в классе.

Этапы ППС в работе с родителями 1. Диагностический этап – изучение – эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям; – стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми. – содержания и методов педагогической помощи семьям, имеющим детей 2. Информационный – информационная поддержка родителей, в том числе, детальное информирование родителей об инклюзивном образовании, его ценностных ориентирах и смыслах

3. Просветительский этап - просвещение родителей по вопросам развития детей с ОВЗ, которое может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях, так и на оформленных стендах, информационных листках, сайте образовательной организации 4. Аналитический этап – подведение итогов и анализ достижений

Создание психологического клуба родителей «Родительский клуб» «Родительская школа» «Школа матерей» «Мама, папа, я» и другие

Спасибо за внимание