Источниковедение отечественной истории Лекция 9. Теоретическое источниковедение Теория источниковедения Становление и развитие источниковедения Метод.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение истории: технология или искусство? 1.Понятие истории. Особенности изучения истории 2.Исторический источник: понятие, типы и виды. Этапы работы.
Advertisements

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Исследовательская деятельность - это целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Лень Юлия Александровна, аспирантка кафедры культурологии БГУ Научный руководитель – Усовская Элина Аркадьевна, кандидат культурологии, доцент.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Транксрипт:

Источниковедение отечественной истории Лекция 9

Теоретическое источниковедение Теория источниковедения Становление и развитие источниковедения Метод источниковедения

Теория источниковедения Главная задача источниковедения – изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе О методе познания реальности (как ограничить рамки рассуждения об этом?) Научное изучение реальности возможно только после ее фиксирования в любой более-менее стабильной форме Триада: человек – произведение – человек

Становление и развитие источниковедения Истоки источниковедения филология 18 в. герменевтика Священного Писания и античных текстов теоретическое разделение критики и герменевтики становление «национальных историй» 19 в. медиевистика, публикация источников, архивная служба, образование по вспомогательным дисциплинам

Становление и развитие источниковедения Подходы к изучению источников (парадигмы источниковедения?) Нет ничего, кроме… 1.фактов, изложенных в источнике 2. личности исследователя 3. теоретического осмысления действительности 4. текста 5.«штампов», из которых состоит текст

Становление и развитие источниковедения 1. Нет ничего, кроме фактов, изложенных в источнике позитивизм (история «ножниц и клея») понять текст (!), проанализировать факты, критически осмыслить, сопоставить с фактами других источников, последовательно изложить. особое внимание вспомогательным дисциплинам фундамент источниковедения

Становление и развитие источниковедения 2. Нет ничего, кроме личности исследователя неокантианство a.Личность воспримет из источника только то, что соответствует ее представлениями о приоритетах. Использовать после b. b.Понять текст, проанализировать факты, критически осмыслить, сопоставить с фактами других источников, последовательно изложить.

Становление и развитие источниковедения 3. Нет ничего, кроме теоретического осмысления действительности Феноменология, школа Анналов («Бои за историю»), структурализм… a.Создать «идеальный объект». Подняться над эмпирическим материалом при помощи теоретической схемы. Постановка проблемы предшествует работе с источниками b.Личность воспримет из источника… c.Понять текст…

Становление и развитие источниковедения 4. Нет ничего, кроме текста «лингвистический поворот» a.Личность «другого», постигаемая через текст. Литературная критика любого текста. Язык, стиль, образы. Источник как продукт культуры b.Создать «идеальный объект»… c.Личность воспримет из источника… d.Понять текст…

Становление и развитие источниковедения 5. Нет ничего, кроме «штампов», из которых состоит текст деконструктивизм a.Целенаправленный анализ словоупотреблений, стереотипных выражений, идеологических клише... Цель – борьба за независимость мышления исследователя от догм собственных и «другого». b.… c.… d.… e.…

Метод источниковедения Источниковедческий анализ Источниковедческий синтез Вспомогательные исторические дисциплины

Метод источниковедения Источниковедческий анализ условия возникновения источника проблема авторства обстоятельства создания источника текстологический анализ функционирование произведения в культуре анализ содержания (факты, оценки, наблюдения) анализ содержания в аспектах: полнота, достоверность, репрезентативность

Метод источниковедения Источниковедческий синтез а это и есть научная история