Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Advertisements

Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Цели урока: Ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В. Ломоносова. Ознакомление с основными событиями жизненного и творческого.
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
ГОДЫ ЖИЗНИ: 8 НОЯБРЯ 1711 – 4 АПРЕЛЯ 1765 «...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». Г. Р. Державин 2.
Михаил Васильевич Ломоносов Презентация к уроку литературы Авторы: Беккулов Рахат, Бадыкеев Расул Ученики 9-Б класса Ш-Г 4.
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ Конспект урока литературы в 9 классе (базовый уровень) по творчеству М.В.Ломоносова Составила: Зайцева Ирина Николаевна, учитель русского.
Познакомиться с работами М. В. Ломоносова по филологии. Обобщить и систематизировать знания, полученные при работе над проектом. Применить полученные.
Русская литература XVIII века развивалась под влиянием реформ Петра I. Изменения происходили в общественно - политической и культурной жизни страны. У.
Михаил Васильевич Ломоносов - создатель российской риторики, русской грамматики, истории России
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова. Сатира «Гимн бороде». Автор:1) Диденко Л.Д., учитель русского языка и литературы 2) Борисова Л.А., учитель русского.
Литература Презентации - биографии писателей. Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Транксрипт:

Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.

М.В. Ломоносов- первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности. Он поистине является реформатором русского литературного языка.

С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим. В. Г Белинский

"Письмо о правилах российского стихотворства – 1738 год. М.В.Ломоносов утвердил силлабо- тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и безударные слоги.

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Грамматика делится на части, содержит наставления, каждая состоит из 5-6 глав, глава делится на параграфы. Всего 527 параграфов. НАСТАВЛЕНИЯ: 1. О слове вообще, 2. О чтении и правописании российском, 2. Об имени, 3. О глаголе, 4. О служебных частях слова, 5. О сочинении частей слова. В основу русского произношения берёт произношение Москвы.

Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Теория Трех штилей М.В.Ломоносова

Так, в одном из своих трудов по словесности Предисловии о пользе книг церковных в российском языке, написанном в 1758 году, точнее в ее Предисловии, он описывает теорию Трех штилей. Она представляет собой классификацию литературных жанров, существующих в русской литературе, по стилям.

Первый штиль - высокий, патетический, величавый. Этим штилем сочинитель должен пользоваться в произведениях таких жанров как ода, героическая поэма, ораторская речь, трагедия и др. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут..

Второй штиль по Ломоносову - средний. Сочинитель должен использовать этот стиль при написании произведений таких жанров как элегии, дружеские послания, драмы, эклоги и сатиры.

Третьим, низким стилем, предназначен для написания писем, песен, басен и комедий. Для каждого из этих жанров допускался лишь один штиль, исключений из правила не было, а отступать от них было запрещено. Зачем я на жене богатой не женюсь? Я выйти за жену богатую боюсь. Всегда муж должен быть жене своей главою, То будут завсегда равны между собою. 1747

I II III ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ РУСИЗМЫ ОДЫПОЭМЫ ПЬЕСЫ ПОСЛАНИЯ КОМЕДИИ ПИСЬМА БАСНИ

Теория «Трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов. приблизила литературный язык к разговорному. художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Ломоносов не только систематизировал русскую литературу по этим трем стилям, но и определил особенные языковые правила для каждого из них. Такое нововведение было необходимо для русского литературного языка на данном этапе его развития, в связи с уже развитой светской литературой, именно в этот период требовалось упорядочить и систематизировать накопившиеся за века языковые ресурсы. Таким образом, М.В. Ломоносов, создав эту теорию, сделал огромный вклад в развитие русской литературы и словесности.

И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова