Ереси (от греч. háiresis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меню презентации Меню слайдов 2. Богатство церкви Щелкните по названию слайда 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть.
Advertisements

Христианство.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В. А. Федосик.
Монах Папа римский Патриарх константинопольской..
Ереси (еретики)
Христианство как одна из основных мировых религий Автор: Васильев Антон.
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Отечественная историческая наука рассматривала средневековый период мировой истории как историю.
Мировая религия ХРИСТИАНСТВО - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Как было устроено средневековое общество? «Ты молись!» «Ты защищай!», «Ты работай!»
Мировоззрения и религиозные представления условно могут быть разделены на четыре типа.
Основные сословия средневеково общества Богатство церкви Разделение церквей Еретики и борьба с ними.
Могущество католической церкви могущество католической церкви могущество католической церкви.
П РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «П ОНЯТИЕ ЭПОХИ В ОЗРОЖДЕНИЯ. П РЕДПОСЫЛКИ В ОЗРОЖДЕНИЯ » Подготовил ученик 10 «Б» класса Романчук Юрий Евгеньевич.
История России 6 класс. Изменения в положении русской православной церкви Полная самостоятельность от греческой церкви Полная самостоятельность от греческой.
( от греч. Χριστός « пома́занник », « месси́я ») мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят,
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
Христианство Выполнила: Шамаева Ксения ученица 5 б класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа 14»
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ Могущество католической церкви в XI – XIII веках.
«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация »
Транксрипт:

Ереси (от греч. háiresis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии. Ереси являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Ереси достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и феодальную церковь принимали форму Ереси Ереси являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Ереси достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и феодальную церковь принимали форму Ереси

Ереси в Римской империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осуждённые христианской церковью как Ереси Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Ереси 1- 2 вв. - преимущественно представители народных масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию «богатой церкви»; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархического епископата. Идейными корнями раннехристианского Ереси являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (например, эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церковной организации и гонений на христианство, богословско-философского разногласия отошли на задний план и центральное место заняли организационные споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к «отпавшим» от неё во время гонений лицам. Демократические элементы христианства (Ереси новация, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви «отпавших», тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Ереси (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологические и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).

Ереси в Византии. В 4 в. христианство было признано официальной религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Ереси в собственном смысле слова. В союзе с государственной властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения государственных должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к которым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трёхмесячный срок принять официальное вероучение. Некоторые Ереси 4-7 вв. тесно смыкались с народными движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политической независимости окраин империи (особенно монофизитство). Наиболее значительные Ереси этого времени - арианство, несторианство, Ереси монофизитов, монофелитов. Еретики выступали против официальных догматов христианской церкви о троичности божества и бога человечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчинённое божество (ариане), видя в нём только человеческую (несториане) или только божественную (монофизиты) природу, по сути дела ставили под сомнение основные догматы христианского богословия. Идейные предпосылки этих Ереси коренились в античном рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божественной и человеческой природы в одном лице. С развитием феодальных отношений Ереси в Византии принимают преимущественно форму дуалистических учений, резко противопоставляющих «испорченный» земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест народных масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Основные дуалистические Ереси в Византии - Ереси павликиан, а также богомильство (распространённое, помимо Болгарии, преимущественно в западных областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с вв. в них всё более заметными становятся черты пассивного созерцательства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Ереси исихастов. С 11 в. в Византии появились Ереси, выросшие на городской почве и опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотириха и др.).

Ереси в Западной и Центральной Европе в средние века. В Западной и Центральной Европе Ереси приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и общественной активности средневековых горожан, порожденный освободительной борьбой городских коммун. Развитие товарно-денежных отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феодальных противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретических движений. Основные Ереси средневековья были городские Ереси (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Районами наибольшего распространения Ереси были области интенсивного городского развития: Северная Италия, Фландрия, Южная Франция. Главный объект нападок еретиков - богатство церкви, которому противопоставлялся идеал «апостольской бедности». Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феодального неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистические доктрины восходивших к богомильству Ереси (катары, альбигойцы), отвергавших «мир» - собственность, государство, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастические настроения (вера в тысячелетнее «царство божье» на земле). Хилиазм пытался в рамках религиозного мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем: большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах.

Но только Дольчино в начале 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастический идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крестьянско-плебейская Ереси, которая почти всегда соединялась с восстанием. В крестьянско-плебейской Ереси идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революционном движении в Чехии 15 в.).Но только Дольчино в начале 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастический идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крестьянско-плебейская Ереси, которая почти всегда соединялась с восстанием. В крестьянско-плебейской Ереси идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революционном движении в Чехии 15 в.). В отличие от крестьянско-плебейской Ереси, бюргерская Ереси не покушалась на устои феодального порядка и ограничивалась нападками на феодальную церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церковных богатств, упрощения культа, ликвидации политической власти папы и католической церкви вообще. В отличие от крестьянско-плебейской Ереси, бюргерская Ереси не покушалась на устои феодального порядка и ограничивалась нападками на феодальную церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церковных богатств, упрощения культа, ликвидации политической власти папы и католической церкви вообще. Бюргерская Ереси ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение общественной борьбы и политическая активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Ереси и крестьянско- плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении.Бюргерская Ереси ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение общественной борьбы и политическая активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Ереси и крестьянско- плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Ереси явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформационной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крестьянско-плебейская Ереси - предшественницей идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Бюргерская Ереси явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформационной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крестьянско-плебейская Ереси - предшественницей идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретического движения в целом в истории западного средневековья очень велико; Ереси подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политической формы борьбы Ереси, в которых общественные отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религиозным облачением, мешая прояснению классового сознания угнетённых, становились тормозом освободительного движения масс.Значение еретического движения в целом в истории западного средневековья очень велико; Ереси подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политической формы борьбы Ереси, в которых общественные отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религиозным облачением, мешая прояснению классового сознания угнетённых, становились тормозом освободительного движения масс.

В Римско-католической церкви термин "ересь" приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: "еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой" (Канон 1325, § 2).В Римско-католической церкви термин "ересь" приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: "еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой" (Канон 1325, § 2). Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В- четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат.В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В- четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат. Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь "материальная" ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения.Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь "материальная" ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения.