Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная проза Характеристика отдельных направлений.
Advertisements

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР-РОМАН. КОНЕЦ 19 ВЕКА.. В XIX веке роман становиться самым популярным жанром литературы, этот жанр не имеет строгих канонов и постоянно.
Целью данной работы является анализ актуальной этической и социально- критической проблематики романа "Милый друг" Мопассана.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Проблема противостояния человека и социальной системы в современной прозе Материалы к уроку литературы в 11 классе.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
ГБОУ СОШ 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ п.г.т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Литература XX века Автор: Серова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Просекская основная общеобразовательная школа Антроповского.
Литературный вечер «Тургеневские девушки»... Эпиграф: Носитель жизни, женщина, глубже всего воплощает в себе высоконравственное отношение к будущему человечества.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно – нравственного воспитания обучающихся Малькова Татьяна Григорьевна, методист МБОУ ИМЦ г. Амурска 20 марта 2013.
1. Творческий метод, который упрямо держится за яркий человеческий характер, событийный, а не иллюзорно-неопределенный «сюжет», за свою любовь к человеку.
«Т.Н. Толстая. О постмодернизме.». Т.Н. Толстая (1951 г.р.) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
«Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка» Подготовила воспитатель Гладышева Н. С.
Транксрипт:

Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова. Елена Шварц. Ольга Седакова. Лев Лосев. Татьяна Вольтская.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин

Литература конца 20 - начала 21 вв. «Другая проза». Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 6080-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.

Литература конца 20 - начала 21 вв. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности. В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения. Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы.

Литература конца 20 - начала 21 вв. «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды». «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.

Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя. «Другая проза» Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования 1 В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.

Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела»Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре В.Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским. Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым

Литература конца 20 - начала 21 вв. Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести Постмодернизм - доминирующее направление литературы конца ХХ начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие. Ярко выраженная авторская позиция. Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства. Обращение к человеческим инстинктам, желаниям. Уникальная авторская идея. Обращение к традиционным нравственным ценностям.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века «сегодня литература живет по законам рубежа веков, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами конец и начало».

Литература конца 20 - начала 21 вв. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит рассказ. 4. Диалог культур проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».

Литература конца 20 - начала 21 вв. 5. Многоголосие отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).

Литература конца 20 - начала 21 вв. 7. Поиск нового героя одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной надменности, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»