Формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности Описание опыта работы Формирование и развитие коммуникативных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Advertisements

Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Выполнила: Мурзаханова Т.А. учитель английского языка Похвистнево.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС Береснева Н.А., учитель русского языка и литературы, гимназия 32.
Формирование ключевых компетентностей младшего школьника
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
В.Морозова, Очер, 2008 МОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа 2» Привитие навыков творческого чтения через информационную культуру школьников.
Барданова Нина Ананьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «Важинская СОШ 6» п. Важины Подпорожского района В 1979 году закончила Саратовский государственный.
Компетентностный урок Чуева Светлана Юрьевна. МОУ "СОШ 2" г. Шелехова, 2009.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе Автор Статникова Маргарита Юрьевна Статникова Маргарита Юрьевна Место работы.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Транксрипт:

Формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности Описание опыта работы Формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности Автор: Сухилина Анна Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Большелиповицкая сош МОУ Большелиповицкая сош 2010 г.

Актуальность В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Особенно актуальной считаю проблему формирования речевой культуры учащихся, владения ими ключевыми коммуникативными компетенциями. Ведь правильная и богатая речь – это не только показатель культурного уровня человека, но и индикатор его умственного развития. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершен- ствование личности.

Ведущая педагогическая идея Использование сочетания элементов различных технологий, учитывающее возмож- ности конкретной школы и класса, базирующееся на практическом опыте и теоретических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых коммуника- тивных компетенций школьников. Атмосферу для развития личности ученика создаёт сам учитель, поэтому особенно велика роль правильно организованного педагогического общения. Считаю наилучшим в современных условиях демократический стиль.

Теоретическая база Опираясь на принципы теорий проблемного обучения И.Я Лернера, А.М. Матюшина, теорию активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, используя технологию личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С. Выготского, А.А.Сухомлинского, С.И. Высоцкой, я стараюсь строить учебно-воспитательный процесс по следующим критериям: Опираясь на принципы теорий проблемного обучения И.Я Лернера, А.М. Матюшина, теорию активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, используя технологию личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С. Выготского, А.А.Сухомлинского, С.И. Высоцкой, я стараюсь строить учебно-воспитательный процесс по следующим критериям: - личностная ориентация образовательного процесса; - личностная ориентация образовательного процесса; - практическая ориентация образовательного процесса с освоением коммуникативных методов; - практическая ориентация образовательного процесса с освоением коммуникативных методов; - отбор содержания учебного материала с учетом инди- видуальных особенностей учащихся; - отбор содержания учебного материала с учетом инди- видуальных особенностей учащихся; - использование межпредметных связей; - использование межпредметных связей; - использование приемов, технологий, способов решения проблем, личностно значимых для учащихся. - использование приемов, технологий, способов решения проблем, личностно значимых для учащихся.

Цель работы повысить уровень владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы. Цель работы : повысить уровень владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы. Гипотезаесли систематически на уроках и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуника- тивных компетенций учащихся, то повысится уровень владения учениками общеучебными умениями и навыками, повысится качество знаний по предметам. Гипотеза: если систематически на уроках и во внеурочной деятельности вести работу над формированием коммуника- тивных компетенций учащихся, то повысится уровень владения учениками общеучебными умениями и навыками, повысится качество знаний по предметам.

Задачи: 1. проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков; 2. изучить передовой педагогический опыт по изучаемой теме, отобрать приёмы и методы формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся; 3. проверить на практике действенность отобранных приёмов и методов, выбрать наиболее эффективные и приемлемые для учащихся нашей школы; 4. формировать мотивацию учащихся и такие личностные качества как толерантность, гуманизм, умение принимать решения и др.; 5. привлекать учащихся к участию в творческих конкурсах и исследовательской деятельности.

Прогнозируемые результаты Прогнозируемые результаты : Результатом работы над данной темой должны стать: 1.Повышение качества знаний учащихся по предмету. 2.Более высокий по сравнению с началом работы уровень владения учащимися устной и письменной речью. 3.Участие учеников в исследовательской деятельности и творческих конкурсах разного уровня.

Мотивация. Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если: а) ребёнок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности в общении и воздействии на других людей; б) поймёт, что овладение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире; в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. а) ребёнок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности в общении и воздействии на других людей; б) поймёт, что овладение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире; в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

Приёмы мотивации Использование девизов на уроках Использование оригинальных стихотворений на этапах урока Ведение портфолио учеников Использование репродукций картин и аудиозаписей Выставки работ учащихся Конкурсы и соревнования среди учащихся Ситуация успеха

Технологии обучения Проектная исследователь- ская деятельность Личностно- ориентированное обучение Проблемное обучение ИКТ Здоровье- сберегающие технологии Технология сотрудни- чества

Приёмы работы с текстом Редактор Анализ текста по схеме Посмотри и выбери Раскрась текст Восстановление деформирован-- ного текста Пометки на полях Составление кластера Создание собственного высказывания Творческая работа Подготовка выступления

Примеры заданий Примеры заданий : Приём «Раскрась текст». Ученикам даётся текст, в котором предложения нераспространенные. Предлагаю им добавить в предложения второстепенные члены так, чтобы чувствовалось настроение автора. Сравнивая результаты своих трудов, дети могут сделать вывод о безграничности возможностей русского языка. Это повышает интерес к творчеству и познанию Приём «Раскрась текст». Ученикам даётся текст, в котором предложения нераспространенные. Предлагаю им добавить в предложения второстепенные члены так, чтобы чувствовалось настроение автора. Сравнивая результаты своих трудов, дети могут сделать вывод о безграничности возможностей русского языка. Это повышает интерес к творчеству и познанию. Предложен текст «Наступила весна. Светит солнце. Снег тает.» тает.» Примеры ученических работ: 1.Вот и наступила долгожданная весна. Ярко светит ласковое солнце. На пригорках тает снег, бегут звонкие ручьи. Хорошо! 2.Уже наступила весна. Зачем так ярко светит солнце? Снег тает, и больше нельзя кататься на лыжах. Придётся ждать новую зиму.

Приём «пометки на полях» Содержание текста Возможные пометки Я последнее время до того привык видеть в себе одно лишь дурное, что совершенно потерял уважение к себе. Больше того, я стал замечать в себе неприятное чувство ненависти к самому себе. Я ненавижу это дряблое и малодушное существо, у которого начинает стучать сердце, после того как оно взбежит на лестницу или начнет задыхаться от быстрой ходьбы. И я злобно и ревниво слежу за всеми этими проявлениями гнилости и еще больше ненавижу себя. В здоровом теле – здоровый дух – и эта истина неопровержима. Трусость, малодушие и бесхарак- терность душат меня. Во мне два человека: один живет и ненавидит свои недостатки, а другой гниет и мешает жить первому. (И. А. Бунин) ! ( самооценка героя) ? ? ( Непонятно значение слова) Аф. (афоризм) ? !

Работа по алгоритму: Алгоритм рассуждения по выбору гласной в падежном окончании имени существительного (для ученика): А) определить склонение существительного; Б) поставить вопрос к существительному и определить падеж; В) вспомнить падежное окончание существительного. Порядок работы со словарным словом (памятка для учителя): 1. постановка цели; 2. предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы; 3. орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове; 4. сообщение учителем или учащимися этимологической справки; 5. подбор однокоренных слов; 6. составление словосочетаний или предложений с изученным словом.

Работа с картиной на уроке русского языка Вопросы для первичного восприятия картины: Что вы видите на картине?Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины?Что изображено в центре картины? Что вы видите на заднем плане?Что вы видите на заднем плане? На каком фоне изображены предметы?На каком фоне изображены предметы? Какое время года на картине изображено?Какое время года на картине изображено? Какой день показал художник?Какой день показал художник? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему? Какие цвета использовал художник?Какие цвета использовал художник? Какой цвет преобладает?Какой цвет преобладает? Кто главный герой картины? Как вы догадались?Кто главный герой картины? Как вы догадались? Что можно сказать о главном герое?Что можно сказать о главном герое? Почему художник дал такое название картине?Почему художник дал такое название картине? Как бы вы ее назвали?Как бы вы ее назвали? Нравится ли вам картина? Почему?Нравится ли вам картина? Почему? Какое настроение она вызывает? Почему?Какое настроение она вызывает? Почему?

Динамика качества знаний учащихся Предмет учебный год класс 1 чет. 1полугодие год русский язык % 41% 43 % литература % 58% 64 % русский язык % 45% литература % 66% В уч. году ученики 9 класса показали на экзамене по русскому языку 100% качества знаний.В уч. году ученики 9 класса показали на экзамене по русскому языку 100% качества знаний.

Результаты работы Результаты работы. Прохорская Татьяна (3 кл.)получила диплом III степени Регионального этапа 8 Всероссийского фестиваля детского творчества в номинации «Литературное творчество». Сказка «Чудесное спасение». Возраст 10 – 13 лет. (март 2008г.)Прохорская Татьяна (3 кл.)получила диплом III степени Регионального этапа 8 Всероссийского фестиваля детского творчества в номинации «Литературное творчество». Сказка «Чудесное спасение». Возраст 10 – 13 лет. (март 2008г.) Амзоян Нарине (9 кл.)получила диплом 1 степени Муниципального этапа 7 Всероссийского конкурса «Дети и книга» в номинации «Альбом памяти». Буклет о Н. В. Гоголе (2009 г.),Амзоян Нарине (9 кл.)получила диплом 1 степени Муниципального этапа 7 Всероссийского конкурса «Дети и книга» в номинации «Альбом памяти». Буклет о Н. В. Гоголе (2009 г.), приняла участие в районной НПК с исследовательской работой «Связь творчества Н.А.Некрасова и И.Е.Репина» приняла участие в районной НПК с исследовательской работой «Связь творчества Н.А.Некрасова и И.Е.Репина» Статьи и сочинения моих учеников были напечатаны в газете «Притамбовье» (Шайдрова А. сказка «Орлик» июль 2009г., Амзоян Н. статья «Моя новогодняя мечта» январь 2010г.)Статьи и сочинения моих учеников были напечатаны в газете «Притамбовье» (Шайдрова А. сказка «Орлик» июль 2009г., Амзоян Н. статья «Моя новогодняя мечта» январь 2010г.) Морозова Анастасия (5 кл.) получила диплом 3 степени в конкурсе «Рассказы А.П.Чехова» в номинации «Книжка – малышка» (февраль 2010 г.)Морозова Анастасия (5 кл.) получила диплом 3 степени в конкурсе «Рассказы А.П.Чехова» в номинации «Книжка – малышка» (февраль 2010 г.)

Результаты работы Результаты работы: Участие учеников в творческих конкурсах и проектах уч.год уч.год (до февраля) 30% 47%

Основные принципы: целенаправленность и систематичность работы Работа по развитию коммуникативных компетенций должна проходить постоянно в урочной и внеурочной деятельности. Необходимо использовать материал уроков и внеклассных мероприятий с целью формирования навыка общения и выражения мыслей. Применять на уроках разнообразные методы и приёмы формирования и развития потребности в общении и обмене информацией по заданной теме.

1. Гин А. С. Приёмы педагогической техники. – Вита-Пресс. М Елпатова О. И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся. – ж. Химия в школе, - 7, Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., Культура речевого общения. ж. Русский язык в школе, - 4, Новосёлова Л. Г. Приёмы работы с искусствоведческим текстом на уроках развития речи.- ж. Русский язык в школе, 1, Поташник М. М. Требования к современному уроку.- журнал «Завуч» Ресурсы сети Интернет: Сайт «Я иду на урок русского языка» Сайт «Я иду на урок литературы» Информационные ресурсы: