«Планирование воспитательно- образовательного процесса с учетом ФГТ» Захаренко Е.А. Захаренко Е.А. с.Тесь, 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Advertisements

Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
«Комплексно – тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»
Подготовила старший воспитатель МБДОУ 32 «Почемучка» Самохвалова И.А.
П ОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ С УЧЁТОМ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ Воспитатель Л.С.Беловолова Невинномысск 2012 Муниципальное бюджетное дошкольное.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ детский сад 126 М.Н.ЮСОВА.
Совершенствование системы планирования образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные требования Нина Сергеевна Шувалова,
Новые подходы к планированию воспитательно – образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ ЦРР – детский сад.
Принципы и подходы ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как основа создания преемственной образовательной среды.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
«Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
Транксрипт:

«Планирование воспитательно- образовательного процесса с учетом ФГТ» Захаренко Е.А. Захаренко Е.А. с.Тесь, 2012 год

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше. Б.Франклин

Федеральные государственные требования (ФГТ) ФГТ введены для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал. ФГТ введены для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом Министерства образования и науки РФ от утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. «Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

«Программа должна предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;»

«Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально- художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Основные направления развития Образовательные области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -физическая культура -здоровье ; -художественное творчество -музыка; -познание -чтение худ.лит. -коммуникация ; -безопасность -труд -социализация

Интеграция Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение. Интеграция-это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Интеграция (от лат. integrum-целое; от лат.integratio-восстановление, восполнение)сплочение, объединение структур в рамках единого целого. В.Зеленский. Словарь аналитик. психологии. Интеграция (Integration)- процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно, как единое целое.

Интегрированное обучение в ДОУ до ФГТ Физ.воспит. Развитие речи МузыкаИзодеятельностьФЭМП Познавательное развитие

Интегрированное обучение в ДОУ с ФГТ Здоровье Безопасность Физич.культура Коммуникация Социализация Труд Чтение худ.лит. Познание Музыка Художест. творчество

Интеграция содержания дошкольного образования Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс ведущий к такому состоянию)связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» (комплексно-тематического принципа) невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования, но и её организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции.

Реализация комплексно-тематического принципа предполагает следующее : объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания образования, но и ее организационных форм полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания образования, но и ее организационных форм взаимодействие взрослого и детей в рамках совместной деятельности взаимодействие взрослого и детей в рамках совместной деятельности обязательная партнерская позиция взрослого при взаимодействии с детьми. обязательная партнерская позиция взрослого при взаимодействии с детьми.

Требования к планированию воспитательно-образовательной работы Воспитательно - образовательная работа должна основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; комплексно-тематический принципе построения образовательного процесса; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Комплесно-тематическое планирование по О.А.Скоролуповой, Н.В.Фединой ( 1 вариант) День недели/Дата. День недели/Дата. Образовательные области. Образовательные области. Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Непосредственно образовательная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность. Групповая, подгрупповая, индивидуальная. Групповая, подгрупповая, индивидуальная. Образовательная деятельность в режимных моментах. Образовательная деятельность в режимных моментах. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями /Социальными партнёрами. Взаимодействие с родителями /Социальными партнёрами.

Планирование образовательного процесса по К.Ю.Белой ( 2 вариант) Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года: * "Сведения о детях и родителях"; * "Сведения о детях и родителях"; * "Взаимодействие с семьями детей"; * "Взаимодействие с семьями детей"; * "Режим дня группы на холодный период года"; * "Режим дня группы на холодный период года"; * "Режим дня группы на теплый период года"; * "Режим дня группы на теплый период года"; * "Листок здоровья"; * "Листок здоровья"; * "Система закаливания в группе"; * "Система закаливания в группе"; * "Двигательный режим"; * "Двигательный режим"; * "Гимнастика"; * "Гимнастика"; * "Результаты обследования речи детей"; * "Результаты обследования речи детей"; * "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи". * "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".

Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми Месяц и недели/ События, праздники, традиции/ Тема/ Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей/Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми/ Взаимодействие с семьей/ Месяц и недели/ События, праздники, традиции/ Тема/ Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей/Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми/ Взаимодействие с семьей/ Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности: *игровая; *игровая; *двигательная; *двигательная; *коммуникативная; *коммуникативная; *трудовая; *трудовая; *познавательно-исследовательская; *познавательно-исследовательская; *продуктивная; *продуктивная; *музыкально-художественная; *музыкально-художественная; *чтение. *чтение. Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД ( организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей. Важно отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. К. Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности ( НОД)

Перспективное планирование образовательного процесса по Н.С.Голицыной ( 3 вариант) В книгах Н.С.Голицыной «Перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса в детском саду» представлен практический материал планирования образовательного процесса, составленный на основе федеральных государственных требований. Пособия включают перспективное планирование по реализации образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Труд», предлагает систему работы по развитию сюжетно-ролевых игр, воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств, формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности, ознакомлению с окружающим миром и природой. В книгах Н.С.Голицыной «Перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса в детском саду» представлен практический материал планирования образовательного процесса, составленный на основе федеральных государственных требований. Пособия включают перспективное планирование по реализации образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Труд», предлагает систему работы по развитию сюжетно-ролевых игр, воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств, формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности, ознакомлению с окружающим миром и природой.

Эффективность планирования Эффективность того или иного планирования, зависит от умения его составителей увидеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, всю логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий

Литература 1.О.Скоролупова, Н.Федина. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Текст) / О.Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание. – – С О.Скоролупова, Н.Федина. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Текст) / О.Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание. – – С К.Ю.Белая. Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ. (Текст) / К.Ю.Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – К.Ю.Белая. Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ. (Текст) / К.Ю.Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Реализация ФГТ В ДОУ. (Текст) : / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Реализация ФГТ В ДОУ. (Текст) : / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, Л.Л.Тимофеева,О.В.Бережнова. Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ(текст)//1,2012 г Управление ДОУ.(с.29-48) 4.Л.Л.Тимофеева,О.В.Бережнова. Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ(текст)//1,2012 г Управление ДОУ.(с.29-48) 5.О.Ф.Исса.Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности(текст)//Справочник Старшего воспитателя 1,2012 г.(с.8-16) 5.О.Ф.Исса.Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности(текст)//Справочник Старшего воспитателя 1,2012 г.(с.8-16) Л.Л.Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева. Технология модульного планирования внеучебной деятельности дошкольников.(текст)//Справочник Старшего воспитателя ДУ 3,2011 г.(с.16-25) Л.Л.Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева. Технология модульного планирования внеучебной деятельности дошкольников.(текст)//Справочник Старшего воспитателя ДУ 3,2011 г.(с.16-25) Т.В.Молодчая. Технологическая карта планирования деятельности воспитателя.(текст)//Справочник Старшего воспитателя ДУ 12,2011 г.(с.6-14) Т.В.Молодчая. Технологическая карта планирования деятельности воспитателя.(текст)//Справочник Старшего воспитателя ДУ 12,2011 г.(с.6-14) К.Ю.Белая. Особенности планирования работы с учетом ФГТ.(текст)//Справочник старшего воспитателя ДУ11,2011 г. (с.6-9) К.Ю.Белая. Особенности планирования работы с учетом ФГТ.(текст)//Справочник старшего воспитателя ДУ11,2011 г. (с.6-9) Н.А.Кочкина,Н.В.Куликова, Л.В.Потапкина Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности(текст)//Управление ДОУ.6,2012 г.(с.24-35) Н.А.Кочкина,Н.В.Куликова, Л.В.Потапкина Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности(текст)//Управление ДОУ.6,2012 г.(с.24-35)