ФГОС ООО : внеурочная деятельность - важный компонент образовательного процесса в школе Педагогический совет 14 марта 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое пособие «Внеурочная деятельность в вопросах и ответах»
Advertisements

Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид деятельности Приобретение ребенком социальных знаний Формирование ценностного отношения.
Презентация к уроку по технологии на тему: Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Формы организации внеурочной деятельности в школе. (По новым стандартам) Учитель технологии МАОУ СОШ 2 г. Калининграда Барабанова Н.Ф.
ФГОС:ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. «Организация внеурочной деятельности на I ступени М БОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа», Л узина Н.А.
Транксрипт:

ФГОС ООО : внеурочная деятельность - важный компонент образовательного процесса в школе Педагогический совет 14 марта 2014 года

Цель – формирование научно - методической и социально - психологической готовности педагогов к реализации внеурочной деятельности в основной школе. Задачи : Знакомство с понятием, основными видами, формами организации и образовательными результатами внеурочной деятельности. Разработка, на основе методического конструктора внеучебной деятельности, элементов образовательной программы с учетом имеющихся ресурсов, желаемых результатов и специфики школы.

План педагогического совета Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС ООО. Заместитель директора по ВР Т. П. Ершова. Модель организации внеурочной деятельности в начальных классах. Из опыта работы. Т. С. Марьина, учитель начальных классов. Примерная модель организации внеурочной деятельности в основной школе. Заместитель директора по УР И. А. Маширова. Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО в 5- х классах Педагог - психолог И. Л. Павликова. Практическая часть педагогического совета

« Внеурочная деятельность в вопросах и ответах » Методическое пособие

Вопрос 1 Что понимается под внеурочной деятельностью ? В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( ФГОС ООО ) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос 2 Какова основная цель внеурочной деятельности ? Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Вопрос 3 Каковы основные задачи внеурочной деятельности ? Задачи внеурочной деятельности : - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе ; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся ; - улучшить условия для развития ребенка ; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося ;

Вопрос 4 Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности ? Закон Российской Федерации « Об образовании » ( в действующей редакции ); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ; Сан ПиН – 10 « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы « Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН » Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников Программа воспитания и социализации обучающихся ( основное общее образование ). Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ( гигиенические требования ) Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования

Вопрос 5 Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО ? 1. Устав образовательного учреждения. 2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 4. Договор образовательного учреждения с родителями ( законными представителями ) обучающихся. 5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных ( в том числе детских и молодежных ) организаций ( объединений ). 6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. 8. Положение о группе продленного дня (« школе полного дня »). 9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения. 10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин ( модулей ). 11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. 13. Положение об учебном кабинете.

Вопрос 6 Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности ? Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Вопрос 7 Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности ? Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители ( законные представители ).

Вопрос 8 Какова наполняемость групп ? Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I « Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан Пин ( Постановление от 03 апреля 2003 г. 27) « в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей, в школе – 25 человек.

Вопрос 9 Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности ? Основные принципы организации внеурочной деятельности : - учёт возрастных особенностей ; - сочетание индивидуальных и коллективных форм работы ; - связь теории с практикой ; - доступность и наглядность ; - включение в активную жизненную позицию

Вопрос 10 Какие существуют модели внеурочной деятельности ? Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности : модель дополнительного образования ( на основе муниципальной системы дополнительного образования детей ); модель « школы полного дня »; оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения ); инновационно - образовательная модель.

Вопрос 11 Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ ? Научно - методическое обеспечение ( Методический совет, ШМО ) и т. д.) Материально - техническое обеспечение ( оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т. д.) Информационное обеспечение ( наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет ) Внешние связи и партнерство ( сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями )

Вопрос 12 Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС ООО ? Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Вопрос 13 Какие существуют виды внеурочной деятельности ? Виды внеурочной деятельности : Познавательная Игровая Трудовая ( производственная ) деятельность Досугово - развлекательная деятельность Спортивно - оздоровительная деятельность Туристско - краеведческая деятельность Художественное творчество Социальное творчество ( социально преобразовательная деятельность ) Проблемно - ценностное общение Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Вопрос 14 Какие существуют формы организации внеурочной деятельности ? Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки ( объединения по интересам ), секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других

Вопрос 15 Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ? Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Вопрос 16 Каковы основные результаты внеурочной деятельности ? Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура ), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Вопрос 17 Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности ? Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объекты диагностики : личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога Методы диагностики : наблюдение, анкетирование, тестирование

Вопрос 18 Каковы требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности ? Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей ( письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г ). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности. Рабочая программа – нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности. Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса ( детского объединения ), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.

Вопрос 19 Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью ? Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию : фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Вопрос 20 Как осуществляется оплата часов внеурочной деятельности ? Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей

Базовая модель реализации внеурочной деятельности

Результаты и эффекты внеурочной деятельности Результат – это то, что стало итогом участия школьника в деятельности ( фактический, воспитательный результат ). Эффект – это последствие результата

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми ) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

Решение педагогического совета Разработать Модель организации внеурочной деятельности ФГОС ООО. Провести учебные семинары, мастер - классы, открытые занятия с применением активных форм работы при организации внеурочной деятельности. Провести разъяснительную работу и анкетирование с родителями по организации внеурочной деятельности ФГОС ООО

Оценка « приращения » знаний и достижения целей Я не знал … - Теперь я знаю …