Тема урока:
Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Повторение сложноподчиненных предложений»
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Сложноподчиненные предложения». обучающие: расширить, углубить и систематизировать знания о значении и структуре СПП, о средствах связи придаточного с главным. развивающие: развить умения определять виды придаточных предложений, умения правильно расставлять знаки препинания. воспитывающие: воспитание чувства любви и уважения к матери.
План урока: 1. Оргмомент (2 мин) 2. Постановка темы и цели урока (2 мин) 3. Повторение изученного: а) теоретическая часть (5 мин)теоретическая часть б) практическая часть (20 мин)практическая часть 4. Работа с текстом (10 мин)Работа с текстом 5. Домашнее задание (2 мин)Домашнее задание 6. Рефлексия (2 мин) 7. Подведение итогов урока (2 мин)
Задание: вставьте недостающие слова в утверждения. СПП называется такое сложное предложение, которое состоит из … и … предложений, связанных между собой … союзами или союзными словами.
Задание: вставьте недостающие слова в утверждения. Указательные слова в главном предложении указывают на наличие в придаточном … Указательные слова помогают … от главного предложения к придаточному.
Задание: вставьте недостающие слова в утверждения. Придаточные предложения отделяются от главного … Придаточное предложение, находящееся внутри главного, выделяется … Главные предложения обозначаем … скобками, а придаточные предложения … скобками.
Задание: вставьте недостающие слова в утверждения. СПП по значению придаточного делятся на определительные, … и обстоятельственные. Виды обстоятельственных придаточных: 1. образа и степени действия, …..
Цифровой диктант. Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Придаточная часть в СПП может стоять только после главной? 3. Подчинительные союзы не отвечают на вопрос и не являются членами придаточного предложения? 4. Союзы и союзные слова входят в придаточную часть? 5. Союз или – подчинительный? 6. Союзные слова (местоимения и наречия) не отвечают на вопрос и не являются членами придаточного предложения? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 9. [ ], (который...). – это схема сложноподчиненного предложения?
После выполнения задания должен получиться следующий ответ: « » Оценки: «5» - 9 б, «4» б, «3» б, «2» - меньше 5 баллов.
Разбор предложений Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, сделайте схему, определите вид придаточного. 1. Когда рассвело море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. 2. Вода в озере блестела так ярко что глазам было больно. 3. Там где растут розы растут и шипы. 4. Я не знаю когда мы увидимся.
5. Бывают такие дни когда с особой силой чувствуешь красоту природы. 6. Хотя мы спешили многое в этот день не успели сделать. 7. Если друзья придут ко мне мы пойдем в турпоход. 8. Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к хорошей музыке.
В мире я много видел праздников, но меня больше всех растрогал праздник матери. День матери, который я видел на Кубе. Он тронул меня до глубины души, так что я должен рассказать о нем. Все дети в этот день приезжают к своей матери, чтобы лично ее поздравить и сделать этот день для нее по-настоящему праздничным. Многие дети едут на кладбище, так как их матери умерли. В этот день, когда Фидель Кастро выступает по радио, все слушают его рассказ о своей матери. Он призывает жить так, чтобы каждая мать могла гордиться своими детьми. (Р. Гамзатов)
Задания: Внимательно прочитайте текст и озаглавьте. Определите тему и основную мысль текста. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточного. Сделайте схему СПП.
Домашнее задание: Написать мини-сочинение о матери, используя сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных.