Урок 3 Писаревская Т.П. Александр Куприн «Слон». Речевая разминка Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: А. Куприн «Слон» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Автор: Малахова Т.С. 1.
Advertisements

Тестовая работа к рассказу А. И. Куприна «Слон». Выбери правильный ответ! 1.Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает.
Отгадайте загадку. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит он… Прочитайте загадку с вопросительной интонацией.
Тестовая работа к рассказу А. И. Куприна «Слон» Вастьянова Лариса Леонидовна - учитель начальных классов МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского.
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) Начал писать стихи с семи лет. А в 19 лет стал уже профессиональным писателем. Писать для детей ему предложил.
Квитка С. С.. Книгоград В моём шкафу теснится к тому том, И каждый том на полке словно дом… Обложку-дверь откроешь второпях – И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Александр Куприн «Слон». Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте.
Тест по произведению К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей» 1. Мама Маши работала : а) в музее б) в театре 2. Мама впервые танцевала в театре роль: а)Белоснежки.
Александр Куприн «Слон» урок литературы 4 класс учитель: Соловьева Т.Г.
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Литературное чтение 3 класс "А. Куприн "Слон""
Мой питомец Работа ученицы школы 506 4а класса Юсовой Ольги.
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Мамочка, мамуля! Я тебя сильно люблю и этот стих тебе. Мама, я как птица без крыла, как птица без крыла. Мама я люблю тебя сильно. Мама со мною рядом.
Сказка про букву л Подготовил: учитель начальных классов Тябокина С.В. Брянск 2015.
Тема: В. Драгунский «Друг детства» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т. С.
Михеева О.А. МОУ «НОШ 5». Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней.
У р о к - п у т е ш е с т в и е. Пошёл Ипат лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Зацепился за прут, Упал в пруд.
МКДОУ «Пивкинский детский сад «Ромашка»(Курганской области Щучанского района) «Наша дошкольная жизнь» «Ах, малыши» «ДЕТКИ ВСЕГДА РАДУЮТ НАС» Воспитатель.
Александр Куприн «Слон» Урок литературного чтения в 4 классе. Учитель Л.П. Чебакова.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка.
Транксрипт:

Урок 3 Писаревская Т.П. Александр Куприн «Слон»

Речевая разминка Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела И посветлела от доброго дела. 1. Прочитайте «птичьим базаром». 2.Прочитайте, разделяя слова на слоги 3. Какие слова надо выделить голосом? 4. Прочитайте выразительно. О каком добром деле идет речь? Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?

Работа над рассказом 1. Проверка домашнего задания. Краткий пересказ текста по ранее составленному плану. 2. Работа в группах. А сейчас разделитесь на группы. Каждая группа готовит рассказ от имени: мамы; папы; девочки; слона; дрессировщика. Обсудите, с какой части текста начнется ваш рассказ. Рассказ должен быть кратким. Не забудьте рассказать об эмоциях или чувствах, которые испытывали ваши герои.

Физкультминутка Продолжение работы 1. Выборочные пересказы. Послушаем, какие рассказы у вас получились. (Каждая группа рассказывает по очереди.) Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!

Чтение шестой части в лицах (автор, мама, хозяин слона, Надя). Во время чтения меняются ученики, которые читают за автора. Прочитаем шестую часть по ролям. Старайтесь передать интонациями и голосом чувства героев, их настроение в данный момент. Шестая часть: со слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...».

На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает: – А что же слон? Он пришел? – Пришел, – отвечает мама, – но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока. – А он добрый? – Он добрый.

Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему. – А он смешной? – Немножко. Надень теплую кофточку. Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую. Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна. Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.

Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит: – Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей. Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку. – Здравствуйте, как вы поживаете? – отвечает она. – Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут? – Томми. – Здравствуйте, Томми, – произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». – Как вы спали эту ночь? Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

– Ведь он все понимает? – спрашивает девочка немца. – О, решительно все, барышня! – Но только он не говорит? – Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель. – А вы, Томми, уже пили чай? – спрашивает девочка слона. Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны. Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня? – Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки. Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.

Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами: – Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла – это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа – Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это – Матрешка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но все-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети. Томми согласен. Он смеется, берет Матрешку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка. Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую. Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет: – Это лошадь, это канарейка, это ружье… Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона… А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми? Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее. Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец: – Позвольте, я все это устрою. Они пообедают вместе.

Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон – разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону – теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое – девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве. После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям. – Не бойтесь, он добрый! – успокаивает их девочка. Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают. Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают. В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота…

Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо: – Мо-лоч-ка! Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне. Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает: – А слон? Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова. Девочка хитро улыбается и говорит: – Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывайте свое мнение, обращаясь к тексту. Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.. Беседа по вопросам: Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн? Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки. Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

-Как вы думаете, доброта - присутствует -в этом рассказе?

Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на Вы, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером. - Как девочка понимает дружбу со слоном?

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

Человеческая душа – самая большая загадка литературы

Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. О силе родительской любви.

Добро - это: Красота; Душевность; Ласка; Тепло; Счастье; Веселье; Жизнь; Отзывчивость; Любовь; Праздник; Мама; Смех; Улыбка; Семья

Итог урока Не было ли с вами или с вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большое впечатление? Расскажите. Домашнее задание Придумать свою невероятную историю с обычными вещами. По готовой выкройке сшить слоненка в подарок папе к 23 февраля