Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства Адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 Телефон: (812) 315-5243 Режим работы:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Advertisements

Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
Александр Николаевич Островский ( г.г.).
А. Н. Островский: Жизнь и творчество драматурга
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Александр Николаевич Островский КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Александр Николаевич Островский Биография. Детство и образование Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла,
«Горе от ума» (история создания, смысл названия, значение комедии) Материалы к урокам литературы в 9 классе Учитель Чевдарь Л.К.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ, КАК « ОТЕЦ РУССКОГО ТЕАТРА ». Сделала Бадонышева Екатерина ученица 10 « О » класса.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Н.В. Гоголь- драматург Выполнили ученицы 10 класса: Мусмулаева Диана, Умарова Диана, Яхинова Амина.
Николай Васильевич Гоголь ( ) Николай Васильевич Гоголь ( )
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Николай Васильевич Гоголь
Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора», 1848, ГТГ.
Александр Николаевич Островский ( ) выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. 1.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Транксрипт:

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства Адрес: , Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 Телефон: (812) Режим работы: Ежедневно с до 18.00, в среду с до 19.00, выходной день - вторник, санитарный день - последняя пятница месяца

Музей театрального и музыкального искусства Музей театрального и музыкального искусства был основан в 1918 году, он стал первым театральным музеем в Петрограде. В основу собрания музея легли материалы "Первой русской театральной выставки", проходившей в Петербурге, в Панаевском театре, в 1908 году. Впоследствии к ним добавились экспонаты из частных коллекций и архив бывшей Дирекции императорских театров, в здании которой и был открыт музей. Первая выставка в стенах театрального музея прошла в мае 1921 года, после двух лет активных поисков любых материалов, относящихся к истории театра в России. Впоследствии главной темой, на которой было сосредоточено внимание руководства музея, стала история российского драматического театра. С 1970 года музей театрального и музыкального искусства начал обзаводиться филиалами. Были открыты мемориальные музеи-квартиры Римского-Корсакова (в 1970 году), Шаляпина (в 1975 году) и семьи актеров Самойловых (в 1994 году), Музей музыки в Шереметьевском дворце, переданном театральному музею в 1990 году. В Шереметьевский дворец была перевезена государственная коллекция музыкальных инструментов, отданная театральному музею пятью годами раньше. С этого момента сфера деятельности театрального музея расширяется, разворачивается новое направление, связанное с историей музыкального театра и музыки в целом. В главном здании Петербургского музея театрального и музыкального искусства работает постоянная экспозиция, посвященная истории русского и советского драматического театра, с самого момента его зарождения и вплоть до конца XX века. Здесь можно увидеть фотографии прославленных актеров и принадлежавшие им вещи, портреты знаменитых деятелей театра, театральные костюмы и их эскизы, макеты и эскизы декораций, афиши спектаклей и многое другое. Помимо выставок и экскурсий, в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства организуются концерты звукозаписей и камерные концерты, встречи со знаменитыми актерами и музыкантами, вечера воспоминаний и моноспектакли. В музей театрального и музыкального искусства вошли шедевры Н.А. Островского.

Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность Происхождение Островского Семейная обстановка в детстве и первой молодости.- Казенная служба Предки Островского принадлежали к духовному сословию и были костромичи. Писатель не забывал о своем местном происхождении и при случае любил припомнить нравственные черты, отличающие его земляков. Сама местность, где протекло детство и первая молодость Островского, вполне соответствовала его житейским опытам и наблюдениям. Сначала семья жила в Замоскворечье, потом в столь же захолустной и самобытной части города - у Николы в Воробьине. Обывателей здесь окружала в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Пустынные улицы, патриархальная жизнь в домиках-особняках, без всякого замысловатого комфорта, без звонков и швейцаров. Охрана обывательского имущества поручалась будочникам, совершенно идиллически смотревшим на свои обязанности; и сами обыватели прекрасно уживались со своими первобытными стражами, не предъявляя непосильных запросов их бдительности и усердию. Дом Островского стоял среди пустыря, по соседству со знаменитыми в старину серебряными торговыми банями. Местность была до такой степени уединенна, а нравы - просты и откровенны, что из окон жилища Островского можно было видеть самые смелые бытовые картины: из бани выскакивали люди, только что запарившиеся до одурения, и принимались валяться в снегу. Против дома находилась полицейская будка с беззубым полицейским стражем, обладателем неуклюжей допотопной алебарды, большим приятелем окрестных обывателей и великим любителем веселой компании и крепкого безмятежного сна.

Начало литературной деятельности Литературная деятельность Островского началась одновременно с казенной службой. Должностные обязанности не мешали ей. Начинающий писатель вряд ли мог с особенным усердием прилежать к канцелярской работе. Она интересовала его лишь настолько, насколько предоставляла материал для осуществления его психологических и художественных задач. Чиновничья служба являлась одним из путей, ведших драматурга в заповедный мир "темного царства",- и в этом отношении он воспользовался ею очень рано. По его словам, уже к осени 1846 года им было написано много сцен из купеческого быта, в общих чертах задумана целая комедия и даже набросаны некоторые ее сцены. Содержание комедии имело непосредственную связь с канцелярскими опытами Островского как чиновника коммерческого суда и, разумеется, с его многочисленными наблюдениями московской жизни за пределами службы. Комедии предстояло носить название Банкрот. Впоследствии автор по разным причинам счел это название неудобным и заменил его пословицей - Свои люди - сочтемся! В том же 1846 году была написана небольшая пьеса Семейная картина. Это первое законченное драматическое произведение Островского, но не оно первым появилось в печати. Месяц с небольшим спустя после напечатания "Сцен..." наступил "самый памятный день" в жизни Островского. Так сам писатель называл 14 февраля 1847 года. В этот день он был в гостях у профессора русской словесности Шевырева. Познакомился Островский с профессором, вероятно, через своего гимназического товарища, учившего детей Шевырева. В знаменательный вечер у профессора собралось немало именитых гостей,- среди них знаменитый славянофильский публицист и философ А. С. Хомяков, талантливый критик А. А. Григорьев. В присутствии их Островский прочитал свои драматические сцены. Шевырев помимо чтения лекций в университете писал критические статьи и в ученом и солидном обществе считался главным представителем литературной критики. От его впечатления зависел первый успех молодого драматурга. Шевырев, выслушав чтение, пришел в восторг, обнял автора и приветствовал его как писателя, одаренного громадным талантом и призванного писать для отечественного театра. "С этого дня,- рассказывал Островский,- я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание"

Друзья и вдохновители Островского Знакомые Островского, одинаково нужные для него, принадлежали к двум обществам,- и связующим звеном между ними являлась личность молодого писателя. Он не был исключительно книжным человеком, он начал самостоятельную жизнь с практической деятельности, и это счастливое обстоятельство благотворно отразилось на его писательских опытах. По семейным традициям и по роду своей службы Островский беспрестанно сталкивался с великим множеством простых русских людей, "русаков", как он сам выражался в своей замоскворецкой повести,- и в то же время по образованию и таланту принадлежал интеллигенции, был одним из самых блестящих украшений литературного московского мира. Отсюда - чрезвычайно пестрая толпа "хороших", "душевных" людей, окружавшая Островского на первых порах его литературной деятельности. Местом свиданий приятельского кружка служил трактир Турина, собственно, одно из его отделений, весьма известное в прошлом московской литературной жизни,- "Печкинская кофейня". Здесь собирались студенты, писатели, торговцы и просто любители веселой интересной беседы и в особенности русской песни. Среди "русаков" выделялся Иван Иванович Шанин - торговец из ильинских рядов. Островский весьма многое позаимствовал у этого оригинального, богато одаренного "простого человека". Шанин отличался редким остроумием, был мастер на бойкую меткую речь, поражал находчивостью, когда надо было дать яркую характеристику лица или бытового явления. Некоторые рассказы и оригинальные выражения Шанина навсегда врезались в память слушателей. Он посвящал своих приятелей в многообразные тайны гостинодворских дельцов, забавно и талантливо объяснял, как московские купцы."обделывают" иногородних обывателей, ловко сбывают им гнилье и лежалый товар. Из бесед того же Шанина наш кружок друзей и в том числе Островский узнали об одном из распроcтраненнейших замоскворецких типов - о "купеческом брате", жертве загула и пагубных увлечений. Фигура Любима Торцова, следовательно, была навеяна рассказами бойкого и остроумного купчика. Немало попало в комедии Островского и отдельных блестящих чисто русских выражений, слетавших с языка Шанина в разгар приятельской беседы.

Первая комедия Островский очень долго работал над первой своей комедией. Банкрот писался и исправлялся около четырех лет. Еще в 1846 году план пьесы был совершенно готов и точно определено развитие действия,- целые годы ушли на обработку частностей. Только в 1849 году пьеса была закончена. Островский имел уже многочисленные знакомства среди литераторов, мы знаем - его успел оценить и соредактор Погодина Шевырев. Слухи о молодом таланте дошли, наконец, и до издателя "Москвитянина",- но слухи очень смутные и не вполне верные. Профессор, обитавший на Девичьем поле и погруженный в "пыль веков" своего "Древлехранилища", поздно и случайно узнавал о событиях современной живой литературы, и теперь он обращался за сведениями к Шевыреву. "Есть какой-то Островский, - писал он, - который хорошо пишет в легком роде, как я слышал". Погодин предполагал собрать более точные данные у учителя детей Шевырева, товарища Островского, и "спросить" у новоявленного писателя "его трудов": "Я посмотрел бы их и потом объявил бы свои условия". Все остальное образованное московское общество обнаружило гораздо больше энтузиазма и любопытства по отношению к молодому писателю. Едва по городу разнеслись слухи о том, что комедия окончена, - на Островского посыпались приглашения прочитать ее в избранных кружках. Первое чтение состоялось у Каткова - в присутствии некоторых западников. Впечатление превзошло все ожидания, тем более что искусство Островского как чтеца стояло на уровне его авторского таланта. Читал он медленно, чрезвычайно тщательно оттеняя каждую фразу, будто прислушиваясь к ней и взвешивая каждое выражение. Слушатели самых разнородных общественных слоев единодушно подчинялись обаянию чтеца: так он умел захватить, заворожить - одновременно и литераторов, и аристократов, и серую купеческую толпу. Успех у Каткова был только сравнительно бледным началом торжества Островского. В течение всей зимы 1849 года чтения пьесы не прекращались, повторялись чуть не каждый день. Аристократические гостиные в своих восторгах не отставали от личных друзей Островского. Известный кавказский герой генерал Ермолов очень метко выразил свое впечатление, выслушав пьесу: "Она не написана, она сама родилась". Графиня Ростопчина написала Погодину горячее письмо, которое должно было окончательно встряхнуть ученого исследователя древностей.

Появление на сцене первой комедии Островского Отношение к нему актеров и публики Островский кратко и очень скромно отзывается о важном событии в своей писательской жизни. "Мои пьесы,- пишет он,- долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П. Косицкой, 14 января 1853 года, я испытал первые авторские тревоги и первый успех. Шла моя комедия Не в свои сани не садись: она первая из всех моих пьес удостоилась попасть на театральные подмостки". Пьеса имела громадный успех, билеты доставались с трудом, и увлечение москвичей заставило дирекцию театров поставить пьесу и на петербургской сцене. Начальство сначала долго колебалось. Его смущали герои комедии: безнравственный дворянин и рядом с ним - купец. Дирекция особенно страшилась впечатлений государя. Император Николай I страстно любил театр и непременно смотрел всякую оригинальную пьесу, хотя бы даже одноактную. Несомненно, он не преминул бы посетить и представление комедии Островского, - и начальство не знало, как поступить. Но толки в обществе росли с каждым днем, пришлось уступить всеобщему интересу, - пьесу поставили. На второе представление приехал царь, остался весьма доволен спектаклем и по окончании заявил: "Очень мало пьес, которые бы мне доставляли такое удовольствие, как эта. Ce n'est pas une piece, c'est une lecon (это не пьеса, a нравственный урок)". В следующее представление государь опять приехал в театр, привез с собой государыню и наследника с супругой,- впоследствии он еще раз смотрел ту же комедию. Благосклонность, по-видимому, была вполне внушительная, но она оказала мало влияния на театральную дирекцию и на цензуру. Отрицательное и даже враждебное отношение этих учреждений к новому таланту обнаружилось одновременно с его популярностью и нисколько не ослабевало с течением времени.

Отношение театральной дирекции и цензуры к произведениям Островского В Москве, где комедии Островского пользовались неизменно шумным успехом, репертуаром заведовал Верстовский. Это был человек несомненно умный и образованный, но образование его почерпнуто было исключительно из французских источников. Последним словом драмы Верстовский считал французский классицизм. Он не мог примириться с мыслью, что маркизы и прочие изящные господа в пудре и париках уступили место невоспитанным купцам, мещанам и даже мужикам. Верстовский кратко и сильно выражал свое отношение к новым пьесам: "Сцена провоняла от полушубков Островского". Естественно, насколько зависело от дирекции, на сцене скорее могли появиться какая-нибудь французская мелодрама и водевиль, чем комедия из русской жизни. Так это и происходило: Дон Сезар де Базан счастливо соперничал с героями Островского. Равнодушие к ним со стороны театрального начальства доходило до того, что дирекция отказывалась даже от самых ничтожных расходов на постановку новых пьес Островского: актеры-бенефицианты, случалось, за свой счет делали декорации. Так было в Москве. Не благоприятнее отнеслись к московскому драматургу и петербургские театральные распорядители. Например, комедия Свои люди - сочтемся! находилась под запретом до 1860 года. После представления Грозы в присутствии государя директор театров Сабуров решился написать письмо шефу жандармов князю Долгорукову; пьеса была подвергнута вторичному цензурному рассмотрению. Цензура на этот раз ничего не имела против допущения пьесы на сцену, только потребовала от автора изменить финал. Порок в лице Подхалюзина, по соображениям цензуры, необходимо было подвергнуть каре. И автору пришлось закончить пьесу появлением квартального, рассеивающего мечты плута о безнаказанности его проделок. Только впоследствии оказалось возможным убрать квартального со сцены.

Литературная деятельность Островского в семидесятые годы "Волки" мужской породы разнообразнее и опаснее. Даже "волчата" весьма часто являются истинной карой для девушек-"овец". Еще в Бедной невесте Островский изобразил совсем ничтожного "волчонка". Мерич - и пошл, и неумен, и, по-видимому, совсем без зубов и когтей, - но для Маши Незабудкиной и он герой - просто потому, что знает чувствительные слова, чисто одевается, обладает симпатичной внешностью, главное - уверен в своей неотразимости и ловко умеет представить себя в самом выгодном свете. Это - самый распространенный тип "волка", долговечное наследие московского чайльд-гарольдства и негарольдства. В пьесе Трудовой хлеб геройствует второе издание Мерича - Копров: "молодой человек, очень приличен и красив, одет безукоризненно, манеры изящны". Только некоторые отдельные черты этого типа "героев" подчеркнуты резче: больше нахальства, сильнее жажда дешевых удовольствий с примесью сильных ощущений,- а в основе то же духовное тщедушие и безличие. Но и здесь дело не обходится без страдающей "овцы" - красивой девушки, трогательной по своей искренности и поистине несчастной в своем заблуждении. В Последней жертве - однородное явление: Дульчин ближе к Копрову, чем к Меричу, в нем больше хищности и отваги - но только потому, что жертва его уж слишком безобидна и считает за счастье отдаться ему в руки. А на самом деле он жалок и смешон, так именно и обходится с ним простая, но умная старуха в самый трагический для него момент, когда у него "сорвалось" и он желает застрелиться, у Копрова в таком же положении хватает духу действительно покончить с собой, - Дульчин изменяет решение, справедливо удостаиваясь насмешек Глафиры Фирсовны. Более породистые "волки" - в пьесах Богатые невесты и Бесприданница. Собственно, породу их следует отнести на счет их блестящего материального положения гораздо больше, чем на счет личных нравственных достоинств.

Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Драма А.Н. Островского "Гроза" была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в "Грозе". Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.

Общий взгляд на литературную деятельность Островского Мы видели - творческая деятельность Островского начала ослабевать и гаснуть уже за несколько лет до его смерти. Он сам говорил, что нуждается в сотрудниках, намерен приняться за переводы. Сотрудники, впрочем, вряд ли могли помочь драматургу вернуть дни свежего, энергичного творческого взгляда; Островскому, очевидно, предстояло другое поприще, и здесь он, несомненно, оказал бы великие услуги русскому искусству, если бы смерть не прервала его дел в самом начале. Но как бы ни был значителен упадок художественного таланта Островского, литературное наследство его представляется вполне законченным, можно сказать классическим. Мы видели, оно заключается в трех сокровищах: бытовая комедия, историческая драма и пьесы из мира интеллигенции пореформенной эпохи. Все эти пути, коими шел Островский, имеют не одинаковое значение в истории русской литературы. Первое место принадлежит бытовой комедии. Островский открыл - вполне самостоятельно - целую неизвестную область, с особенным бытом, оригинальными характерами, своеобразным языком и складом мыслей и чувств. Только в том, что касается некоторых типов, у него были предшественники, но учителями Островского их можно признать с большой натяжкой. Гоголь до Островского создал тип купеческой свахи, нарисовал множество фигур чиновников, коснулся и купцов. Во всей этой галерее только сваха могла послужить известной опорой вдохновению Островского: чиновники и купцы Гоголя при некоторых общих чертах с героями Островского отличаются от них настолько же, насколько петербургская департаментская канцелярия или провинциальный чернильный застенок отличаются от московских присутственных мест. О подражании или заимствовании не могло быть и речи.

Общественный смысл творчества Островского Ясно, темное и жестокое упорство самодуров неуклонно воспитывается преступным миром "властных лиц". Но кончается ли и здесь цепь великая? Послушайте интеллигентного и безобиднейшего чиновника, ставшего взяточником. Речь его не требует никаких пояснений: она внушительна и проста, как непосредственная правда жизни. "У нас,- говорит он,- ведь не из жалованья служат. Самое большое жалованье -15 рублей в месяц. У нас штату нет, по трудам и заслугам получаем; в прошлом году получал я четыре рубля в месяц, а нынче три с полтиной положили... Кабы не дележка - нечем бы и жить". Дележка значит взятки, набранные за неделю столоначальником на всю братию... Конечно, не все взяточники служат вне штата,- но мы из биографии самого Островского знаем, чего стоили штаты. Извольте после этого бросить камнем в Кисельникова, в Жадова или даже в Белогубова! А между тем не следует забывать, что обывателю приходится иметь дело преимущественно с канцелярской мелкотой, чаще всего с Беневоленскими и Васютиными - дельцами "не взыскательными" и всегда готовыми выпить с ними. Мы видим, как широко, как неограниченно темное царство. И оно упорно защищает свои права на существование. Здесь опять неразрывная связь между дикарями Замоскворечья и героями канцелярских потемок. Юсов - заслуженный чиновник - чувствует органическую и принципиальную вражду к "нынешним образованным". Он безусловно за изгнанников уездного училища и низших классов семинарии. Они "почтительные" и "подобострастные", и вдова коллежского асессора одобряет молодого человека за то, что у него "этакое какое-то приятное ласкательство к начальству". Таковы вкусы интеллигентного класса, с которым купцы сталкиваются ежедневно. Но и порядки высшего света мало чем разнятся. Госпожа Уланбекова до глубины души презирает чиновников,- и, конечно, мещан и купцов,- но ее отношение к "воспитанницам" даже бессердечнее семейных подвигов Кита Китыча, и знатная крепостница дает своим жертвам те же самодурские поучения, только еще более дикие и жестокие.

Общественный смысл творчества Островского Что касается ума и просвещения - взгляды темного царства известны. Это страна, где, по словам Досужева, "люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями, где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне, где своя политика и тоже получаются депеши, но толпа все больше из Белой Арапии и стран, к ней прилежащих". Одним словом, беспросветный и хаотический край! И его пророк - Иван Яковлевич, принимающий в сумасшедшем доме и отсюда руководящий судьбами матерей и детей темного царства. Но поднимитесь выше, в аристократический салон: госпожа Турусина объяснит вам, что величайшие авторитеты для нее - блаженные, юродивые, приживалки и мать Манефа. Просвещенная дама горько оплакивает смерть Ивана Яковлича: "При нем так легко и просто было жить в Москве!" И автор находит возможным написать целую комедию - На всякого мудреца довольно простоты - для характеристики интеллигентной темноты и барского варварства. Писарев разошелся с Добролюбовым в оценке личности Катерины - и на этот раз был прав: "личный развитой ум" действительно непременный признак светлой натуры. Катерина - только страстный темперамент, а не нравственная сила. Ее духовная жизнь загромождена ужасами и видениями, навеянными дикой болтовней странниц и кликуш. Она смотрит на мир сквозь густой туман суеверий и предрассудков "темного царства". Она - законное детище этого царства, и только врожденная страстность мешает ей окончательно подчиниться родному самодурству. Страстность Катерины не лишена известной поэтической мечтательности, особенно в ранней молодости. Но женская любовная страсть, если она естественна и искренна, всегда поэтична, - что, конечно, вовсе не свидетельствует о какой-то исключительной натуре и светлой силе духа. Сам Добролюбов говорит: Катерина не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Совершенно справедливо! И Катерина не только не противоречит основам темного царства, но даже доказывает их непреодолимую силу, и не одной своей смертью, а именно своим характером - чертами, прекрасно обозначенными самим критиком: "инстинктивностью своей натуры", "боязнью за каждую свою мысль". Можно считать Катерину сколь угодно симпатичной,- но нет никаких психологических и нравственных оснований говорить о каком-либо влиянии ее личности на просвещение темного царства.

Над презентацией работали: Соболева Олеся Трофименко Анастасия Ученицы 10 «А» класса Школы 158