Скульптурные произведения Бенина и города – государства Ифе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство Бенина представлено главным образом бронзовой скульптурой XIV - XIX веков. Вся эта скульптура - головы, декоративные рельефы, статуэтки воинов,
Advertisements

ШАХМАТЫ ОСТРОВА ЛЬЮИС.
ЧТО общего на этих картинах. Образ человека – главная тема искусства Презентация для 6 класса. Выполнила учитель ИЗО Сысолятина Н.А. МАОУ СОШ 7 г. Сухой.
Скульптура (от латинского) высекать, вырезать - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и.
Художественная культура Античности Гомеровский период – XI –VIII вв. до н. э. АрхаикаVII – VI – вв. до н. э. Классика V – первые три четверти IV в. до.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Киров Калужская обл. Кирютина Татьяна Владимировна Презентация к уроку.
Сокровища Холмогорской коллекции 3-4 веков н.э. из собраний художественного музея г.Сургута Выполнил: Уелданов Тагир, 8 Г класс.
В ЕК МЕДНЫЙ, БРОНЗОВЫЙ, ЖЕЛЕЗНЫЙ П РЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ХИМИИ, 9 КЛАСС МАОУ СОШ 104 Г. Ч ЕЛЯБИНСКА СТУДЕНТКИ 5 КУРСА Р ОВНОЙ Е.Н
ГОУ школа 337 Невского района Автор: обучающаяся 5 Э класса Иванова Кристина Руководитель: Холодилова Надежда Антоновна 2011 год Санкт-Петербург.
Кеткин Дмитрий 8 а класс. Нэцкэ Нэ́цкэ миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой.
« Гробница Тутанхамона - величайшая фальсификация или открытие века ? »
Презентацию подготовили: ученики 4 Б класса МБОУ СОШ 31 г.Новочеркасск Штрек Вадим Пискунова Юлия Руководитель Шелест Ольга Николаевна, учитель начальных.
Архитектура Индии в средние века. Архитектура Индии отличалась удивительным разнообразием построек. От средних веков сохранилось много храмов и дворцов.
Искусство народов Тропической и Южной Африки. Искусство народов Африки имеет долгую и сложную, почти еще не изученную историю. В настоящее время народы.
ПАЛЕОЛИТНЕОЛИТЭНЕОЛИТ БРОНЗОВЫЙ ВЕКЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных, в том.
Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
Портреты Древнего Египта Презентацию сделал Блохин Даниил Ростов-на-Дону, гимназия класс учитель Е.В. Алексеева.
Декоративное искусство Кубачи Кубачи – одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире прославились художественной.
Тема: Скульптура Тропической и Южной Африки. и Южной Африки.
Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и.
Транксрипт:

Скульптурные произведения Бенина и города – государства Ифе.

Искусство Бенина.

Искусство Бенина представлено главным образом бронзовой скульптурой XIV - XIX веков. Вся эта скульптура - головы (ухув-элао), декоративные рельефы (мама), статуэтки воинов, музыкантов, придворных, фигурки животных и т. д. - выполнена в той же технике утраченной восковой модели, что и скульптура Ифе. Помимо бронзовой скульптуры сохранились бивни с резными рельефными изображениями, небольшие маски - подвески из слоновой кости, браслеты и другие предметы, украшенные рельефными и скульптурными изображениями. Сотни этих изделий из дворца óбы - правителя Бенина - были ввезены в Европу после разгрома Бенина английской карательной экспедицией в феврале 1897 года. Лучшие из них попали в Британский музей и частную коллекцию генерала Питт-Риверса, часть вещей была продана немецким музеям и частным коллекционерам. В настоящее время бенинская скульптура имеется во многих музеях мира. Этот внушительный по размерам художественный комплекс, разнообразный по сюжетам и стилистически однородный, позволяет проследить эволюцию придворного искусства на протяжении шести столетий.

О существовании Бенина в Европе было известно с XV века. Бенин был первым государством Гвинейского побережья, установившим постоянные торговые контакты с европейцами. Португальцы и голландцы, побывавшие в Бенине в XVI - XVII веках, описывали большой город с широкими улицами протяженностью в несколько километров, с деревянными и глинобитными домами. Дома состояли из нескольких комнат и крытых галерей с внутренним двором и бассейном для стока воды. Широкая центральная улица делила город на две неравные части. В меньшей, юго-западной части находился дворец óбы. Город состоял приблизительно из сорока кварталов, в которых группировались различные ремесленники, обслуживавшие царский двор. "Кузнецы жили в четырех или пяти кварталах, где их мастерские занимали целые улицы. Они изготовляли различные инструменты, оружие: копья, дротики, мечи, кинжалы, а также лампы, украшения...

Скульптуру из дерева и слоновой кости вырезали ремесленники квартала Jgbesamwa и другие, служившие во дворце óбы. Прежде вся слоновая кость принадлежала царю, и почти вся скульптура была предназначена для дворца... Мастера, изготовлявшие бронзовую скульптуру, жили в квартале. Поставка и распределение бронзы производились по приказу óбы". Таким образом, искусство Бенина может служить типичным примером африканского придворного искусства. Оно не случайно достигло высокого совершенства в технике литья, чеканки, ковки металла и т. д. и вместе с тем сравнительно ограничено в сюжетном и стилистическом планах. Бенинские мастера были связаны в своей работе выполнением узко поставленной задачи, заключавшейся в изготовлении строго канонизированных однотипных изделий, что способствовало развитию профессиональных технических навыков, но в то же время парализовало развитие творческого процесса. Показательно, что эволюция бенинского искусства определяется главным образом сменой технических, а не художественных приемов. Хотя и эти изменения в конечном счете отражаются на характере изобразительных форм и выражаются в постепенном изменении стиля скульптуры.

В конце XIII века в Бенине, по-видимому, еще не существовало развитых традиций бронзового литья. Согласно преданию, посмертный портрет одного из бенинских оба того времени был выполнен в Ифе, куда для этой цели была послана голова умершего царя. По тем же устным преданиям (272, 129), искусство бронзового литья было получено из Ифе при óба Огуола - шестом правителе Бенина. В предании говорится о том, что оба Огуола обратился к правителю Ифе с просьбой прислать мастера для обучения местных ремесленников бронзовому литью, так как он желал изготовлять у себя произведения, подобные тем, которые получал из Ифе. В ответ на эту просьбу из Ифе они отправили в Бенин мастера- литейщика по имени Игве Ига (или Jgueghae). Это сообщение подкрепляется тем фактом, что до последнего времени наследственный глава бенинской корпорации литейщиков ежегодно в установленный день совершал жертвоприношения в честь Игве Ига. Причем на алтаре, перед которым совершался обряд, находились терракотовые головы, которыми, по преданию, Игве Ига пользовался для обучения бенинских мастеров. Таким образом, легенда связывает обе художественные традиции, склоняя исследователей к тому, чтобы в искусстве Бенина видеть как бы продолжение более древнего и, если так можно сказать, "более классического" искусства Ифе. Следует заметить, что немногие сохранившиеся самые ранние произведения бенинской скульптуры по стилю и технике действительно ближе к бронзовой пластике Ифе, чем более поздние.

Древнейшей в бенинском искусстве считается традиция изготовления бронзовых голов. Серия мемориальных портретов дает неплохой материал для выявления местных особенностей стилистической эволюции. Обычай украшать стены дворца бронзовыми рельефами, по-видимому, появился позднее, когда уже достаточно развитый придворный церемониал и представление о личном престиже носителей власти стали непосредственно ассоциироваться с богатством, роскошью, декоративным убранством. Декоративные элементы в бенинском искусстве, их количество и характер могут служить дополнительным ориентиром для уточнения относительной периодизации. Хронология бенинского искусства, предложенная вначале Ф. фон Лушаном (217) и разработанная его учеником Б. Штруком (271), неоднократно пересматривалась. В последнее время она была уточнена У. Фэггом. Основываясь на различиях в стиле и технике бронзового литья, он вычленяет три периода в бенинском искусстве.

Первый период начинается с конца XIII - начала XIV века и продолжается до XVI века. Скульптура этого времени сохраняет относительную близость к натуре. Второй период, продолжавшийся около полутора столетий, с конца XVI века, характеризуется большей условностью стиля, а также более массивным литьем (утолщение стенок) и появлением резных слоновых бивней, вставлявшихся в отверстия в верхней части бронзовых голов. (Добавим, что, по-видимому, примерно с этого времени появляются рельефы, выполненные в том же стиле и технике.) Последний период, продолжавшийся до XIX века, дает большое количество бронзовых изделий, свидетельствующих об упадке художественной культуры и утрате технического мастерства (IV).

Изучением культуры и искусства Бенина занимались главным образом английские и немецкие специалисты. Кроме исследований Лушана и Фэгга можно упомянуть работы Р. Е. Бредбери, Ф. Дарка, А. Гудвина. Детальный анализ бенинских памятников искусства из собраний Музея антропологии и этнографии содержится в работе Д. А. Ольдерогге.

Искусство Ифе.

Открытие в начале нашего века знаменитого ныне искусства Ифе породило множество разнообразных гипотез. Не сопоставимый ни с чем известным в то время натуралистический стиль и совершенство бронзового литья, казалось, свидетельствовали о какой-то обособленной и чужеродной культуре. Вместе с тем ярко выраженный местный этнический тип, запечатленный в бронзовых и терракотовых портретах, указывал на то, что речь может идти только о местной культуре, испытавшей в той или иной мере какие-то внешние влияния. В качестве возможных агентов этих влияний называли португальцев, карфагенян, нубийцев и т. д. Фробениус считал Ифе центром древней могучей империи - легендарной Атлантиды, воспоминания о которой сохранились в виде преданий, после того как связи ее с внешним миром были полностью прерваны. Во времена Фробениуса было известно сравнительно небольшое число памятников искусства Ифе. С тех пор благодаря серии находок, значительно расширивших представления о древней истории народа йоруба, стало очевидно, что речь идет о действительно мощном очаге культуры, оказавшем заметное влияние на обширные территории к северу и востоку от дельты Нигера. У народов, населяющих сопредельные территории, можно и теперь обнаружить элементы религиозных верований йоруба, их художественных традиций, социальной организации.

Примерно с XVI века Ифе утрачивает свое политическое влияние. Однако и по сей день этот город считается священным центром страны йоруба. По мифологическим представлениям йоруба, Ифе - это центр земли, откуда она берет свое начало. Согласно мифам, именно здесь началось сотворение всего сущего могущественным божеством Одудуа, который был основателем города и основоположником династии правителей Ифе. Одним из первых предметов искусства Ифе, с которым познакомились в Европе, был кварцитовый трон, доставленный в Британский музей в 1896 году. Этот трон, напоминающий по форме деревянные сиденья бенинских вождей, не привлек особого внимания. Как о совершенно новом явлении об искусстве Ифе заговорили только в 1905 году, после того как в Британском музее был выставлен гипсовый слепок одной из терракотовых голов.

Изучение искусства Ифе началось после экспедиции Фробениуса в 1910 году, в ходе которой были найдены головы и торсы из терракоты и большая бронзовая голова, известная теперь как голова Олокуна. Кроме того, экспедиция обнаружила художественные изделия из кварца, фигурки крокодилов, различные предметы - от больших табуретов до изящно отделанных ручек. Следующее большое открытие было сделано в 1931 году в священной роще Инвирин, недалеко от Ифе: восемь терракотовых голов и десятки фрагментов скульптуры. В 1938 году на месте некогда существовавшего здесь дворца, правителя Ифе, было обнаружено еще семнадцать бронзовых голов и бронзовая статуя.

В 1949 году в местечке Абири, в пятнадцати километрах от Ифе, Б. Фэггом была найдена новая скульптура. На этот раз среди терракотовой скульптуры наряду с типично ифским реалистическим портретом оказались крайне схематические антропоморфные изображения. Причем из найденных в одном захоронении семи голов четыре крайне условны (конус и цилиндр с едва намеченными схематически изображениями глаз и рта) и три предельно реалистичны. В ходе тех же раскопок были найдены изображения свернувшейся змеи и головы барана. В 1953 году в результате планомерных раскопок в районе Ифе вместе с остатками керамической мостовой было извлечено множество украшений, фрагментов скульптуры, несколько терракотовых голов. Одна из самых ценных находок была сделана в 1957 году в Ифе, в районе Ита- Иемуу. Среди других бронзовых изделий здесь была найдена отлично сохранившаяся фигура они Ифе в полный рост, в парадной одежде.

К началу 70-х годов было известно уже более шестидесяти произведений искусства Ифе. Эта коллекция первоклассных произведений бронзовой и терракотовой скульптуры включает портреты правителей Ифе в натуральную величину, статуи и полуфигуры,, скипетры, кресла, фигуры животных. Особое место среди памятников древнего искусства Ифе занимают каменные статуи из священной рощи Оре. Эта роща находится в одном километре от центра города. К ней ведет тропа, обрамленная вертикально стоящими каменными блоками. Тропа выходит к небольшим прогалинам, на которых стоят статуи. Одна из них - приземистая фигура в набедренной повязке, с руками, сложенными на животе; другая, меньшего размера, в той же позе и того же стиля, напоминает карлика; третья - коленопреклоненная фигура, с руками, прижатыми к груди, несколько иного стиля - считается более поздней, чем две предыдущие. Эти статуи очень редко упоминаются в связи с искусством Ифе. Время создания их неизвестно, происхождение спорно. Местные специалисты - нигерийские археологи и этнографы- считают, что они были созданы раньше, чем все известные памятники Ифе, и что их авторами являются, возможно, не йоруба, а более древнее местное население - народ игбо. По другому предположению, они могли быть созданы первыми переселенцами йоруба. Ж. Деланж считает, что стиль этих каменных статуй имеет сходство со стилем терракотовых статуэток, найденных в Западной Африке

Среди ансамблей старого нигерийского искусства остается загадкой мелкая бронзовая пластика, о которой известно лишь то, что место ее происхождения - низовье реки Нигер. Подвесные антропоморфные колокольчики, браслеты с изображениями масок, ритуальные зооморфные статуэтки, флаконы, кубки, маски и другие предметы искусства весьма разнообразны по стилю, вместе с тем имеют нечто общее не только в характере изделий, материале, технике литья, но также и в собственно художественных особенностях. Группа бронзовых изделий, извлеченная из раскопок на левом берегу Нигера, в селении Игбо Укву в и 1964 годах, обнаруживает также и общие стилевые особенности: своеобразную "барочность" в декоре бронзовых сосудов и украшений, широкое использование мельчайшей зерни и латунной проволоки для сложной орнаментации и создания особой фактуры. Скульптура нижнего Нигера датируется очень приближенно от VIII до XII в. н. э.

К художественному комплексу Ифе, а, возможно, также и Бенина, примыкает терракотовая скульптура из Ово, находящегося в 100 км от Бенина и в 110 км от Ифе. Раскопки, произведенные здесь впервые в 1969 г. нигерийским археологом Экпо Эйо, дали любопытные материалы, в том числе великолепные образцы скульптуры. Большинство скульптурных фрагментов из Ово имеет несомненное сходство со стилем терракотовой скульптуры Ифе, в других угадываются черты, свойственные искусству Бенина; некоторые вещи - например, голова бородатого мужчины - отличаются экспрессией, большим своеобразием. Скульптура из Ово датируется приближенно XV веком.

В 1934 году (По другим данным, - в 1933 году. Это открытие было сделано преподавателем католической миссии Г. Рамшоу. Опубликовано впервые в 1938 году (258)) в шестидесяти пяти километрах к северу от Ифе, около деревни Эзие (провинция Илорин), было найдено более восьмисот каменных голов и статуэток. Вся эта стеатитовая скульптура, обнаруженная на лесной прогалине, хранится теперь на особом алтаре, и местное население в марте, перед началом полевых работ, устраивает здесь ежегодные празднества в честь духов - покровителей местной общины. Хотя эти памятники не равноценны по исполнению и явно принадлежат не одному мастеру, они представляют собой монолитную стилистическую группу - причем самую большую в Тропической Африке группу каменной скульптуры. Возраст и происхождение этих памятников неизвестны. По мнению У. Фэгга, Ж. Деланж и других, ее авторами, возможно, были нупе, создавшие эту скульптуру до того, как они были насильственно обращены в ислам. По мнению Д. Польм, ее возраст не превышает трех столетий, по другим данным, она современна классическому периоду Ифе (XII - XIV вв. н. э.). Хотя скульптуру Эзие нельзя с полной определенностью отнести ни к одному известному кругу памятников, имеется достаточно оснований для того, чтобы учитывать возможность ее связи с культурой Ифе. Причем сходство существует не только с классической бронзовой и терракотовой скульптурой, но также и с каменными статуями из рощи Оре. Что касается техники исполнения этой скульптуры, то следует заметить, что мнение Фэгга относительно ее связи с резьбой по дереву неубедительно. Мягкие, оплывшие формы сидящих фигур, трактовка черт лица - глаз, носа, рта - и в особенности филигранные формы браслетов и ожерелий так же близки к технике ифского бронзового литья и чеканки, как и к лепке терракотовой скульптуры.