Организация оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы Федеральный институт развития образования Центр профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По профессиональному модулю 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» специальности СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Advertisements

Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно- ориентированных программ Федеральный институт развития образования Факторович А.А.,
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
1. ПАСПОРТ Экзамен квалификационный по результатам освоения профессионального модуля « Составление и использование бухгалтерской отчетности » по специальности.
О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального.
Оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Организация оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Методические основы формирования компетентностно ориентированных оценочных средств Батрова О.Ф.
Разработка типовых заданий для оценки освоения профессионально значимой информации Донской учебно-методический центр профессионального образования.
1. ПАСПОРТ Экзамен квалификационный по результатам освоения профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
ОЦЕНИВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Батрова О.Ф.
Федеральный институт развития образования. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата» «Создание системы оценки.
Транксрипт:

Организация оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Факторович А.А., к.п.н., Центр профессионального образования

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК Объективные требования требования КОМПЕТЕНЦИИ Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности Носителькомпетенций Интегративны: объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях Диагностичны: факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных критериев Отражают социальный заказ: ориентированы на потребности рынка труда ПОЛНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Профессиональныемодулии учебные дисциплины Текущий и рубежный контроль и оценивание ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПА.00 Промежуточная аттестация: ПМ и УД (? МДК, практики) Контроль и оценка процесса и результатов освоения ОПОП

ТИПЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Текущий и рубежный Контрольная работа Лабораторная работа Практическая работа Устный опрос Рейтинговая и накопительная система Промежуточная аттестация Экзамен Экзамен квалификационный Дифференцированный зачет Зачет Итоговая государственная аттестация ВКР

Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения всех видов профессиональной деятельности Формы обязательно - защита ВКР по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества

Фонды оценочных средств СТРУКТУРА ФОС: ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ промежуточной аттестации, проводимой экзаменационной комиссией после изучения \ прохождения УД, ПМ (в том числе МДК и практики) государственной итоговой аттестации, проводимой государственно й аттестационной комиссией текущего контроля преподавателем освоения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.)

СТРУКТУРА ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ правила определения численной или вербальной оценки при сравнении полученного результата с показателем оценки ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ описание основных параметров процесса \ результата деятельности ЯСНОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК ДИАГНОСТИРУЕМОСТЬ ССЫЛКА НА ЭТАЛОН

Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю (ПА по ОПОП) и ГИА: оценка овладения ВПД, ОК и ПК ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего и рубежного контроля: оценивание элементов компетенций (ЗиУ) Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должны позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций

Методы оценки Количественные отметки, баллы, рейтинг Качественные анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения

Объекты оценки по ФГОС Объекты оценкиТип аттестацииОсобенности КЗ Целостная профессиональная деятельность Итоговая государственная аттестация ВКР? Вид профессиональной деятельности Экзамен квалификационныйКомплексное задание, воспроизводящее реальную или имитационную проф.ситуацию Профессиональные и общие компетенции Итоговая государственная аттестация Экзамен квалификационный Комплексное задание, воспроизводящее реальную или имитационную проф.ситуацию Практический опытПромежуточная аттестация по практике Практическое задание, направленное на решение локальной проф.задачи УменияТекущий контроль, промежуточная аттестация (УД, МДК, практика) Задание, предполагающее решение типовых учебных, учебно-профессиональных задач ЗнанияТекущий контроль, промежуточная аттестация (УД, МДК) Тесты; задания на воспроизведение, понимание, анализ информации

Объект и метод оценки результатов освоения ПМ Объект и метод оценки результатов освоения ПМ Объект Продуктдеятельности Процесс деятельности Объем профессионально значимой информации Метод Экспертная оценка Поэтапный контроль Наблюдение Опрос Коллоквиум Контрольная работа Экспертнаяоценка Соответствие эталону Соответствие алгоритму (регламенту) Соответствие научным подходам

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ профессионального модуля ОТПРАВНАЯ ТОЧКА РАБОТЫ НАД КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПМ Экзамен (квалификационный) Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен» Практики – ДЗ МДК – Э или ДЗ (возможно комбинированный) Ипользование рейтинговых и/накопительных систем оценивания

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНЫ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ МДК ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ = ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЬ РАЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПРОВЕРКИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ СТРАНАПРОЦЕДУРАСОДЕРЖАНИЕФОРМАМЕТОД ВеликобританияНезависимая: проводится аккредитационными агентствами по материалам работодателей Задания, имитирующие профессиональную деятельность (ПД) Основаны на требованиях ПС, системы квалификаций Квалификационные испытания + анализ портфолио Экспертное наблюдение ГерманияСовмещенная: проводят представители рынка труда и педагоги профессиональных школ Письменная часть (оценка знаний в области ПД), практическая часть (непосредственно ПД) Комплексный экзамен Количественная оценка Экспертное наблюдение ФинляндияПомодульная – для текущей аттестации Совмещенная – для итоговой – два документа Основано на требованиях ПС Финальный проектИнтегрированна я оценка разных видов работ Россия (было)ИГА: проводится В ОУ, оценка результатов обучения и квалификации Теоретические вопросы по дисциплинам (иногда интегрированные) Практикоориентированны й проект ВКР, комплексный экзамен Оценка в баллах Россия (проекты по новым ФГОС) Аттестация в ОУ и сертификация квалификаций Задания, воспроизводящие рабочие ситуации Экзамен квалификационный Экспертное наблюдение, качественная оценка

ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОТОВЫЙ»«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» «ДОКУМЕНТЫ» «С ЗАЩИТОЙ (ОБОСНОВАНИЕМ)»«БЕЗ ЗАЩИТЫ (ОБОСНОВАНИЯ)» СТРУКТУРА КОМ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКТУ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОС ДЛЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС), ПРИБЛИЖЕННЫЕ К РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: - чем разрешается пользоваться; - требуется ли наблюдение; - степень детализации при выполнении … УЧЕТ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АПРОБАЦИЯ НА ЭКСПЕРТАХ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КУРСОВАЯ РАБОТА (ЦЕЛЕВОЙ ЗАКАЗ, ОТРАЖЕНИЕ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ) ?? ДОП. ЗАДАНИЕ

Этапы разработки КОС 1). Разработка КЗ. 2). Экспертиза КЗ тремя и более экспертами (в том числе работодателями). 3). Коррекция КЗ по результатам экспертизы. 4). Апробация КЗ на выборке аттестуемых. 5). Анализ результатов апробации. 6). Коррекция или исключение КЗ из банка КОС.

ТИПЫ ОЦЕНОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ Эк ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом; проверяющие освоение группы компетенций; проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля. ПО ХАРАКТЕРУ ТИПСУЩНОСТЬПРИМЕР ПРОЕКТ Изготовление «продукта»Методика лечения, блюдо, план-конспект урока, деталь ИССЛЕДОВАНИЕ Выявление проблемы и выбор способа решения Диагностика транспортного средства КОНСТРУКТОР Сборка целого из элементовСборка механизма и проверка на работоспособность РОЛЬ Выполнение ПД в роли специалиста (реально или имитационно) Проведение урока, Оказание помощи больному СИТУАЦИЯ Метод кейсовРазработать предложения по развитию воспитательной системы школы

СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СОСТАВ, НАЗНАЧЕНИЕ + ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ + + ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ +

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ 1.ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ); 2. ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР; 3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ (НЕТОЖДЕСТВЕННОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ЗАДАНИЙ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫМ УЧЕБНЫМ ЗАДАЧАМ); 4. АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 5. ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ 6. СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Освоены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя Документы об образовании (СПО, ФГОС) (предложения)

СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ Студент может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность + развитие системы сертификации квалификаций + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей)

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ ПРОЦЕДУРАМ Дифференциация Дифференциация Субъектов учения и оценки Оценка профессиональных компетенций Централизованный независимый контроль – аналог ЕГЭ? Сертификация квалификаций Международные исследования (проект ОЭСР AHELO) Независимая промежуточная аттестация Аттестация в ОУ ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПРОЦЕДУР ПО ВРЕМЕНИ, МЕСТУ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЭТАПОВ? Оценка образовательных достижений

МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В АТТЕСТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУРАХ консультационно-экспертный: привлечение работодателей к разработке (консультациям разработчиков); экспертиза контрольно-оценочных материалов (Германия, США, Великобритания, Россия); установление (уточнение) требований к образовательным программам. контролирующий: включение представителей работодателей в ГАК, создаваемые для проведения ГИА выпускников учреждений профессионального образования (Россия); общественно-профессиональная аккредитация программ профессионального образования (Германия, Великобритания, США, Россия); частно-государственное партнерство в области реализации образовательных программ профессионального образования и гарантий качества профессионального образования (Россия, Южная Корея, Германия, Великобритания); дифференциация полномочий государства и бизнеса в реализации и оценке качества освоения программ профессионального образования (Германия, Великобритания, США, Франция, Италия); разделение оценки результатов обучения и оценки квалификаций, развитие независимой системы сертификации квалификаций (Германия, Великобритания, Япония).

Образовательные учреждения совместно с организациями работодателей: 1) разрабатывают программу, содержание и планируемые результаты практики; 2) организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики; 3) разрабатывают формы отчетности и оценочный материал прохождения практики; 4) создают фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции; 5) обеспечивают условия для максимального приближения программ промежуточной аттестации по ПМ к условиям будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТДАТЕЛЯМИ ПРИ ОСВОЕНИИ ПМ

По профессиональному модулю «Составление и использование бухгалтерской отчетности» специальность СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» код специальности ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ)

Состав КОС: I. Паспорт II. Задание для экзаменующегося (n вариантов) III. Пакет экзаменатора IIIа. Условия IIIб. Критерии оценки Контрольно-оценочные средства (КОС)

ПАСПОРТ Назначение: КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности», специальность СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Перечень проверяемых ПК и ОК: см. далее

Профессиональные компетенции ПК 1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Общие компетенции:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ Инструкция Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться законодательной, нормативной и справочной литературой, имеющейся на специальном столе. Время выполнения задания – 3 час.

Задание 1 На основании исходных данных, представленных начальным балансом организации потребительской кооперации и хозяйственными операциями за отчетный период, составить оборотную ведомость, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на конец анализируемого периода. Для чего: заполнить журнал хозяйственных операций; открыть счета бухгалтерского учета, подсчитать обороты, вывести сальдо; заполнить форму оборотной ведомости; составить бухгалтерский баланс (форма 1)на основании остатков по синтетическим счетам; составить «Отчет о прибылях и убытках» (форма 2)

Задание 2 Произвести анализ полученных показателей бухгалтерской отчетности с использованием компьютерной программы Excel «Пакет анализа»: анализ финансовой устойчивости;анализ финансовой устойчивости; анализ ликвидности;анализ ликвидности; анализ платежеспособности;анализ платежеспособности; анализ распределения чистой прибыли;анализ распределения чистой прибыли; анализ рентабельностианализ рентабельности

Подготовленный продукт: А) Бухгалтерские документы: оборотная ведомость; бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках. Б) Результаты анализа финансового состояния организации, отраженные в расчетно-аналитической таблице в сравнительной характеристике с рекомендуемыми показателями устойчивости финансового положения.

Устное обоснование (защита выполненного задания): обоснование правильности полученных результатов показателей баланса и отчета о прибыли и убытках (обязательная аргументация – порядок расчетов, особенностей заполнения форм отчетности, ее содержания); обоснование правильности полученных результатов анализа финансовой отчетности, использования формул расчетов и электронных версий получения результатов по отдельным показателям, характеризующим финансовую устойчивость организации, ликвидность и оборачиваемость оборотных активов (обязательная аргументация по внесению предложений улучшения финансового состояния организации).

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА III a. УСЛОВИЯ Количество вариантов задания для экзаменующегося – 4. Время выполнения задания - 3 час. Оборудование: Формы бухгалтерской отчетности, компьютер, бумага, шариковая ручка, калькулятор. Литература для учащегося: Законодательная:.. Нормативная литература:… Справочная литература: … (не менее 5 из 10 указанных). (не менее 5 из 10 указанных).

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Выполнение задания: - обращение в ходе задания к информационным источникам; - рациональность распределения времени на выполнение задания (обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: 1) ознакомление с заданием и планирование работы; 2) получение информации; 3) подготовка продукта; 4) сдача продукта); - и т.д.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ 1.ПАПКА «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ»: ФАЙЛЫ «КОС ПРОЕКТ МАКЕТА», «РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО КОС». 2. ОТКРЫТЬ И ПРОЧИТАТЬ ФАЙЛЫ В УКАЗАННОМ ПОРЯДКЕ. 3.ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ПОЛЬЗУЯСЬ ПРОГРАММОЙ ВЫБРАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ И МАТЕРИАЛОМ ПРОЧИТАННЫХ ФАЙЛОВ, НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОСТАВЛЕНИЕМ КОС ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО) ПО МОДУЛЮ