Экономика общественного сектора Тема лекции: «Налоговый механизм и общественный сектор» 05 апреля 2012 г. а. 519 14.00-15.30 Лектор: Молчанов Игорь Николаевич,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Advertisements

Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Минфин России Финансовый институт по управлению суверенными фондами и государственным долгом в России Светлана Викторовна Ячевская Директор Правового департамента.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Учет налоговых расходов. Предложения по интеграции потерь бюджетной системы от налоговых льгот и освобождений в бюджетную статистику.
Анализ поступлений НДПИ по РД Тайгибова Рукият Налоговый факультет 3 курс 1 группа.
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема лекции: «Налоговый механизм и общественный сектор» 05 апреля 2012 г. а Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Теоретические подходы к налогообложению. 2. Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения. 3. Современная российская налогово- бюджетная политика. Дополнительная литература: 1. Занадворов В.С. Экономическая теория государственных финансов. – М.: ГУ ВШЭ, – 390 с. 2. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) - М.: ИЭПП, – 592 с.

3 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению В научной литературе выделяют следующие экономические функции налогов. К ним относятся: распределение ресурсов, перераспределение доходов и макроэкономическая стабилизация. С позиций экономического анализа в качестве налогов рассматривается вся совокупность доходов налогового типа на всех уровнях общественного сектора от общенационального до муниципального. Таким образом, говорят о расширительном, а не о юридически строгом использовании термина «налоги» - под налогами понимаются «все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения» (Л.И.Якобсон).

4 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Обозначим основные факторы, определяющие возможный объем налогообложения. Это отраслевая структура экономики, общий уровень экономической культуры населения (определяющий возможности использования сложных форм бухгалтерского учета и соответственно достаточно развитой системы налогов), технологическое совершенство используемых схем сбора налогов, а также общая традиция меры законопослушания в сфере уплаты налогов, свойственная стране (или субнациональному региону). К подобным факторам следует отнести и тип политического режима, установленный в данной стране, поскольку в условиях автократии государство может вовлечь в сферу общественного сектора существенно большую долю валового продукта страны, чем при развитой демократии. Таким образом, совокупность рассматриваемых факторов учитывает не только общий уровень экономического развития страны, но и аспекты институционального характера, которые обязательно должны быть приняты во внимание при исследовании налоговой политики.

5 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды рассматриваются теорией общественного сектора как совокупность инструментов государства (в широком контексте, включая и муниципальную власть), позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора. Источник поступлений в указанные фонды - доходы юридических и физических лиц. В рамках теоретического анализа все эти выплаты удобно именовать единым термином «налоги» (или «налоговые инструменты»), хотя в конкретных законах, определяющих эти выплаты, они именуются по-разному.

6 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Наряду с целями общего характера могут рассматриваться и весьма частные группы целей, связанные с выполнением частных функций общественного сектора. В связи с этим одним из важнейших оснований классификации налоговых инструментов являются цели, на которые они ориентированы. По этой классификации различаются целевые и нецелевые налоги. В большинстве современных стран основную роль играют налоги нецелевые. Такие налоговые доходы поступают в бюджет национального, регионального или муниципального уровня. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающих реализацию его расходных статей. Типичными примерами подобных налогов в России являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, импортные пошлины.

7 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению В то же время нередко вводятся специализированные (целевые) налоги для финансирования конкретных программ общественного сектора. Как правило, доходы от таких налогов зачисляются в соответствующие специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для целей социального страхования, развития инфраструктуры соответствующего уровня и т.п. Такие налоги еще называют маркированными. Типичным примером подобных налогов является налог на транспортные средства, доходы от которого идут в дорожный фонд. Аналогичную роль играют платежи граждан и юридических лиц в пенсионный фонд. В налоговой системе России важнейшим нецелевым (немаркированным) источником налоговых доходов является НДС, важнейшим маркированным источником - отчисления в фонды социального страхования.

8 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению К объектам налогообложения относятся: имущество; купленные и проданные товары и услуги; использованные ресурсы и т.п. При этом налогообложение ориентируется на конкретные показатели, описывающие эти объекты в натуральной или стоимостной форме. Это дает основания для еще одного важнейшего подхода к классификации налогов - различению прямых и косвенных налогов.

9 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Прямые налоги накладывают обязательства непосредственно на текущие доходы или на имущество физических и юридических лиц. Типичным примером подобного налога является подоходный налог с физических лиц. Применительно к юридическим лицам важнейший пример - налог на прибыль предприятий. Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, деятельность и продукты этой деятельности (товары и услуги). Наиболее существенные примеры косвенных налогов: НДС, таможенные пошлины, акцизы. Специалисты отмечают неоднозначность подобного деления налогов. Так, в случае, когда суммарный налог на заработную плату выплачивается в определенных пропорциях работниками и работодателями, наемный работник сталкивается с налогом прямого типа (на его текущий доход), а работодатель - с налогом косвенного типа (на используемый им ресурс «рабочая сила»).

10 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Анализ объектов налогообложения дает основания и для другой важной классификации налогов, основанной на типе показателей, описывающих объекты. Налог, исчисляемый на основании оценки объекта в натуральных единицах, называется специфическим. Если объем налоговых обязательств определяется умножением величины налоговой ставки, описываемой безразмерным долевым показателем (в процентах), на полученную стоимостную оценку объекта налогообложения (имущества, товаров и т.п.), то такой налог называется стоимостным.

11 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Объекты налогообложения можно также разбить на две большие группы с учетом категории времени. 1. Налоги на богатство (фонды), накопленные физическим или юридическим лицом, объем которого оценивается на некоторый конкретный момент времени (как правило, на начало финансового года). Фондовый характер данного типа объектов предполагает его оценку как суммарный итог деятельности за все предшествующие периоды. 2. Налоги на трансакции, или потоки, порожденные текущим производством, которые в качестве объекта налогообложения рассматривают результат, относимый к некоторому фиксированному периоду времени (как правило, к финансовому году).

12 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Рис. 1. Общая макроэкономическая схема финансовых потоков и возможные точки, представляющие варианты налогов в системе потоков

13 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Данная схема дает ряд оснований для классификации налоговых инструментов. В частности, можно выделить такие две группы, как налоги на покупателей и налоги на продавцов, представляющие обе стороны «рыночного прилавка». Еще одна классификация налогов по объектам налогообложения: налоги на источники и налоги на виды использования.

14 Молчанов И.Н Теоретические подходы к налогообложению Существует классификация налогов, связанная с характером изменения доли налогового платежа в доходе. Если данный показатель, называемый средней нормой налогообложения (рассчитываемый для исследуемого конкретного налога или некоторой группы налогов), растет с ростом дохода, то налог называется прогрессивным. Если средняя норма налогообложения для данного налога падает, когда доход возрастает, то налог называется регрессивным. Особый пограничный случай налога, для которого средняя норма неизменна, называется пропорциональным налогом.

15 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения В рамках экономического анализа можно констатировать особое влияние налогового законодательства на конкретные формы сделок при относительной стабильности экономической сущности этих сделок. В частности, это наглядно видно на примере медицинского страхования, где весьма существенными оказываются налоговые последствия при замене страхования работника за счет работодателя на непосредственную покупку медицинского полиса самим работником (в связи с тем, что страхование за счет фирмы рассматривается как социальное пособие и во многих странах не облагается подоходным налогом). Сходная ситуация возникает и в связи с налоговыми льготами при выплатах в пенсионные фонды. Это де стимулирует прямые сбережения работников и тем самым существенно влияет на структуру инвестиций в национальной экономике, поскольку пенсионные фонды принимают свои инвестиционные решения в рамках предусмотренных законом ограничений.

16 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Нюансы налоговых льгот в форме ускоренного списания капиталовложений влияют на решения о выборе вариантов оборудования, зданий и сооружений (в том числе об их долговечности). Подобные соображения важны и в процессе принятия решений о степени разработки природных ресурсов. Налогообложение оказывает влияние практически на все области распределения ресурсов. Часто высокие налоговые ставки приводят к доминированию налоговых соображений в процессе принятия предпринимательских решений: более значительный экономический выигрыш может быть достигнут за счет сокращения налогов фирмы, чем за счет расширения производства или разработки и внедрения инновационных проектов.

17 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Сформулируем критерий экономической нейтральности. Налог рассматривается как неискажающий (нейтральный) в том случае, если экономические агенты не могут изменить свое поведение таким образом, чтобы достичь снижения своих налоговых обязательств. Такой налог называют также паушальным, или аккордным. Классический пример - практиковавшаяся в течение долгого периода российской истории подушная подать.

18 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Таким образом, экономическая нейтральность налога предполагает если не полное отсутствие искажений (что практически нереально), то хотя бы их относительную незначимость. Повышение уровня нейтральности налоговой системы будет содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения экономического роста. Примером ярко выраженного искажающего налога является акциз, поскольку покупатель может сократить объем своих налоговых обязательств, уменьшая закупку соответствующего товара или услуги.

19 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Отдельные налоги могут использоваться для исправления изъянов рынка, что выявляет положительные аспекты налогообложения. Они одновременно и увеличивают поступления в общественный сектор, и улучшают эффективность распределения ресурсов в экономике, предотвращая отклонение индивидуальных издержек от общественных и тем самым влияя на поведение экономических агентов в ситуациях неоптимальной аллокации ресурсов. Такие налоги называются корректирующими: в частности, они могут обеспечить определенную коррекцию отрицательных экстерналий.

20 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Классическая теория общественного сектора в своих моделях обычно исходит из упрощенного предположения об отсутствии издержек, связанных с самим процессом сбора налогов. Однако на практике возникают весьма существенные затраты на содержание налоговой службы и связанную с налогами нормотворческую деятельность, а также затраты экономических агентов (в денежной форме и в виде потерь времени), неизбежно возникающие в связи с выполнением ими налоговых обязательств. К ним можно отнести следующие затраты: на «правильное оформление» уже заключенных сделок, на реализацию процедур перечисления средств в соответствующий бюджет, на оформление налоговых деклараций и бухгалтерскую отчетность, на оплату необходимых консультаций (со стороны юристов, бухгалтеров и т.д.).

21 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Затраты, связанные с деятельностью налоговых органов, во многом зависят от набора конкретных налогов, представленных в налоговой системе. Некоторые виды налогов, такие, как подушевая подать, не требуют больших затрат. Однако большинство налогов, используемых на практике, предполагают значительные усилия со стороны налоговых органов по предварительной оценке базы соответствующего налога. Например, оценка стоимости недвижимости (для налога на недвижимость), оценка прибыли предприятий (для налога на прибыль), оценка допустимых к списанию издержек для НДС) и т.д. В связи с этим предлагается критерий, оценивающий внутреннее устройство налоговой системы, - критерий организационной (административной) простоты, предполагающий, что налоговая система должна быть простой и требовать относительно невысоких затрат на функционирование.

22 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Анализ налоговых систем выявляет проблему синхронизации налоговых обязательств с макроэкономической динамикой, что позволяет ввести в рассмотрение критерий гибкости налогообложения. Налоговая система должна быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия (по возможности автоматически). Здесь мы сталкиваемся с аспектом стабилизационной функции государственных финансов, которая может быть отнесена к факторам, способствующим эффективности национальной экономики.

23 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Понятие социальной справедливости весьма многогранно, поэтому неудивительно, что существуют самые различные подходы к этому вопросу. С точки зрения экономической справедливости, существенно, что расходы общественного сектора, обеспечивая предоставление соответствующих коллективных услуг, приносят различную выгоду (повышение уровня полезности) различным семьям, поэтому с позиции слоев населения, обеспечивающих основную часть налоговых выплат, справедливым представляется устройство налоговой системы по принципу получаемых выгод.

24 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Принцип получаемых выгод является одним из вариантов конкретизации общего критерия относительного равенства налоговых обязательств. Налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидам. При этом вводятся вспомогательные критерии равенства по горизонтали и вертикали. Равенство по горизонтали предполагает одинаковые налоги с экономических агентов, находящихся в одинаковом положении. Равенство по вертикали - дифференциацию налоговых обязательств при различии положений агентов. Некоторые из них в связи со своим положением платят более высокие налоги, чем другие, и это вполне соответствует принципу вертикального равенства. При этом на практике возникает ряд проблем: проведение необходимой предварительной аналитической деятельности по дифференциации экономических агентов; определение социально приемлемых различий в налоговых ставках; оформление соответствующего этому принципу описания налоговой базы и системы ставок в налоговых законах.

25 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Принцип платежеспособности предполагает распределение налоговых выплат, ориентированное на экономические возможности налогоплательщиков. При этом возникает довольно трудная проблема оценки платежеспособности. В частности, здесь необходимо учесть, с одной стороны, конкретную возможность осуществления денежных выплат, а с другой стороны, потенциальную возможность, обусловленную более высоким уровнем экономического благосостояния. Здесь проявляется теоретически значимая оппозиция категории реального и потенциального дохода.

26 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения При использовании налоговых инструментов с заметными эффектами перераспределения важно иметь в виду возможность порождения ими искаженных сигналов. В частности, налогообложение заработной платы или прибыли корпораций существенно меняет точку общего равновесия в экономике. Аналогичное влияние связано с налогом на процентные доходы, который де стимулирует предложение сбережений и тем самым де стимулирует формирование акционерного капитала, что далее влияет на производительность предприятий и на заработную плату их работников. Подобные воздействия налогов вызывают и значительные перераспределительные эффекты (иногда труднопредсказуемые). Так, например, налог на капитал, сокращая его предложение, способствует росту показателя отдачи от капитала, что в определенных ситуациях способствует возрастанию имущественного неравенства. Здесь выявляется значимость рассмотренного выше критерия экономической нейтральности.

27 Молчанов И.Н Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения Реальная налоговая система - результат политического компромисса. Ее стабильность во многом зависит от убеждений электората в том, что собираемые налоги будут истрачены в рамках общественного сектора в соответствии с системой предпочтении населения. При этом социальные различия выявляют разные системы предпочтений, в связи с чем и возникает проблема поиска компромисса. В условиях развитой демократии этот поиск осуществляется в максимально гласных формах и поэтому с точки зрения эффективности политического процесса желательна высокая степень прозрачности, обеспечивающая политическую контролируемость налогов широкими слоями электората. Тем самым осознается необходимость учета критерия прозрачности при анализе налоговых систем.

28 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Государственный бюджет Мировой кризис 2008–2009 гг., обострение долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. заставили Правительство Российской Федерации по-новому взглянуть на политику безответственного наращивания государственных расходов и обязательств. Тенденция к сдерживанию бюджетных расходов проявилась еще при корректировке бюджета 2010 г. и продолжилась при формировании бюджета на ближайшую трехлетку. Однако приходится признать, что бюджетная система страны по- прежнему остается в крайне неустойчивом состоянии, сильно зависящем от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. При этом, даже несмотря на запланированное в предстоящие три года сокращение расходов в долях ВВП, их объемы остаются на высоком уровне, заметно превышающем уровень 2008 г.

29 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 1

30 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 2 Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в гг. (в % ВВП)

31 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Кроме внешних факторов на величину нефтегазовых доходов в последние годы оказали влияние изменения в администрировании НДПИ: был увеличен необлагаемый налогом при исчислении ставки НДПИ минимум с 9 до 15 долл. за баррель; с 2009 г. количество добытой нефти для целей налогообложения определяется в единицах массы нетто; увеличился перечень участков, в отношении которых применяется нулевая ставка НДПИ; изменен порядок списания стоимости лицензий на право пользования недрами для всех нефтедобывающих компаний.

32 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. С 2009 г. вступили в силу некоторые поправки и дополнения в главу 25 Налогового кодекса в части администрирования налога на прибыль организаций и улучшения положения налогоплательщика, среди которых можно выделить: упрощен порядок уплаты налога на прибыль посредством перехода с квартально-авансовой схемы на ежемесячную уплату налога по фактической прибыли; 10 до 30% увеличена амортизационная премия (отнесение на расходы в текущем налоговом периоде части первоначальной стоимости основных средств); предоставлена возможность амортизации основных средств, выявленных в результате инвентаризации; организации получили право учитывать расходы на образование своих сотрудников как по основным, так и по дополнительным профессиональным программам; отдельные виды расходов на НИОКР можно учитывать с применением повышающего коэффициента - 1,5.

33 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. В 2009 г. вступил в силу ряд льгот, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДФЛ: увеличены до 1000 рублей размер вычета на ребенка и сумма дохода за год (до рублей), до достижения которой такой вычет предоставляется; увеличен предельный размер социального налогового вычета по НДФЛ в части расходов на накопительную часть трудовой пенсии со до рублей; НДФЛ не облагаются суммы платы за обучение работников и возмещение работникам затрат по уплате по кредитам на приобретение и строительство жилья; расчет дохода в виде процентов по рублевым вкладам осуществляется с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ + 5%, что в значительной степени уменьшает налоговую базу относительно ранее предусмотренной.

34 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 3 Исполнение расходных обязательств бюджета расширенного правительства в гг. ( в % к ВВП)

35 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 4 Основные параметры федерального бюджета РФ в гг.

36 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 5

37 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 6 Структура пакета финансовых антикризисных мер в гг.

38 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика.

39 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика.

40 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика.

41 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Среди мероприятий по поддержке наиболее уязвимых слоев населения следует выделить: поддержку рынка труда и содействие занятости (порядка 44 млрд. руб.); увеличение пособий по безработице (около 80 млрд. руб.); предоставление возможности использовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий и единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. на текущие нужды (44,3 млрд. руб.); предоставление трансфертов внебюджетным фондам и взнос в антикризисный фонд Евр АзЭС (порядка 443,0 млрд. руб.); приобретение жилья ветеранам (55,8 млрд. руб.).

42 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 7 Динамика формирования и использования нефтегазовых фондов в 2010 г. ( млрд. руб.)

43 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Рис. 2. Динамика доходов и расходов федерального бюджета (в ценах 2006 г.), млрд. руб.

44 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 8 Динамика налоговых доходов федерального бюджета в период гг. (% ВВП)

45 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 9 Структура расходов федерального бюджета за период гг. (в % ВВП)

46 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. В ближайшее десятилетие налоговая система России столкнется с двумя масштабными вызовами. Во-первых, принятые решения по пенсионной реформе не обеспечивают сбалансированность пенсионной системы, неоправданно увеличивают нагрузку на фонд оплаты труда, подразумевают необходимость постоянной подпитки из федерального бюджета. Следовательно, и вся налоговая система нуждается в определенной настройке, обеспечивающей адаптацию государственных финансов к общемировому процессу старения населения. Во-вторых, развитие российской экономики по инновационному сценарию подразумевает сокращение доли добывающего сектора в ВВП. Однако налоговая нагрузка на добывающий сектор существенно превышает налоговую нагрузку на другие сектора экономики. В среднесрочной перспективе Россия столкнется со снижением рентных поступлений в бюджет, что приведет к необходимости пересмотра вопроса об уровне налоговой нагрузки на экономику и об изменении структуры поступлений по основным налогам.

47 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Ниже кратко перечислим основные направления, по которым могут быть приняты для ответа на вызовы наступившего десятилетия. Пенсионная реформа Экспортные пошлины НДПИ НДС

48 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов выбраны вполне обоснованно, в то же время общее улучшение качества управления бюджетными средствами возможно только при комплексном подходе к решению данной проблемы, позволяющем не только охватить максимально широкий круг используемых регулирующих инструментов, но и структурировать их применение во времени. В частности, в ближайшие годы ( гг.) представляется необходимым акцентировать внимание в первую очередь на вопросах повышения доступности оказываемых государством социальных услуг, что возможно достичь через реструктурирование бюджетной сети, а также усиления стимулов на низовом уровне к более эффективному использованию бюджетных средств, совершенствования системы государственных закупок, оптимизации отдельных бюджетных процедур (внедрение оценки регулирующего воздействия в технологию принятия управленческих решений, имеющих бюджетные последствия).

49 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. В рамках приоритетных направлений бюджетной политики в среднесрочной перспективе можно выделить следующие: Реформирование бюджетной сети в основных секторах бюджетной сферы Повышение эффективности управления государственным заказом Совершенствование технологии принятия бюджетных решений и других инструментов управления по результатам Совершенствование механизмов управления государственными инвестициями, в том числе в рамках развития государственно- частного партнерства Разграничение расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями Оптимизация механизмов управления финансовой поддержкой субъектам Российской Федерации

50 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 10 Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете России в гг. (%)

51 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 11 Группировка регионов России в зависимости от изменения налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта

52 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Рис. 3. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в гг. по компонентам

53 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 12 Структура расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в гг. (%)

54 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Таблица 13 Объем государственного долга субъектов РФ в гг.

55 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Рис. 4. Трансферты регионам из федерального бюджета в гг.

56 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Глава ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (введена Федеральным законом от N 63-ФЗ (ред ) законом Статья Нефтегазовые доходы федерального бюджета Действие пункта 1 статьи 96.6 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 314-ФЗ.законом 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Статья Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета 1. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Часть вторая статьи 96.7 вступает в силу с 1 января 2013 года (часть 7.1 статьи 5 Федерального закона от N 63-ФЗ).часть 7.1 статьи 5 2. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Действие пункта 3 статьи 96.7 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 314-ФЗ.законом 3. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Статья Нефтегазовый трансферт 1. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Часть вторая статьи 96.8 вступает в силу с 1 января 2013 года (часть 7.1 статьи 5 Федерального закона от N 63-ФЗ).часть 7.1 статьи 5 2. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

57 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Статья Резервный фонд Действие пункта 1 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года в части, касающейся целей использования средств Резервного фонда, Федеральным законом от N 58-ФЗ. законом 1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Действие пункта 2 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 314-ФЗ.законом 2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 3. Резервный фонд формируется за счет: Действие абзаца второго пункта 3 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 314-ФЗ.законом нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; Действие абзаца третьего пункта 3 статьи 96.9 приостановлено с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года Федеральным законом от N 218-ФЗ.законом С 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.направляются доходов от управления средствами Резервного фонда. Действие пункта 4 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 Федеральным законом от N 58-ФЗ.законом 4. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, указанном в пункте 2 статьи 96.8 настоящего Кодекса, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.пункте 2 статьи Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.законом Действие пункта 6 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 58-ФЗ.законом В связи с приостановлением данной нормы Правительство РФ в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.принимать

58 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. Статья Фонд национального благосостояния 1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.пункте 1 3. Фонд национального благосостояния формируется за счет: Действие абзаца второго пункта 3 статьи приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от N 314-ФЗ.законом нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; Действие абзаца третьего пункта 3 статьи приостановлено с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года Федеральным законом от N 218-ФЗ.законом С 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.направляются доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Статья Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в ред. Федерального закона от N 247-ФЗ)закона (см. текст в предыдущей редакции) редакции 1. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

59 Молчанов И.Н Современная российская налогово-бюджетная политика. 2. Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. 3. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:активов долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации. 4. Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:активов долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; (в ред. Федерального закона от N 205-ФЗ)закона (см. текст в предыдущей редакции)редакции депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации; долговые обязательства и акции юридических лиц; паи (доли участия) инвестиционных фондов Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.законодательством

60 Молчанов И.Н Лекция 4. Спасибо за внимание!