Диагностический опросник на измерение свойств психологического здоровья- антинаркотической устойчивости.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Презентацию подготовила: Педагог-психолог Е.С.Кирсанова. МБДОУ д /с 30 г. Владикавказ уч.г.
Advertisements

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Психологическое здоровье учащихся как цель работы психологической службы Педагог-психолог МОАУ г.Бузулука «Гимназия 1 им. Романенко Ю.В» Чебасова Татьяна.
Тема: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Работу выполнила студентка 4 курса 42 группы Левина Е.М. Научный руководитель: Митяшина А.А. Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ « Экзамен – лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений». В.И. Даль.
ГОУ Центр образования «Школа здоровья» 1099 «Ярославский» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»
Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Транксрипт:

Диагностический опросник на измерение свойств психологического здоровья- антинаркотической устойчивости

Основание методики Многолетние эпидемиологические исследования взаимосвязей между психическим здоровьем и основными рисками наркомании Клинико-динамический анализа наркозависимости с определением основных причин вовлечения в потребление ПАВ Изучение свойств психологического здоровья, определяющих антинаркотическую устойчивость личности

Цели Исследование среди населения степени риска вовлечения в орбиту наркотизма на основе сопоставления факторов биологического риска, психологического и социального рисков. Исследование базисных механизмов вовлечения в зависимость от психоактивных веществ. Оценка характеристик психологического здоровья с целью формирования и оценки индивидуализированных профилактических или лечебных программ

Методология исследования Основной целью исследования было определение особенностей потребления психоактивных веществ среди учащихся городских общеобразовательных школ в возрасте 9-17 лет Кросс-секционное обсервационное исследование г. Павлодара, г.Усть-Каменогорск, г.Уральск 854 респондента Анкета включала в себя 103 вопроса

Распространенность случаев потребление табака

Распространенность случаев потребление алкоголя

Распространенность случаев потребление наркотиков

Факторы риска и защиты Уровень психологического здоровья Потребление ПАВ в ближайшем окружении Функциональность семьи и социальная адаптация Риск вовлечения в потребление ПАВ

Потребление ПАВ в ближайшем окружении Группа 1- потребляющие ПАВ (n=266) Группа 2 – не потребляющие ПАВ (n=588) Наименование Полож. исходоммммв. Cред.зн ач. Довер.интер вал ср. Полож. исходомммм в. Cред.з нач. Довер.инте рвал ср. P Потребление табака Мама 3312,4%±4%427,1%±2,1% <0,05 Папа 11643,6%±6%23840,5%±4% Брат/сестра 4215,8%±4,4%569,5%±2,4% <0,05 Бабушка/дедушка 3613,5%±4,1%447,5%±2,1% <0,01 Друг/друзья 11242,1%±5,9%9215,6%±2,9% <0,01

Потребление ПАВ в ближайшем окружении Группа 1- потребляющие ПАВ (n=266) Группа 2 – не потребляющие ПАВ (n=588) Наименование Полож. исходоммммв. Cред.зн ач. Довер.интер вал ср. Полож. исходомммм в. Cред.з нач. Довер.инте рвал ср. P Потребление алкоголя Мама 7929,7%±5,5%6010,2%±2,4%<0,01 Папа 10439,1%±5,9%14925,3%±3,5%<0,01 Брат/сестра 5520,7%±4,9%478%±2,2%<0,01 Бабушка/дедушка 4818%±4,6%488,2%±2,2%<0,01 Друг/друзья 11643,6%±6%9115,5%±2,9%<0,01

Потребление ПАВ в ближайшем окружении Группа 1- потребляющие ПАВ (n=266) Группа 2 – не потребляющие ПАВ (n=588) Наименование Полож. исходоммммв. Cред.зн ач. Довер.интер вал ср. Полож. исходомммм в. Cред.з нач. Довер.инте рвал ср. P Потребление наркотиков Мама 2 0,8% 0,5<>2,9%30,5%0,3<>1,7% Папа 4 1,5% 0,9<>3,8%81,4%±0,9% Брат/сестра 5 1,9% 1,1<>4,2%40,7%0,4<>1,9% Бабушка/дедушка 4 1,5% 0,9<>3,8%30,5%0,3<>1,7% Друг/друзья 25 9,4% ±3,5%172,9%±1,4%<0,01

Функциональность семьи и социальная адаптация Наименование Учащиеся с признаками «социального благополучия» (n=187) Учащиеся с признаками «социального неблагополучия» (n=667) P Полож. исходоммммв. Cред. знач. Довер. интервал ср. Полож. исходоммммв. Cред. знач. Довер. интервал ср. Отсутствие проб алкоголя 9550,8%±7,2%18427,6%±3,4%<0,01 Возраст первой пробы алкоголя 13,6±0,6 12,6±0,4<0,05 Исключение потребления алкоголя из жизненного сценария 13170,1%±6,6%38057%±3,8%<0,01 Отсутствие проб наркотических веществ 16688,8%±4,5%45167,6%±3,6%<0,01 Исключение потребления наркотиков из жизненного сценария 17191,4%±4%50475,6%±3,3%<0,01

Уровень психологического здоровья Наименование Низкий уровень психологического здоровья ( n=239) Высокий уровень психологического здоровья (n=112) P Полож. исходомммм в. Cред. знач. Довер. интер вал ср. Полож. исходоммммв. Cред.зн ач. Довер.интервал ср. Отсутствие проб алкоголя 75 31,4% ±5,9%6961,6%±9%<0,01 Исключение потребления алкоголя из жизненного сценария ,1% ±6,3%8575,9%±7,9%<0,01 Отсутствие проб наркотических веществ ,2% ±5,2%10190,2%±5,5%<0,05 Исключение потребления наркотиков из жизненного сценария ,7% ±5,2%10190,2%±5,5%<0,05

Факторы риска и защиты Уровень психологического здоровья Потребление ПАВ в ближайшем окружении Функциональность семьи и социальная адаптация Риск вовлечения в потребление ПАВ

Структура диагностической программы Блок биологических факторов риска Блок базовых приобретений Блок психологических новообразований Блок социальных факторов риска

Блок биологических факторов риска Наследственность Нарушения развития Эмоциональные нарушения Поведенческие нарушения Гиперактивность Психическое здоровье

Понятие нормы Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь.

Блок базовых приобретений Базальное доверие Автономия Уверенность Инициатива Трудолюбие Ответственность Открытость Самоидентификация

Базовое доверие/недоверие Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверия к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. Недоверие к окружающему миру нередко проявляется у детей как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи, причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью.

Автономия/зависимость В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) «Я» ребенка должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником многих трудностей в дальнейшем и прежде всего источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности.

Уверенность/вина, стыд В пользу конструктивного вектора формирования рассматриваемого базисного свойства свидетельствует стабильная, объективно определяемая, высокая самооценка, позитивное отношение к событиям и людям, активная жизненная позиция субъекта О деструктивном векторе формирования обсуждаемого базисного свойства свидетельствуют хроническое чувство вины, пассивная метапозиция субъекта, низкая самооценка

Инициатива/чувство неполноценности О конструктивном векторе формирования рассматриваемого базисного свойства свидетельствуют объективно фиксируемая высокая степень инициативной активности субъекта, хорошая коммуникабельность, лидерские качества О деструктивном - такие черты, как робость, подчиняемость, скованность в ситуациях, особенно когда требуется брать инициативу в свои руки

Трудолюбие/избегание нагрузок Конструктивное развитие данного базисного свойства сопровождается постоянным, устойчивым интересом к определенным видам развивающей деятельности (учебе, работе), чувством удовлетворения от достигнутых, в рамках данной деятельности, результатов Деструктивное развитие сопровождается постоянным избеганием каких-либо физических или интеллектуальных нагрузок, частыми реакциями усталости и раздражения, когда приходится заниматься какой-либо определенной деятельностью

Ответственность/безответственность Конструктивный вектор формирования данного свойства сопровождается естественным чувством ответственности за какое-либо дело или обстоятельства жизни, соответствующим самовосприятием субъекта как надежного и ответственного человека Деструктивный вектор сопровождается, наоборот, стремлением переложить ответственность на других, тяжелым чувством дискомфорта при необходимости принимать самостоятельные решения в безвыходных ситуациях

Общительность/замкнутость По конструктивному сценарию данный фактор формируется в контексте коммуникабельной активности субъекта, когда общение с окружающими дается легко, с чувством удовольствия и деятельностного удовлетворения; В деструктивном варианте развития преобладают ощущения неловкости и скованности при необходимости общения с другими людьми, тенденции активного избегания ситуаций, связанных с необходимостью общения

Блок психологических новообразований Личностная самоидентификация Полноценный жизненный сценарий Навыки ответственного выбора Внутренний локус контроля Доступ к внутренним ресурсам Полноценная информированность о негативных последствиях ПАВ

Психологическое здоровье Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. С одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Исследование Джюэтта Изучение психологических характеристик людей, благополучно доживших до лет, показало, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Понятие нормы Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Уровни психологического здоровья К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

Уровни психологического здоровья К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически- развивающей направленности.

Уровни психологического здоровья Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

Степень завершенности личной идентификации Конструктивный вариант формирования данного свойства предполагает определенность в отношение жизненных интересов и планов, достаточно четкое разграничение не предмет того, что из этих планов связано с собственными интересами, а что навязывается извне, четко сформированные образ и ощущение самого себя Деструктивный вариант сопровождается постоянными ощущениями неопределенности, потерянности и недовольства при мыслях о себе и соответствующем самоанализе

Степень сформированности конструктивного жизненного сценария Конструктивный вектор формирования данного свойства предусматривает наличие активного поиска своего жизненного пути, устойчивого интереса, сопровождающего это занятие, наличие достаточно четких представлений о том, чего хотелось бы достичь в жизни, а также о способах реализации собственных жизненных планов Деструктивный вектор предполагает либо полное отсутствие каких-либо осмысленных жизненных планов, либо наличие их неэффективных эквивалентов в виде нестойких и неопределенных намерений, которые, как правило, не влекут за собой конкретных действий

Степень сформированности навыков ответственного выбора Конструктивный вектор формирования данного свойства предполагает определенную склонность к самостоятельному принятию решений и ответственности за последствия собственного выбора Деструктивный вектор сопровождается постоянными ощущениями тревоги, дискомфорта в ситуации выбора, сомнениями в правильности собственного решения, постоянном стремлении делегировать это право другим, как и ответственность за последствия сделанного выбора

Степень сформированности внутреннего локуса контроля Конструктивный вектор формирования данного свойства предполагает позитивное отношение к возможности управлять собственной судьбой и постоянное желание развиваться в данном направлении, принятие ответственности за обстоятельства и события в своей жизни, умение отстаивать собственную позицию и защищать свои интересы Деструктивный вектор формирования рассматриваемого свойства сопровождается постоянным ощущением зависимости от окружения и отсутствием каких-либо тенденций или реальных шагов в сторону изменения ситуации, а также вполне естественным для данных лиц стремлением перекладывать ответственность за все происходящее с ними на значимых других

Степень сформированности личностных ресурсов интеллектуальные ресурсы дифференцированная сензитивность навыки коммуникативности навыки ассертивности креативность продуктивные копинг-стратегии доминирование синергетической стратегии поведения навыки самоорганизации и структурирования (планирования) времени

Полноценная информированность о негативных последствиях потребления наркотиков Деструктивный вектор формирования данного свойства предполагает либо отсутствие, либо наличие ложной, искаженной информации о наркотиках, неизбежном формировании психической и физической зависимости при их потреблении, рисках заражения ВИЧ/СПИДом, других проблемах, связанных со здоровьем, возникающих у наркопотребителей, возможном уголовном преследовании в связи с хранением и распространением наркотиков и т.д

Социальные факторы риска Характеристика семейной системы Стили взаимодействия Поведенческие реакции Адаптивные способности

Этапы проведения обследования Подготовка к тестированию Инструкция Проведение тестирования Обработка результатов Интерпретация Рекомендации

Подготовка к тестированию Помещение Бланки Время Комфорт Мотивация

Инструкция Конфиденциальность Вопросы касаются взглядов, отношений и поведения Пять вариантов ответа минут Анализ суммы баллов, а не содержания ответов Используйте бланк для ответов

Проведение тестирования Заполняет сам Если имеются трудности, психолог может зачитывать утверждения Фиксируйте замечания, вопросы, комментарии обследуемого ( вопроса, комментарий) Делайте паузы, если необходимо

Обработка результатов Подсчет сырых баллов Перевод в стены Заполнение бланка исследователя

Интерпретация Интерпретация по каждой шкале Общая интерпретация с определением сильных и слабых сторон обследуемого

Рекомендации Определение срочности, интенсивности вмешательств Определение мишеней вмешательств и приоритетности проблем Определение основных технологии интервенций Определение лиц в окружении, участвующих в процессе вмешательств

Спасибо за внимание!!!