Личность Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуально- психологические особенности личности Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.
Advertisements

Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
План: 1. Темперамент. 2. Характер. 3. Способности.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Психология личности.. Ключевые вопросы: Соотношение понятий: Соотношение понятий: человек–индивид–личность– индивидуальнос ть Уровни функционирования.
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
Индивид, индивидуальность, личность Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления,
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК НЕПОВТОРИМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОДА С ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЫЙ.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Транксрипт:

Личность Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент

План 1.Индивид, личность, индивидуальность.Индивид, личность, индивидуальность. 2. Структура личности.Структура личности. 2.1 Зарубежные концепции. -Биогенетический подход. -Социогенетический подход. -Психогенетический подход. 2.2 Отечественные концепции.Отечественные концепции. - Направленность – ведущий компонент личности.Направленность – ведущий компонент личности. -Периодизация развития личности (Л.С. Выготский).Периодизация развития личности (Л.С. Выготский). 3.Эмоционально-волевая сфера личности.Эмоционально-волевая сфера личности. 4.Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности (темперамент, характер, способности).Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности

1. Индивид, личность и индивидуальность Личность – это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности в нем общественных отношений (2 главных компонента структуры личности – сознание и самосознание). Индивид – это представитель биологического класса, содержащий общие свойства, присущие людям. Индивидуальность определяется чертами, присущими конкретному человеку, и содержит 2 уровня

2 уровня индивидуальности: - Особенности НС. - Тип темперамента. - Задатки и др. - Импульсивность/рефлексивность. - Пластичность/ригидность. - Экстравертированность/ интровертированность - Экстрапунитивность/интрапунитивность (по Дж. Роттеру: экстернальный / интернальный локус контроля). - Эмотивность. - Нейротизм. - Способности. Индивидуальные качества Психодинамические качества

2. Структура личности Социогенетический подход Биогенетический подход Психогенетический подход Психоанализ (З. Фрейд) Теория рекапитуляции (С. Холл) Конституционные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон) Теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер) Теория ролей (К. Левин) Аналитическая теория (К. Юнг) Психодинамическая теория (Э. Эриксон, Л. Адлер) Персонологическая теория (А. Маслоу, К. Бюлер) Когнитивистская теория (Ж. Пиаже)

Конституциональные типы По Э. Кречмеру: атлетический, астенический, пикнический По У. Шелдону: мезоморфный, эктоморфный, эндоморфный «Закон рекапитуляции» С. Холла: онтогенез (индивидуальное развитие человека) повторяет главные стадии филогенеза (развития человечества)

Структура личности (по З. Фрейду) Ид (Оно) (расширяется) Врожденные бессознательные инстинкты, детерминирующие деятельность. Энергетическая основа развития Супер-Эго (Сверх-Я) Формируется в процессе жизни ребенка (совесть, интроспекция, идеалы). Половая идентификация, амбивалентные чувства (комплекс Электры и Эдипов комплекс) Эго (Я) (сужается) Врожденная структура. Арена борьбы противоречивых тенденций Бессознательный Сознательный Предсознательный 3 слоя психики

Модель личности по Л. Адлеру – Фиктивный финализм. – Стремление к превосходству. – Чувство неполноценности и компенсация. – Социальный интерес. – Жизненный стиль. – Креативное Я. Структура личности по К. Юнгу 1. Коллективное бессознательное – архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость 2. Индивидуальное бессознательное (Оно). 3. Сознание (Эго - Я).

2.2 Структура личности в отечественной психологии Ананьев Б.Г. 4 стороны личности: 1)человек как биологический вид; 2)онтогенез и жизненный путь индивида; 3)человек как личность; 4)человек как часть человечества Абульханова К.А. Личность - субъект жизненного пути и деятельности. Основа развития – активность, способность к организации времени, социальное мышление. Мясищев В.В. Ядро личности – система ее отношений к внешнему миру и к себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Рубинштейн С.Л. Структура личности: 1. Направленность ( потребности, мотивы, интересы, убеждения ) 2.Индивидуально-типологические особенности ( темперамент, характер, способности ) 3.Знания, умения, навыки Платонов К.К. Динамическая функциональная структура: 1. Направленность 2. Опыт 3. Особенности психических процессов 4. Биопсихологические свойства Узнадзе Д.Н. Личность – целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер (установки).

2.3 Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому Период КризисВедущая деятельность Новорожденность (до 2 мес.) 2-3 мес.Непосредственно- эмоциональное общение Младенчество (до 1 г.)1 г. Ранний возраст (1-3 г.)3 г.Предметно- манипулятивная Дошкольный возраст (3-7)7 л.Игра Школьный возраст (7-13)13 л.Учебная Пубератный возраст (14-17) 17 л.Интимно-личностное общение

Направленность - ведущий компонент личности Потребности (источник активности, внутреннее состояние нужды) Жизненные - биологические, - самосохранение, - продолжение рода, - сохранение вида Ситуативные - в общении, - в аффилиации, -в обособлении Потребности деятельности Мотивы – побуждения к деятельности Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих деятельность личности

3. Эмоционально-волевая сфера личности Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания смысла явлений и ситуаций, обусловленных их отношением к потребностям (ситуативный). Чувства – специфически человеческие устойчивые переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека как личности (предметны). Воля – это психические процессы человека, обеспечивающие поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей (целеполагание+борьба мотивов).

Классификация: 1. Эмоциональные реакции: аффекты 2. Эмоциональные состояния: эйфория, тревога, депрессия 3. Эмоциональные отношения: чувства Эмоции Условия возникновения: - наличие потребности - оценка возможности ее удовлетворения Функции: 1. регуляция поведения 2. смыслообразование Двойственная природа: - экспрессивная - импрессивная

Ч у в с т в а По направленности: - положительные - отрицательные По влиянию на деятельность: - стенические, - астенические По форме проявления: - настроения, - аффекты, -страсти По степени обобщенности: - конкретные, - обобщенные, - абстрактные По сложности: - простые (низшие), - сложные (высшие)

4. Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности Темперамент – это психическое свойство личности, которое характеризует динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки. Характер – это система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психологический склад, определяющий типичные формы поведения человека и выражается в его отношениях к себе, к людям, к миру, к деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

4 основных типа ВНД (по И.А. Павлову): «безудержный» (холерик) (сильный, подвижный, неуравновешенный), «живой» (сангвиник) (сильный, подвижный, уравновешенный), «спокойный» (флегматик) (сильный, уравновешенный, инертный), «слабый» (меланхолик) (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) Свойства темперамента Реактивность. Эмоциональная возбудимость. Динамичность. Пластичность/ригидность. Активность. Экстраверсия – интроверсия.

По силе По устойчивости По чертам По отношению Классификация характеров К миру: - идейный - безыдейный К себе: альтруист эгоист К вещам: аккуратный, неряшливый К людям: - общительный - замкнутый К делу: - деятельный (целеустремленный; нецелеустремленный) - бездеятельный

Активное взаимодействие с окружающим миром (деятельность) Социальная ситуация: обучение, воспитание УСЛОВИЯРАЗВИТИЯУСЛОВИЯРАЗВИТИЯ Способности По широте и направленности: общие (умственные, коммуникативные и др.) и специальные:, математические и др. Уровни: - Одаренность (совокупность способностей) - Талант (высокий уровень творчества) - Гениальность Задатки (тип ВНД, особенности развития структур мозга

Задания 1. Соотнесите понятия с их содержанием. 1. ТемпераментА) Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения. 2. Направленность личности Б) Совокупность свойств личности, закрепленных в привычках поведения. 3. ХарактерВ) Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения. 4. СпособностиГ) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению Д) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают его отношение к миру

2. Разведите черты характера и свойства темперамента 1. Неуравновешенность. 2. Трудолюбие. 3. Чувство долга. 4. Ответственность. 5. Хорошая координация. 6. Аккуратность. 7. Впечатлительность. 8. Вежливость. 9. Низкая работоспособность. 10. Быстрое включение в работу. 11. Низкая адаптируемость. 12. Высокая контактность. 13. Цикличность в настроении и деятельности. 14. Замкнутость. 15. Предпочтение одиночества большой шумной компании. 16. Ранимость. 17. Малоподвижность. 18. Вспыльчивость. 19. Доброта.

Молодцы!