МБОУ «Ошлапецкая ООШ» Программа школьного историко-краеведческого кружка «Юный историк» «Памятник солдатам Первой мировой» Составитель программы: Безменова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Проект по окружающему миру (1 класс) на тему: Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Школьный историко–краеведческий музей МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа 2» п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики Создан в.
Учитель математики высшей категории ГБОУ СОШ 1 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы.
… Если уж нам дарована жизнь, так давайте осмыслять свою роль и место в жизни общества, судьбе Отечества... Творческое название: «Родина в сердце» Автор:
ПРОГРАММА мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. «Памяти павших будем достойны» « Всякая благородная личность глубоко.
девиз музея: « Как Вы считаете, важно ли сохранение и распространение культурного исторического наследия своего посёлка, района»?
Руководитель: Полякова Е.В.. Цели: формирование интереса к истории родного края, воспитание толерантного отношения в условиях совместного сосуществования.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Проект лектория «Историческое краеведение» Участники проекта: 8-9 классы.
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
Новой России- достойное поколение гражданско- патриотическое воспитание МОУ «Воздвиженская СОШ» ДООЛ «Солнышко»
Программа « Я и моя Родина» © Составители: Чистова Т.В., Воронович А.Я., Неделько Г.Н. Вощажниковская СОШ 2006.
Презентация проекта Выполнила учитель ВКК «Соколовской СОШ» Е.А.Ледовская.
МОУ «СОШ 31» г. Энгельса Саратовской области Коллективный литературно- краеведческий проект «Волга в сердце впадает моё…» Конценебина Т.В., учитель русского.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Подготовила: учитель начальных классов Семыкина Людмила Николаевна.
Транксрипт:

МБОУ «Ошлапецкая ООШ» Программа школьного историко-краеведческого кружка «Юный историк» «Памятник солдатам Первой мировой» Составитель программы: Безменова Е.А. – учитель истории МБОУ «Ошлапецкая ООШ» Ленского района Архангельской области Статус программы: авторская Срок реализации программы: уч.год Суходол 2014 г.

Памятник – от слова память! Первая мировая война с каждым годом все дальше. Что известно о ней? Как показал опрос в узком кругу жителей одной деревни, немного. Знают год начала войны, называют Россию и Германию как участниц, Брестский мир. А про про малую Родину в эти годы – ничего... До сих пор не известно, сколько солдат было призвано, сколько не вернулось с этой «германской войны», которую в России величали «Второй Отечественной» или «Великой Отечественной». Но как бы не именовали историки и политики эту войну, самым трагическим итогом стало ее забвение. И не случайно, что все чаще эту войну стали именовать как Забытую. И такое наименование, на наш взгляд, в полной мере отражает отношение нашего общества к трагическим событиям начала ХХ века. Один из самых болезненных аспектов войны – утрата миллионов человеческих жизней. Но имена ее участников, их подвиги были преданы забвению. Не были созданы именные списки участников войны, их мартирологи, ничтожно мало памятных знаков в виде мемориалов. Тем не менее нельзя категорически утверждать, что Первая мировая совершенно исчезла из памяти народа. Почти в каждой семье среди старых фотоснимков все еще можно обнаружить военную фотографию, на которой изображен один из предков – участник той войны. Более того, в некоторых семьях сохраняются устные сведения об участии их родственников в сражениях, о жизни в плену. Но эти сведения постепенно стираются в памяти, уходят в небытие. Вот почему так важно записать эти сведения, сохранив тем самым их для потомков. Кроме того имеется много сведений о всенародной помощи армии, раненным, их семьям, о погибших в губернских газетах того времени, в региональных архивах военного присутствия, в местных краеведческих изданиях. И эта работа поиска, обобщения материала вполне посильна учащимся. Результатом труда педагогов и учащихся станут методические материалы для проведения занятий на тему «Наш край в Первой мировой войне»и издание областной Книги памяти с именами солдат и офицеров, сражавшихся и павших в Первой мировой войне. А самое главное, такая КНИГА СТАНЕТ на сотни лет памятью – рукописным ПАМЯТНИКОМ о защитниках нашей Родины, поможет воспитанию будущих поколений - патриотов России. Мы верим, что в майском марше «Бессмертного полка» 2015 года в одном ряду с ветеранами Великой Отечественной гг. будут имена и портреты участников Первой мировой.

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе: Концепции развития ДО р (распоряжение Главы Правительства РФ Д.Медведева, 2014 г.), Типового положения об ОУДОД, утвержденном постановлением Правительства РФ от Примерными требованиями к программам ДОД (Приложение к письму Департамента молодежной политики Минобразования и науки России от Положения о мониторинге личности обучающегося (разработан МБОУ ДОД КЦДО с.Яренск) Направленность программы: историко-краеведческая Новизна: впервые исследуются архивные материалы по истории русскоговорящих волостей Яренского уезда (территория современного Ленского района Архангельской области) в период Первой мировой войны гг. Актуальность: 2014 год в России отмечен знаменательной датой летие начала Первой мировой войны гг.. Создание Книги памяти – дань нашей памяти солдатам Первой мировой Отличительные особенности : осуществление программы в условиях малокомплектной школы Срок реализации программы : 1 учебный год (34 занятия) Режим занятий : 2 уч.часа в неделю., по субботам, с час. Перерыв между занятиями (45 мин.) – 10 минут Формы занятий : Беседа, самостоятельная работа, ИКТ, переписка с земляками, конкурсы, викторина, экскурсии, организация выставок,исследования. Методическое обеспечение: Изучение материала идет с помощью словесных, наглядных, практических методов изучения, в том числе ИКТ, а также методов стимулирования и создания положительной мотивации Возраст детей: лет (5-8 кл.) Цель программы: Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Задачи: Познавательные Находить в книгах, в различных архивах, в том числе в Интернете достоверную информацию, необходимую для решения исследовательских задач Владеть смысловым чтением, самостоятельно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) Анализировать и обобщать, делать выводы, сравнивать, в том числе используя ИКТ Предоставлять информацию в разных видах (рисунок, текст, таблица, план, тезисы, используя ИКТ Регулятивные задачи: Определять цель, проблему исследования, создавать проект Выдвигать версии, средства достижения цели в группе и индивидуально Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, оценивать способы достижения цели, исправляя ошибки, использовать ИКТ Коммуникативные: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), подтверждая фактами Понимать позицию и мнение другого ученика, корректировать свое мнение, преодолевать конфликты Создавать устные и письменные тексты Организовывать работу в паре, в группе Личностные: Оценивать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные ценности Осознавать и вырабатывать свои черты характера, свой мировоззренческий выбор, отвечать за свой выбор Проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки

Принципы обучения: индивидуализация, коллективная творческая работа, проектная деятельность, доступность, преемственность. Формы подведения итогов реализации программы: 1 Пополнить фонды школьного краеведческого музея (письма и открытки с фронта, фото участников войны, исследовательские работы учащихся, стенд «Глядит на нас война с архивных полок») 2 Выступление учащихся на школьной и районной учебно-исследовательских конференциях: «Доронинские чтения» и « Юные исследователи» 3 Участвовать в районном проекте Литературно-художественного музея Яренской библиотеки «Служил в армии солдат» ( издание книги, в которую войдут исследовательские работы учащихся) 4 Участвовать в создании областной Книги памяти об участниках Первой мировой войны 5 Передать полученные сведения в Яренский краеведческий музей 6 Оформить фотовыставки: «Солдаты первой мировой», «Между строк» (письма и открытки Ивана Прошина его семье с войны) Способы определения результатов деятельности обучающихся: -Соревнование среди обучающихся «Не тлеть, а гореть»., в конце каждого занятия – жетонная система: «Узнал, увидел, научился» - Ведение и конкурс портфолио обучающихся в кружке «Юный историк» - Мониторинг результатов обучения и личностного развития обучающихся, мнения их родителей Программа утверждена г. на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла (Протокол 6) и директором МБОУ «Ошлапецкая школа» Окладниковой В.В.

Результаты освоения программы к концу курса Обучащиеся должны знать: Общечеловеческие ценности Права и обязанности обучающихся Краткую историю Первой мировой войны: ее основные даты, не менее пяти героев России – участников Первой мировой, военную технику того времени, о всенародной помощи фронту Об участии своих предков и земляков в ее событиях Произведения литературы и искусства, народного творчества ( 1-2 частушки или песни) о Первой мировой войне гг. Обучащиеся должны уметь: Вести простейшие исследовательские краеведческие записи Вести поисково -исследовательскую работу Писать сочинение о ветеране войны, краткий отзыв об экскурсии Транслировать знания о нашем крае во время войны членам семьи, другим учащимся, односельчанам и выступать с небольшими сообщениями: об участии своих предков в войне, о всенародной помощи фронту и раненым, о военнопленных и их судьбе и тд. Оформлять фотовыставки, стенды, осуществлять фотосъемку объектов Сделать планшет с портретом земляка-ветерана к «Маршу Бессмертного полка» Учащиеся должны проявлять личностные качества в решении жизненных задач: - уважение и гордость за своих земляков, готовность придти на помощь пожилым людям - трудолюбие и аккуратность, ответственность и целеустремленность, творческую активность - толерантность и чувство собственного достоинства - способность взаимодействия в команде Ожидаемые результаты: 1 гражданская активность учащихся 2 патриотизм 3 уровень деятельности - творческий

Учебно-тематический план п/п ТемаОбщее количество часов В том числе теория В том числе практика 1Первая мировая в памяти народа 927 2Первая мировая в литературе и искусстве, в технике Архив – это память, закрепленная в документе Мы этой памяти верны

Содержание программы Тема 1Теория - 2Практика - 7 Тема 1 «Первая мировая в памяти народа» 1 Вводное занятие:Беседа «Краткая история Первой мировой войны гг.» «Мозговой штурм»: составление проекта «Наш памятник солдатам Первой мировой» 2 Опрос населения села по теме «Что мы знаем о Первой мировой войне?» Методика проведения опроса населения Составление текста опросника проведение опроса среди населения деревни трех возрастных групп: -школьники 5-9 кл. - их родители лет - пенсионеры лет 3 Обработка данных опроса создание презентации с диаграммами по итогам опроса 4 Яренский уезд в Первой мировой войне Экскурсия в Яренский районный краеведческий музей Составление отзыва об экскурсии в газету «Маяк» 5 Суходол в годы войны Экскурсия в школьный музей 6 Первая мировая в памяти народа Как сделать воспоминаний старожилов деревни Составление сочинений «Земляки – участники войны»

Тема 2 Первая мировая в литературе и искусстве, технике п/п Тема 2Теория - 8Практика Песни Первой мировой Просмотр видео - клипа Вари Стрижак «Все расцветает по весне» Беседа «Песенное творчество народа – память о войне» Разучивание частушек о войне Поиск песен и частушек о войне Работа в группах: 1 поиск в Интернете 2 запись воспоминаний старожилов деревни 3 чтение, выписки из книги Софьи Федорченко «Народ на войне» 8 Поэты Первой мировой Библиотечный урок «Навек увенчан я кровавою звездою» Подбор и разучивание стихов для презентации 9 Искусство технической мысли Изучение военной техники Конкурс кроссвордов, рисунков «Оружие Первой мировой» Газетной строкой Чтение статьи «Атака мертвецов» Просмотр видеоклипа Вари Стрижак «Русские не сдаются!» Поиск в Интернете: Петр Нестеров, Римма Иванова, Кузьма Крючков, императрица Александра Федоровна с дочерьми и др.Создание презентации «Забытые герои Первой мировой» 12 Открытки военной поры Экскурсия в школьный музей: экспозиция «Открытки Павла Прошина с фронта» Конкурс рисунков о войне 13 Книга в кругу читателей Библиотечный урок: В.Разумневич «Юные чапаята» Составление кроссвордов о В.И.Чапаеве 14 Чтение книги Евланов В.А. С.Д.Петров «Почетным оружием награжденные» Составление кроссвордов и викторин по темам: От солдата – до маршала Почетным оружием награжденные

продолжение 15Итоговое занятие Подведение итогов конкурсов: кроссвордов, рисунков Мониторинг Выставка работ обучающихся в школе Защита презентации «Герои Первой мировой» (по группам) 16Районный исторический фестиваль к 100- летию Первой мировой войны «Забытая Великая война» Выступление с презентацией, отзыв о фестивале в районную газету

Тема 3 Архив – история, запечатленная в документе Тема 3Теория – 3 часа Практика – 21 час 17 Что могут рассказать газеты? Работа в архиве: Права и обязанности исследователя, как оформлять выписки из текста, сноски Работа с архивами районной газеты «Маяк» Обсуждение: поиски, находки, исправление ошибок 18 Как работать с Интернет-ресурсами: система поиска, выписки Работа с архивами газеты Вологодские Губернские ведомости за гг. 19 Работа с архивами газеты Вологодские Епархиальные ведомости Обработка информации Систематизация материала: по годам и темам Компьютерный набор текстов статей по темам (индивидуально): - Сбор пожертвований в пользу раненных воинов - Церковная лепта - Списки раненых и убитых - Бойцы вспоминают минувшие дни - Военнопленные : люди и судьбы 26 Семейный альбом Инструктаж: Как вести регистрацию фотографий Сбор фото солдат первой мировой (по группам) Оформление фото-стенда в школьном музее 27 Пишем историю сами Практикум: Требования к исследовательской работе Написание работы по выбранной теме, Тренировка публичного выступления 28 Шаги в науку Выступление на школьной исторической конференции «Доронинские чтения» 29 Районная ученическая конференция «Юные исследователи» Выступление победителей школьной конференции Обмен опытом выступлений, отзыв в школьную газету

Тема 4 - Мы этой памяти верны п/п Тема 4Теория – 2 час Практика Трудовая операция «Портрет ветерана Инструктаж: Как сделать транспорант Изготовление транспорантов с фотографиями и фамилиями ветеранов Первой и Второй мировой войн 31 «Красная звезда»Рассказ о ветеранах Уход за могилами ветеранов на сельском кладбище 32 «Марш Бессмертного полка»Рассказ об участии школы во Всероссийской акции (3 год) Участие в марше 9 мая 2015 г. Фотостенд о проделанной работе и марше 33 Викторина «Из истории Первой мировой войны» 34 Итоговое занятие. Мониторинг Подведение итогов проекта «Наш памятник солдатам Первой мировой», награждение, Рефлексия, оценка работы кружка Фотовыставка в школе о работе кружка Статья в районную газету «Памятник - от слова память» Итого: Общее количество занятий - 34 Теория -14 часов Практика - 54 часа

Источники и литература: Типовая программа ДОД Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза./ авт.-сост. Л.Б.Малыхина и др.- Волгоград: Учитель, Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов ВОУ/под ред. Лебедева. – М.: ГИЦ Владос, ДО детей (словарь-справочник) /Яковлев Д.Е. Москва: Просвещение, ЕвлановВ.А., ПетровС.Д. П очетным оружием награжденные.- М.: Просвещение,1988 История России 20 век. Шк.словарь-справочник/Барабанов В.В., Николаев А.В. – М.ООО Астрель, Историко –публицистический журнал «Родина» 8-9, Лукошников В.А. Яренск.- Сыктывкар: АО Коми респ.типография, 1994 Лукошников В.А Ратники земли Вычегодской. – Яренск: ОГУП Ленская типография, Наш край в истории России/под.ред.Фруменкова Г.Г. – Архангельск: С-З Книж.-е издательство, Национальный Архив Республики Коми: Ф.5, 7, 36, 116,1715 Поэты Первой мировой //Нева: 5, 6, Разумневич В.Чапаята. –М.: Московский рабочий, Федорченко С.Народ на войне.- М.: Сов.писатель, Школьная историческая энциклопедия.Россия 20 век. М.: Просвещение, Интернет ресурсы: Бондаренко О. Русские пленные в австро-венгерском и немецком плену. Вологодские Губернские ведомости гг Вологодские Епархиальные ведомости гг. Курганский С.М. организация досуговой деятельности учащихся. – Как наши деды воевали.– Русская императорская армия.- Стрижак Варя. Клипы: Солдаты Первой мировой, Русские не сдаются!