Презентация Шубина А.Н. Уч-ка 6 класса. 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заселение славянами территорий Восточной Европы проходило постепенно. Но именно благодаря тому, что вокруг первопроходцев лес.
Advertisements

Г. Рыбинск 2015 год д / с 73 Воспитатель : Дворникова М. А.
Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
Традиционное жилище народа мари. Марийский народ создал своеобразную, самобытрую культуру. По мере перехода к пашенному земледелию, распада родовой общины.
Быт и нравы Древней Руси.
Жилища Иволгинского городища МОУ Сужинская средняя МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа ученица 8б класса Ранжурова Саяна Руководитель: Тарбаева.
Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Если изба стояла перпендикулярно.
Выполнил: ПЕЧЬ наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом ПЕЧЬ является одним из сакральных центров.
Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.
Как жили люди на Руси Цыгикало Наталья Васильевна МОУ «Гимназия 2 г. Тосно»
Русская изба Выполнила Вишнякова Юлия 8Б класс МОУ гимназия г.Арзамас.
НАШИ ПРЕДКИ - СЛАВЯНЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» Составитель: А.А.Мельникова, МОУ СОШ 19, г.Белово, Кемеровской области.
Расселение древних славян Как выглядели славяне, их быт. Занятия восточных славян. Боги древних славян.
Русская изба вв.. Цели : Узнать о русской избе вв. Задачи : Рассказать всё о избе вв.
Расселение древних славян Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы на большой лесной равнине поселились славяне.
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Козлова А.И.-учитель начальных классов МОУ «Баевская нош»
Дёмкин Павел 6 «А». Быт – это… Быт часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:жизничеловека.
Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой.
Хоромы – состояли, как правило, из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем –это высокое деревянное здание – башня,
Транксрипт:

Презентация Шубина А.Н. Уч-ка 6 класса. 900igr.net

Жилище древних славян

Происхождение древних славян Восточные славяне Русские УкраинцыБелорусы

Поселение древних славян

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Отличительные черты славянского жилища. Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки).

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это – деревянная рубленая изба, на юге – хата-мазанка. Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Историки пишут, что разница между двумя основными видами традиционного славянского дома прослеживается при раскопках поселений, в которых жили люди ещё до нашей эры. Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до ХIVХV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5–1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй

Полуземляночное жилище древних славян, например, живших в VI–VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3–4 м. Земляной котлован для него бывал различным по глубине; крыша дома подчас опиралась непосредственно на грунт. Существовало два способа возведения стен. Иногда в яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно утаптывали. В других случаях стены складывали из горизонтально расположенных жердей или плах (колотых брёвен). Такие стены без дополнительной опоры легко могли обрушиться внутрь и уж никак не выдержали бы тяжёлую крышу. Поэтому по углам и посередине каждой стены ставили достаточно толстые и крепкие столбы: стёсанные концы жердей или плах вставляли в пазы, сделанные в этих столбах. В зависимости от способа устройства стен учёные делят полуземляночные жилища на "срубные" и "столбовые". Древнейшие славянские полуземлянки – почти исключительно срубные. После VII века наметилось разделение: западнее Днепра по-прежнему преобладал срубной тип, восточнее распространился столбовой. Археологами прослежены и иные отличия в конструкции полуземляночных жилищ, принадлежавших разным племенам. Например, в VIIIХ веках в племени северян предпочитали глинобитные стены (судя по некоторым позднейшим находкам, их умели и любили разрисовывать), а в племени вятичей – деревянные.

Название "красный угол" (он же "большой", "святой", "Божий" и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда. Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки "от печки". Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища. Для "восточного южнорусского типа" (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. "Западный южнорусский тип" (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене. В "западнорусском" типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При "северно-среднерусском" типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене. Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной стороны. Дело в том, что деревянное сооружение засыпали землёй целиком, в том числе и верхнюю его часть, выступавшую из земли, вместе с крышей. И это вовсе не признак "отсталости" наших предков. Сходные дома строили в те времена и другие народы, например жители Исландии. Как отмечают исследователи, главной заботой древнего человека, жившего в достаточно суровом климате, было обеспечить тепло. Поэтому в толстых деревянно-земляных стенах даже не пытались проделывать окна. Зато дверь, раскрытая на южную, солнечную сторону, в летнее время служила дополнительным источником света и тепла. О других причинах такой ориентировки жилища говорится в главе "Красный угол".

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, "абы как". Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно! Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, "нижним миром" и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался юрий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами. Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище. Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по- чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена? Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным. Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго- восточной части помещения. Это было непреложное правило. О священной силе печи, о том, что она была одним из "центров святости" дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.

Основным элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка (реже глиняная). В полуземлянках печи располагались в углу, противоположном входу. Положение печи, как и позднее, имело сакральный смысл (по диагонали от нее был «красный угол» с домашними святынями) и потому четко выдержано. Печи-каменки обычно были прямоугольными, реже подковообразными в основании, под имел округлые формы. Такая печь занимала порядка 2400–3500 см 2, а в высоту – до 65 см (чаще меньше). Они делались на материковой основе, вырезанной в полу жилища.

Княжеский дворец в городе Чернигов, восстановленный по данным раскопок. В те времена люди были бедны. Лишь бояре, князья, цари,и прочие высокие личности позволяли себе жить по настоящему роскошно.

Такие хоромы в -X\V- строили себе бояре и (не часто) купцы.

Цари так-же баловали себя роскошными дворцами.

А в таких избушках жили обычные жители Руси.