Петухов Даниил Валерьевич, к.э.н., доцент. Под деятельностью человека понимается: 1. Совокупность осознанных действий человека, направленных на достижение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Advertisements

Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент и менеджер
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Основные понятия научного управления © Мегалова И.А., кпн, доцент кафедры управления образованием и развития образовательных систем, СарИПКиПРО, 2007.
Транксрипт:

Петухов Даниил Валерьевич, к.э.н., доцент

Под деятельностью человека понимается: 1. Совокупность осознанных действий человека, направленных на достижение определенного результата 2. Занятие, труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей 3. Работа: - служба, занятие в каком-либо предприятии, учреждении как источник заработка; - производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь; - продукт (результат) труда

Виды деятельности человека: С точки зрения сферы деятельности: – Государственная – Военная – Производственная – Научная – Предпринимательская – Политическая – Хозяйственная – Образовательная – Культурная – Другая С точки зрения субъекта деятельности: – Индивидуальная – Коллективная - Общественная С точки зрения используемых методов: – Экономическая – Организационная – Социальная С точки зрения заинтересованности: – Мотивированная - Немотивированная По характеру деятельности: – Инициативная – Принудительная По периодичности: – Непрерывная – Эпизодическая По характеру: – Физическая – Интеллектуальная С точки зрения общественной пользы: – Полезная – Бесполезная – Вредная С точки зрения роли в управлении: – Управленческая – Неуправленческая – Неосознанная

Управление представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники). Виды управления: Государственное Политическое, Идеологическое Техническое Социальное Экономическое Хозяйственное Военное Административное Другое

Необходимость в менеджменте (с середины ХVII до начала ХХ в.в.) обусловлена: Ростом товарного производства, образованием рынка наемной рабочей силы Возникновением особой формы кооперации совместного труда – мануфактурного производства, крупных предприятий Усовершенствованием технологии производства, его индустриализацией, механизацией и автоматизацией Изменением характера труда человека (труд становится более сложным, умственным, творческим) Развитием новых производственных отношений, форм собственности, основанных на заинтересованности работника в результатах труда Ростом масштабов хозяйственной деятельности и сложностью управления ею, потребностью в профессиональной управленческой деятельности наемных управляющих – менеджеров и науке менеджменте

Менеджмент – это: 1. Способ общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления 2. Искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами 3. Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производственным персоналом с использованием науки управления 4. Хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка 5. Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей 6. Система научных знаний в области управления 7. Профессиональный состав управляющих – менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия

Основные признаки современного менеджмента: 1. Исходным моментом организации управления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности 2. В подходах, принципах и методах управления явный приоритет отдается экономическим средствам и методам 3. Характеризуется необходимостью высокого уровня профессионализма управленческого персонала 4. Предполагает достаточную гибкость организационной структуры управления, отзывчивость к нововведениям 5. Предполагает высокие требования к личным качествам менеджера

Структура системы менеджмента Целевая подсистема: - повышение качества продукции; - ресурсосбережение; - расширение рынка сбыта товара. Обеспечивающая подсистема: - методическое обеспечение; - ресурсное обеспечение; - правовое обеспечение; - информационное обеспечение. Функциональная подсистема: - маркетинг; - планирование; - организация процессов; - учёт и контроль; - мотивация; - регулирование (координирование). Управляющая подсистема: - социология и психология менеджмента; - управление персоналом; - методы менеджмента; - власть и стиль управления; - принятие управленческих решений.

Менеджер – это: 1. Профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения. 2. Самостоятельная профессия, специалист в области управления. Содержание деятельности менеджера: 1. Принятие управленческих решений 2. Распределение полномочий 3. Организационная деятельность (создание и развитие организации) 4. Экономическая (хозяйственная) деятельность 5.Социально-психологическая деятельность 6.Контрольно-аналитическая

Эволюция научных концепций менеджмента Концепция научного управления (Ф. Тейлор) Исследование проблем эффективности производства Концепция административного управления (А. Файоль) Разработка системы принципов, правил, приемов управленческой деятельности Концепция управления с позиции психологии (А. Маслоу и др.) Управление мотивацией Концепция управления с позиции науки о поведении Исследование механизмов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации, организационной культуры и т.п.

Школа научного управления (Ф. Тейлор, Л. Гилберт, Г. Гантт и др гг.) Положила начало зарождению науки управления. Разрабатывала: Содержание работы и анализ ее основных элементов Хронометраж основных трудовых операций и затрат времени Рекомендации по рациональной организации производства Исследование рабочих движений и приемов труда Систему стимулирования труда (главным образом путем оптимизации оплаты труда) Нормирование труда Предложение по подбору и обучению работников Управление как самостоятельную сферу профессиональной деятельности

Классическая (административная) школа (А. Файоль, Д. Муни, Л. Урвик и др. – гг.) Разрабатывала: Общие характеристики и закономерности развития организации Систему универсальных принципов управления Рациональную организационную структуру управления (деление организации на подразделения по функциональному признаку) Процессный подход к управлению, состоящий из системы универсальных функций Организационную структуру, основанную на принципе единоначалия («рациональной бюрократии»)

Школа человеческих отношений (Э. Мейо, П. Друкер, А. Маслоу и др. – гг.) Разрабатывала: Сущность менеджмента (как деятельность по управлению людьми). Идею о значении силы социального взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности. Обоснование активности трудовой деятельности людей и мотивов их поведения в соответствии с потребностями. Рекомендации по использованию возможностей человеческих отношений и приемов управления этими отношениями.

Школа поведенческих наук (М. Грегор, Ф. Герцберг и др. – гг.) Изучала различные аспекты социального взаимодействия: Характер власти Управленческую силу авторитета Лидерства Теорию внутриорганизационных межличностных, межгрупповых и т.д. коммуникаций и конфликтов Мотивационные технологии и т.п.

Современная концепция системного подхода в управлении: Интегрирует выводы всех существующих подходов. Ориентирует на учет в управлении не только внутренних факторов, но и факторов внешней среды. В рамках данной концепции получили развитие: - ситуационный подход в управлении (для любой организации); - маркетинговый подход к управлению коммерческой организацией (в сфере бизнеса).

Системный подход к менеджменту – это: Особый способ мышления по отношению к организации и управлению Методология исследования объектов как систем Система: некоторая целостность, состоящая из связанных и взаимозависимых частей, каждая из которых влияет и в некотором роде определяет (характеризует) целое Все организации являются сложными производственными системами, состоящими из многих элементов, в процессе взаимодействия которых создаётся продукция и услуги

Ситуационный подход к менеджменту предполагает: Применение конкретных приёмов, методов и концепций к определённым конкретным ситуациям для достижения наибольшей эффективности деятельности организации Прямое использование выводов и рекомендаций науки управления к конкретным ситуациям и условиям Определяющим фактором подхода выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время

Применение ситуационного подхода предполагает: Изучение и анализ конкретной ситуации Определение основных переменных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на эффективность деятельности Определение проблемы Адекватная реакция на ситуацию (принятие соответствующих управленческих решений) организации Организация и контроль исполнения

Целеполагание (формирование целей организации) ЦЕЛЬ: 1. Опредмеченный мотив, побуждающий к действию 2. Желаемый результат деятельности МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ концепция деятельности и развития организации (ее философия). Предполагает формулирование главной цели (целей) организации СТРАТЕГИЯ определяет основное направление деятельности организации по осуществлению ее миссии ТАКТИКА система конкретных мероприятий по реализации стратегии организации и достижению ее целей ПРОГРАМЫ И ПЛАНЫ Содержат порядок действий по обеспечению ресурсами и достижению целей организации в определенный период времени

Целеполагание как процесс предполагает: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: сбор информации о внешней среде; анализ информации; оценку возможностей организации; разработку сценариев развития событий ВЫРАБОТКУ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗРАБОТКУ И ПОСТАНОВКУ ТЕКУЩИХ ЦЕЛЕЙ (ОПЕРАТИВНЫХ) ЦЕЛЕЙ: по направлениям деятельности; построение целевой программы («древа целей»); определение критериев и оценочных показателей достижения целей ФОРМУЛИРОВКУ ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ (разработка технологии достижения целей) ДОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Разработка стратегических целей организации

Требования к целям SMART: Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определенная по времени.

Использование SMART-технологии постановки целей Каждую цель необходимо проверить по пяти описанным критериям*: Конкретная. Цель должна быть четкой, конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать, на сколько (рублей, минут, процентов и т.д.). Измеримая. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый; достаточно одного взгляда в паспорт. Достижимая. Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними) для ее достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести. Реалистичная. Необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели. Это не означает, что цель не должна быть амбициозной, как раз наоборот. Если цель не является реалистичной, разбейте ее на несколько реалистичных целей. Также должна согласовываться с другими целями, не противоречить им. Ставя цель раньше вставать, нам придется и раньше ложиться для того, чтобы высыпаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления. Определенная по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет. * Для организационных целей характерно еще одно важное требование, цели должны быть иерархичными, соподчиненными.

Четыре организационных уровня

Иерархия управления организацией

Модель производственного процесса Роль производственного процесса в системе воспроизводства

С позиции модели производственного процесса поле функций управления можно расширить до трехмерной модели

Функции менеджмента – это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Понятие и классификация функций управления

Функции менеджмента – виды деятельности, необходимые для осуществления управления Общая классификация функций менеджмента : По содержанию управленческой деятельности: -планирование; -организация; -мотивация; -контроль; -координация; По масштабам времени: -стратегическое управление; -текущее (тактическое) управление; -оперативное управление По этапам процесса управления: - целеполагание; - анализ управленческой ситуации; - определение проблемы; - разработка управленческого решения По факторам производственного процесса: -управление продуктом; -управление персоналом; -управление информацией По этапам производственного процесса: -управление подготовкой производства; -управление производством; -управление обеспечением производства; -управление сбытом продукции По сферам развития объекта управления: -управление экономическими процессами; -управление социально-психологическими процессами; -управление организационными процессами; -управление технологическими процессами

Планирование Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование – это вид деятельности, связанный с составлением планов. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение определенных этапов. 1. Постановка целей и задач. 2. Составление программы действий. 3. Выявление необходимых ресурсов и их источников. 4. Доведение планов до их непосредственных исполнителей.

Система прогнозов и планов предприятия

Организация – составляющая процесса управления, суть которой – координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей. Общие признаки организации: организация определяется характером ее кадров и менеджеров; в рамках организации происходит объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; в организации сохраняется как предварительно запланированный порядок процесса, так и оперативный, зависящий от ситуации и реагирования работников и менеджера (незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте); для организации характерна определенная гибкость, которая зависит от процесса, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; в организации имеет место единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Мотивация в менеджменте – это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей. 1. Базовые мотивы – факторы, которые чаще всего вызывают неудовлетворение персонала: оплата, система вознаграждений; компенсационные, социальные выплаты; вопросы, связанные с организацией рабочего и информационного пространства. 2. Побудительные мотивы: карьерный рост; личностный профессиональный рост; креативная (творческая) самореализация.

Мотивация трудовой деятельности Личность Трудовая среда Мотивы Труд и его оценка

Трудовая среда в модели мотивации Организационная структура Средства труда, технологии Мотивацион ный климат Стиль управления Система стимулирования Организация производственного процесса Условия труда Мотивы Трудовая среда

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также может использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Виды контроля Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ и обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил в рамках организации. Предварительный контроль используется в трех областях: по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Заключительный контроль основан на обратной связи и осуществляется непосредственно после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

Классификация объектов контроля

Контроллинг – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Понятия контроль и контроллинг не идентичны, так как контроль обращен в прошлое, а контроллинг – в будущее. Контроллинг основывается на самоуправлении, на ответственности, на полном доверии. Контроллинг не может иметь место на предприятии, построенном централизованно, а предприятие, имеющее децентрализованную структуру представляет собой базу для контроллинга. Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное на определение будущего состояния деятельности предприятия и достижение его. В крупных компаниях организуются службы контроллинга, появляется должность «контроллер». Суть работы контроллеров – стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты, как в настоящем времени, так и в будущем.

Классификация методов менеджмента Классификационный признак По содержанию методов управления По мотивации воздействия По организационной форме По сфере применения По объекту управления Группа методов управления Экономические Организационно-распорядительные Социально-психологические Правовые (юридические) Материальной мотивации Моральной мотивации Принудительной (властной) мотивации Единоличные (индивидуальные) Коллективные Коллегиальные Общие, применяемые по всей системе управления Локальные, применяемые к отдельным элементам системы управления Управление производством Управление персоналом Управление организацией Управление внешними связями Другие

5. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Кольцо управления организацией

Strategy – стратегия, skills – навыки, shared values – общепризнанные ценности, structure – структура, systems – системы, staff – кадры, style – стиль. Модель «7 S»: представляет собой перечень принципов, позволяющих проанализировать сущность компании

6. ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Организационная структура управления – это совокупность организационных элементов и отношений между ними, отражающих разделение трудовых процессов и способов их координации, обеспечивающая функционирование и развитие организации как единого целого и наиболее эффективное достижение организационных целей.

49 Координация проекта Руководитель организации Функционал. менеджер (инженерные разработки) Функционал. менеджер (финансы) Функционал. менеджер (маркетинг) Функционал. менеджер (производство) Служащий Функциональная: Организационные структуры

50 Координация проекта Руководитель организации Функционал. менеджер (инженерные разработки) Функционал. менеджер (финансы) Функционал. менеджер (маркетинг) Функционал. менеджер (производство) Служащий Ослабленная матричная: Организационные структуры

51 Организационные структуры Координация проекта Руководитель организации Руководитель отдела менеджеров проекта Функционал. менеджер (финансы) Функционал. менеджер (маркетинг) Функционал. менеджер (производство) Служащий Менеджер проекта Служащий Менеджер проекта Усиленная матричная:

52 Координация проекта Руководитель организации Функционал. менеджер (инженерные разработки) Функционал. менеджер (финансы) Функционал. менеджер (маркетинг) Функционал. менеджер (производство) Служащий Менеджер проекта Служащий Сбалансированная матричная: Организационные структуры

53 Координация проекта Руководитель организации Финансы Менеджер проекта Служащий Маркетинг Стратегич. планирование Техническая поддержка Проектная: Организационные структуры

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и нап­равленный на достижение целей организации.

Схема процессов управления и формирования решения Цели Решение Информация о желаемом состоянии Информация о действительном состоянии Ситуация Субъект управления Обратная связь Управляющее воздействие

Классификация управленческих решений Классификационный признак Группы управленческих решений Степень повторяемости проблем РутинныеНоваторские Значимость целей СтратегическиеТактические Сфера воздействия ГлобальныеЛокальные Срок реализации ДолгосрочныеКраткосрочные Прогнозируемые последствия КорректируемыеНекорректируемые Характер использованной информации Детерминированные Вероятностные Метод разработки решений ФормализованныеНеформализованные Количество критериев выбора ОднокритериальныеМногокритериальные Форма принятия решений ЕдиноличныеКоллегиальные Способ фиксации ДокументированныеНедокументированные

Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений. Анализ ситуаций Контроль и оценка результатов Идентификация проблемы Согласование решений Управление реализацией Разработка альтернатив Выбор наилучшей альтернативы Определение критериев выбора

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!