Структура и особенности разработки учебно-методических комплексов дисциплин учебных планов образовательных программ, соответствующих ФГОС ВПО Макарова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Advertisements

LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Транксрипт:

Структура и особенности разработки учебно-методических комплексов дисциплин учебных планов образовательных программ, соответствующих ФГОС ВПО Макарова И.В.

Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены – основа жизни Анатоль Франц

Документы и материалы, ставшие основой сообщения Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (требование 100%-ной обеспеченности учебных дисциплин учебно-методическими комплексами) Инструктивное письмо Рособрнадзора от ин/ак Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Примерные основные образовательные программы ВПО, разработанные УМО (проекты) Положение о структуре и содержании УМК в ГОУ ВПО КГПИ, утвержденное УМК по стандартам второго поколения, разработанные на кафедрах института.

Обучение посредством действия Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности студентов.

Обучение посредством действия студенты работают над реальными задачами студенты учатся в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; студенты работают с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; студенты учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения

УМК – документ, определяющий «стратегию» освоения дисциплины вообще и «тактику» ее освоения в данном учебном году, семестре конкретным контингентом студентов (уровень подготовки, форма обучения). УМК предназначен как преподавателям, так и студентам. Он позволяет и тем, и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования. За наличие, своевременное обновление и доступность УМК отвечает заведующий кафедрой. П ФГОС ВПО: об обязательном представлении содержания каждой учебной дисциплины в сети Интернет или локальной сети института.

СОВРЕМЕННЫЙ УМК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАН на ознакомление с результатами анализа и понимание аналитических исследовательских данных, полученных в результате международных и отечественных исследований в изучаемой области, на овладение методами исследовательской практики, представленной в рекомендациях и пособиях международных организаций, работах специалистов различных стран; на развитие профессиональных компетентностей, позволяющих принимать участие в различных программах и проектах; на развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач на формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия

Основные понятия ГОС ВПО ФГОС ВПО ООП Знания Умения Навык Компетенция Результаты обучения Остальные термины в глоссарии добавляются по усмотрению разработчика УМК

Структура УМК: 3 обязательные части Первая: Программа дисциплины – «инвариантная» часть, одна для одной дисциплины, может создаваться коллективом кафедры, соответствует стандарту, однако по усмотрению кафедры может периодически обновляться (в ФГОС ВПО в отличие от предыдущих стандартов нет требований к минимуму содержания, нет дидактических единиц). Вторая: Методические рекомендации и план освоения дисциплины – «вариативная» часть, для каждой ООП, дисциплины и формы обучения своя, разрабатываемая каждым преподавателем. Она обновляется к началу изучения дисциплины (семестра). П. 7.1 ФГОС ВПО: вузы должны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Третья: Технологическая карта дисциплины – регламентирует балльно-рейтинговую и кредитно-модульную систему обучения по данной дисциплине. Она также обновляется преподавателем к началу занятий. УМК– самая обновляемая часть ООП.

Примерная программа дисциплины Примерные программы размещены на сайтах вузов разработчиков ФГОС ВПО (ссылки на сайте Федерального института развития образования: firo.ru)

Аннотация УМК по дисциплине Аннотация – краткая характеристика содержания УМК, его назначение. Раздел необходим для размещения информации о содержании дисциплины в сети Internet

Обязательные компоненты рабочей программы дисциплины Пояснительная записка, включающая в свою очередь: указание на соответствие программы требованиям ФГОС ВПО (год утверждения) цель и задачи дисциплины место дисциплины в ООП, в том числе межпредметные связи требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина требования к уровню (результатам) освоения дисциплины (см. п. 7.4 ФГОС ВПО) Объем часов и распределение тематических разделов дисциплины по учебным семестрам, если она рассчитана более чем на один семестр, с указанием формы итогового контроля и семестра, в котором он проводится Содержание дисциплины: названия разделов и/или тем в порядке их освоения, краткое изложение их содержания Список рекомендуемой литературы – основной и дополнительной Список Интернет-ресурсов по дисциплине Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем)

Пример описания места дисциплины в ООП Дисциплина «Теория литературы» относится к вариативной части профессионального цикла. Ее изучение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История детской литературы», «История литературной критики», курсов по выбору.

Пример требований к первоначальному уровню подготовки обучающихся Пример (если изучается с 1-го семестра): Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе / на предыдущем уровне образования. Пример (если изучается не с 1-го семестра): Для освоения дисциплины «Теория литературы» студенты используют знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Введение в литературоведение».

Пример видов профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина Дисциплина «Практикум по орфографии и пунктуации» ориентирует студентов в первую очередь на педагогическую профессиональную деятельность. Виды выбираются из списка в п. 4.3 ФГОС ВПО. Например: для Педагогического образования (бак.): педагогическая, культурно-просветительская.

В качестве результатов указывается перечень знаний, умений навыков которые предъявляются к оцениванию Результаты устанавливают, что студент должен знать, уметь делать, какими навыками обладать по завершении обучения, где и в каких условиях он сможет применить усвоенные знания, умения и навыки. Приводится формируемая (ые) компетенция (и) или компоненты (части) компетенции в соответствии с ООП направления подготовки, разработанной на основе ФГОС ВПО Требования к результатам освоения программы

Содержание дисциплины В данном разделе УМК раскрывается содержание курса с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив развития Составляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, приведенными в них компетенциями. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел и тема должны иметь собственное название Каждый раздел формирует какую-то часть компетенций

Учебно-методическое обеспечение дисциплины В качестве основной литературы указываются основные учебники, учебные пособия с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке КГПИ(не более 5 наимен). Количество экземпляров должно соответствовать нормативам ФГОС (0,25 эк. на одного студента очной формы обучения). По степени устареваемости: ГСЭ - 5 лет; ЕН -10 лет, по дисциплинам профильной подготовке – 5 лет. Исключением могут быть фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий.

Учено-методическое обеспечение дисциплины В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература, содержащая материал к основным разделам программы, необходимый для проведения научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы) Список литературы может включать дополнительно рекомендуемую литературу для самостоятельного поиска в городских библиотеках, и для приобретения в личную библиотеку

Оформление списка литературы Список литературы оформляется в соответствии с действующими требованиями «Библиографическое оформление документа» Перечень составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указывается также название, вид учебной литературы, наименование из-ва, год издания Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в КГПИ литературой

Пример списка интернет-ресурсов по дисциплине (для дисциплины «Культурология») Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: culturs.ru countries.ru Lib.ru kulturology.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины: - компьютерное и мультимедийное оборудование; - приборы и оборудование учебного назначения; - электронные презентации, обучающие программы, учебные фильмы, др. - электронная библиотека курса.

Обязательные компоненты части «Методические рекомендации по освоению дисциплины» тематический план курса на каждый семестр, включающий: лекции: тема, рекомендуемая литература семинары: тема, вопросы для обсуждения, темы докладов и т.п., рекомендуемая литература практические занятия: тема, план занятия, задания, рекомендуемая литература лабораторные занятия/лабораторный практикум: тема, задание, краткое описание работы и т.п. темы и формы самостоятельной работы студентов – распределенные по лекциям, семинарам или ко всему курсу, рекомендуемая литература примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ, коллоквиумов, учебных проектов и т.п., курсовых работ по дисциплине (если есть) требования и примерные вопросы к зачету/экзамену организация промежуточного и текущего контроля критерии оценки результата

Технологическая карта дисциплины

Модульно-рейтинговая технология Процесс изучения учебных дисциплин на основе модульно-рейтинговой технологии осуществляется по модульному принципу. При этом содержание учебных дисциплин разделяется на логически завершенные части (модули), заканчивающиеся контрольной акцией. В качестве контрольной акции могут быть контрольная работа, расчетно-графическое задание, коллоквиум, тест и т.п.

Технологическая карта Технологическая карта используется при организации учебного процесса на основе модульно-рейтинговой системы Все виды работ оцениваются в баллах. Описание совокупности модулей с распределением баллов по отдельным видам работ оформляется в виде технологической карты Технологические карты разрабатываются преподавателями по каждой дисциплине с учетом ее специфики и утверждаются на заседании кафедры На первой учебной неделе семестра студенты знакомятся с технологическими картами по каждой дисциплине, особенностями организации учебного процесса и с порядком формирования рейтинговой оценки.

Технологическая карта Технологическая карта изучения дисциплины Технологическая карта внеаудиторной работы Технологическая карта учебно-проектной деятельности

Наименование дисциплины/курса Уровень образования (бакалавриат, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество зачетных единиц Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII-XVIII вв. БакалавриатА2 Смежные дисциплины по учебному плану Литература и культура древнего мира, Основы науки о литературе ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний и умений на входе) Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей Аттестации Аудиторная Или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов …………… ……………

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) Тема или задание текущей аттестационной работыВиды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов Посещение лекций, конспектыаудиторная35 Активная работа на практических занятиях (участие в обсуждении проблем, связанных с анализом литературных произведений) аудиторная1545 Контрольная работа 1 на тему «Общая характеристика литературы и культуры Средневековья: периоды, жанры, произведения» письменная работааудиторная35 Контрольная работа 2 на тему «Общая характеристика литературы и культуры Возрождения: национальные разновидности, жанры, стили, персоналии, произведения» письменная работавнеаудиторная36 Контрольная работа 3. Письменный анализ сонета У. Шекспира и стихотворения Дж. Донна по предложенной схеме письменная работавнеаудиторная13 Контрольная работа 4. «Общая характеристика литературы и культуры XVII – XVII вв.: художественные системы, направления, жанры, стили, персоналии, произведения» письменная работавнеаудиторная36 Итоговый зачетный тест: «Основные понятия и закономерности литературного процесса в период Средневековья, Возрождения и XVII–XVIII в. Проверка фактического знания текстов изучаемых произведений» тестированиеаудиторная920 Итого:3790

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов Реферат на заданную темурефератвнеаудиторная410 Или: 1)Творческая работа: анализ одной из пьес У. Шекспира (кроме «Гамлета» и «Короля Лира») по предложенному плану письменная работа внеаудиторная25 1)Ведение читательского дневникаписьменная работа внеаудиторная25 Итого максимум:(4)(10) Общий итог:41100 Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 41 балл, а также посещение не менее 2/3 лекций и семинаров. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам лекционных и практических занятий, обязательное выполнение внеаудиторных контрольных работ. Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию (не набравшие необходимого минимума баллов, а также не набравшие необходимого минимума по одному из указанных видов работ), сдают устный экзамен в течение экзаменационной сессии. Для допуска к экзамену необходимо набрать в течение семестра минимум 25 баллов.

Дополнительная аттестация по дисциплине (для студентов, не прошедших промежуточную аттестацию) Форма аттестации Вид работыАудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов экзаменустный ответ на вопросы (по билетам) аудиторная2040 Студенты, набравшие необходимый минимум, но желающие повысить свой общий балл, могут сдавать устный экзамен по желанию. ФИО преподавателя: Утверждено на заседании кафедры «… » … г. Протокол … Заведующий кафедрой _________________

В соответствии с ФГОС ВПО предлагается ввести в ТК столбец «Ожидаемый результат». Пример шаблона: БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка ожидаемых результатов, представленных в рабочей программе дисциплины) Ожидаемый результатВид проверки качества знаний Форма работы Минимальное количество баллов Макси- мальное количество баллов Знает и понимает Умеет Способен Итого:

Методические указания для студентов и преподавателей методические рекомендации для преподавателя: «должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно» (из Письма Рособрнадзора), оценочные средства и способы их использования методические указания для студентов: «должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе курсовых работ» (из Письма Рособрнадзора), при балльно-рейтинговой системе обучения – раскрывать принципы оценивания учебных достижений студентов в ходе освоения дисциплины.

П. 7.3 ФГОС ВПО о формах учебных занятий

Пример методических рекомендаций для преподавателя (для дисциплины «Отечественная история», фрагмент) Среди семинарских занятий преобладают семинары исследовательского типа, семинары в формате дискуссий и дебатов (последние – с использованием элементов игровых образовательных технологий). Классические семинары в форме эвристической беседы не запланированы. Семинары исследовательского типа строятся на применении комплексных индивидуальных и групповых учебных заданий, предполагающих предварительную самостоятельную подготовку с помощью электронного пособия-ридера, а в ходе аудиторной работы требующих применения разнообразных видов познавательной деятельности (пространственно-временной, структурно-функциональный, сравнительный и герменевтический анализ, типологизация и классификация, интерпретация, аргументация и обоснование). Ключевое значение придается вовлечению студентов в полемику по мировоззренчески значимым проблемам.

Пример методических указаний для студентов (фрагмент) Регламентация сроков сдачи обязательных письменных внеаудиторных работ Для каждой из трех работ назначен «обычный» срок сдачи (см. табл. ниже). Если студент укладывается в него, он может рассчитывать на весь диапазон оценок. Кроме того, только в этом случае есть шанс переписать работу, за которую уже получен положительный балл, улучшив результат. «Крайний» срок (прибавляется неделя к обычному) – не ставится максимальный балл (9) и нет шанса переписать работу. Позже «крайнего» срока идут штрафные санкции: -1 балл за каждый день просрочки вплоть до минимального положительного балла за любой положительный результат. Работу, заслуживающую оценку «неудовлетворительно», студент переписывает в любом случае, независимо от сроков сдачи.

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Листы изменений и дополнений, внесенных в программу Программы всех дисциплин ежегодно к началу учебного процесса по дисциплине обсуждаются и пересматриваются на кафедрах в соответствии с учебным планом Коррективы вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, науке, культуре,технике Листы изменений подшиваются к программе. При накоплении большого числа изменений разрабатывается новая редакция программы

Согласно «Календарному плану перехода ГОУ ВПО КГПИ на уровневую модель ВПО в соответствии с ФГОС ВПО»: до 28 мая 2011 г. проекты УМК дисциплин, читаемых на первых курсах с 1 сентября 2011г., заведующие кафедрами представляют в УАО.