СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Advertisements

акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Согласно статистическим данным количество детских суицидов увеличилось. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки. Причем это не беспризорники.
Мы выбираем жизнь!. Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у.
«Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников» Родительское собрание.
Мы выбираем жизнь! Классный руководитель Буралиева Г.Э.
Семинар - практикум Семинар - практикум «Когда уже больше некуда идти...»
Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч.
Мы выбираем жизнь!. Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев,
Мы выбираем жизнь!. Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у.
ШКОЛА, СЕМЬЯ, РЕБЕНОК: аспекты социально-психологического здоровья.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Сигналы SOS для взрослых: подростковый суицид. Россия занимает одно из первых мест по числу самоубийств среди детей и подростков в мире. Россия занимает.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил, мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный.
У каждого из нас есть шанс. Шанс чтобы задержаться в этом мире. Он иногда проходит мимо нас, И остаешься ты один в пустой квартире. Бард Михаил Долгополов.
Профилактика кризисных состояний у подростков. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать...» (Екклесиаст. 3:1)
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Как общаться с ребенком?. Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка» Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо «психологическая пощечина» ребенку.

Одна из российских газет объявила конкурс на лучшее воспоминание из детства. Было много светлых и ярких писем. Но одно из них меня потрясло. В газету писала почти 50-летняя женщина. Она поведала о том, что у нее в детстве были очень непослушные волосы, которые торчали во все стороны, что очень раздражало мать. Она с этим постоянно боролась. И вот однажды, после шумной беготни, разгоряченная и, конечно, опять не причесанная, она вернулась домой. Сразу вспыхнул конфликт. Мать истошно кричала: «Ты как ведьма!» это слышали некоторые ребята, и вскоре кличка «ведьма» навсегда прилипла к ней. Она переходила с ней из класса в класс, из школы в институт. «Через некоторое время, пишет женщина, я стала ощущать себя именно ведьмой. Мне казалось, что делаю плохо людям, роковым образом влияю на их судьбы. Я замкнулась, отдалилась от друзей… так я осталась одна, и даже не вышла замуж». Опасайтесь, уважаемые родители, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте эмпатийными, то есть способными поставить себя на место ребенка и понять, что он переживает сейчас, во время конфликта с вами.

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

ПРИМЕР: Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда кончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДРОСТКА, ОБДУМЫВАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВО? Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: 1. Прямо и явно говорить о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. 2. Косвенно намекать о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. 3. Много шутить на тему самоубийства. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде есть слишком мало или слишком много; – во сне спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде стать неряшливым; – в школьных привычках пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает

бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь! Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение нужности и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы, разработанные разными психологами. Уверена, некоторыми их них Вы уже пользуетесь. 1. Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится – гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой. 2. Не реже раза в день говорите свом близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит – это защита от серьезных нервных срывов.

3. Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит. 4. Пейте больше воды. 5. Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что вредно, но доставляет Вам удовольствие – побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д.

6. Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа пустые письма. 7. Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой – уборка в доме, прополка огорода или что-то другое. 8. Дайте возможность себе выпускать пар, но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное – не вмешивать в свое настроение окружающих.

9. Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему. 10. Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.

Притча о смысле жизни Жил-был вождь, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело? Думал вождь: знай я ответ на три эти вопроса – весь мир покорю, всё, что ни пожелается, свершу, и станет народ за великого мудреца меня почитать. Множество несметное людей прошло перед вождём, целый сонм учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до вождя слухи, что живёт в отдалении отшельник некий и славен он мудростью. Велел вождь оседлать ему коня и поскакал сам отшельника разыскивать. Едет он чащобою лесною и видит: стоит лачужка, а подле неё старичок дряхленький землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Соскочил вождь наземь, подошёл, поклонился старцу.

- Приехал я к тебе, чтоб ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самых главный человек? Какое самое главное дело? Выслушал его отшельник, ничего не сказал в ответ, знай себе землю копает. - Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, предложил вождь. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать. Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтоб мотыгу вернул. Но вождь его и слушать не хочет, мотыги не отдаёт, сам решил дело до конца довести. Вдруг видит: идёт навстречу человек, лицо всё изранено, кровью залито. Остановил его вождь, добрым словом утешил, сходил к ручью, принёс воды, обмыл раны, перевязал. Попросил раненый пить – вождь его напоил. Потом отвёл в лачугу, в постель уложил. Да и сам ко сну собираться стал – уже вечер опустился.

Поутру снова к отшельнику пошёл. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил. - Мудрый отшельник, взмолился вождь, неужто так и не ответишь на мои вопросы? - Полно тебе, молвил тот, ты на них уже сам ответил. - И слыхом никаких ответов не слыхивал, изумился вождь. - Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь. Не останься ты вчера здесь, убили бы тебя разбойники на дороге, те, что путнику лицо изувечили.

Вождь от изумления слова вымолвить не может, а отшельник дальше речь ведёт: - Самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело. Пришёл раненый – и самым главным стал он, и самым главным делом оказалась твоя помощь ему. Мало-помалу разумел вождь смысл слов отшельника.

- Помни же, сказал отшельник на прощание, самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Замолчал отшельник, принялся семена сеять, а вождь вскочил на коня да во дворец поскакал. На всю жизнь напутствие отшельника ему запомнилось, и слава о великодушии и справедливости того вождя разнеслась по всему свету

Однажды осёл фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?» Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осёл мой – старый. Ему уже недолго осталось. Я всё равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец всё равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».

Пригласил фермер всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял к чему дело идёт и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Он был изумлён от того, что увидел там. Каждый ком земли, падавший ему на спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху – и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам всё новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадёт ком земли, стряхните его и поднимайтесь наверх, только так вы сможете выбраться из «колодца». Каждая из возникающих проблем – это как ком земли. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. Встряхнитесь и поднимайтесь наверх.