Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого г. Екатеринбург 23 февраля 2009 г. Соколов А.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Advertisements

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Цель работы доказать, что обеспечение прав человека в нашей стране сегодня- просто жизненно необходимо.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Человек в природе Разговор с учащимися. Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям,
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Транксрипт:

Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого г. Екатеринбург 23 февраля 2009 г. Соколов А.Е.

Сегодня, 23 февраля 2009 г. Георгию Петровичу Щедровицкому исполнилось бы 80 лет.

Щедровицкий Георгий Петрович Вот что о нем пишут сегодня: §философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель научной школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Московского Методологического Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методологического движения. §Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, рассматривая мир как деятельность. §Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности.

Щедровицкий Георгий Петрович А вот что он сам говорил о себе и о деле своей жизни: §… методология берет на себя функцию разработки общего и целостного мировоззрения и начинает выполнять ее подменяя философию, поскольку разработка общего мировоззрения остается очень важным и принципиальным делом в философии, но до конца ею не выполняется.

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §… мир есть существование в сущности. И в этом смысле, мышление существует реально как субстанция, независимо от того, есть люди или нет людей. §… чтобы строить дальше СМД- методологию, надо было понять, что мышление есть процесс субстанциальный, и надо искать законы его существования и особо выделять вопрос, на чем это в тех или иных условиях реализуется, и как меняется материал-носитель в зависимости от условий.

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §…надо понять, что мир людей, или люди как таковые с их психологией, есть вторичный мир, реализация мира мышления и деятельности, и если мы хотим закономерно все это понять и представить, мы должны рассматривать мир мышления и деятельности, а не мир людей, поскольку люди есть случайные эпифеномены мира мышления и деятельности. Как говорил Лефевр: люди ссорятся между собой и мирятся в силу своих принципов, своего мировоззрения, а не наоборот. И это есть принципиальный подход. §Мы постоянно сталкиваемся с этим, и, в частности, оказывается, что игру можно провести лишь в том случае, если агротехники принимают эту идеологию. Тогда они гарантированы от политиканства...

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §Итак, если мы хотим получать значимые культурные результаты, мы должны понимать эту двойственность пространство деятельности, с одной стороны, пространство истории, с другой, строить, соответственно, ловушки такого типа, создавать социальную ситуацию и получать некоторые культурно-исторически значимые результаты §… игра построена по принципу ловушки, куда должны сваливаться результаты. И это куда важней, чем то, что игра есть инструмент.

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §… принцип самостоятельного существования идеальных содержаний и сущностей отнюдь не смешон и не представляет собой идеалистической ошибки, а есть принцип жизненно важный, без которого развивать мышление и деятельность нельзя. Надо понять, что реально существуют сущности или идеальные содержания, и это есть подлинный мир, а мир феноменальный мир проявлений есть, по сути дела, эпифеноменальный. §Люди, которые не понимают этого принципа что сущности реальны, и жить надо принципиально: ориентироваться на эти сущности, а не на социальную ситуацию ничего не могут сделать.

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §… мы с вами живем в совершенно особых, уникальных условиях. Поэтому на игру приезжают люди. … §Такой ситуации нет ни в одной стране мира, и в цивилизованной тоже. А мы это имеем. И поэтому мы имеем гигантский, нерастраченный интеллектуальный потенциал и даже можем развивать такие дорогостоящие метасистемы, какими являются методология, теория культуры или эпистемология. Это основной ресурс нашей страны. И его очень дорого можно продавать, если есть нужда, но лучше не продавать. Оставить у себя. § Но при этом я утверждаю, что методология есть самая развитая и передовая форма организации мышления и деятельности, и если сейчас она у нас сохранится еще двадцать или тридцать лет, то мы здесь будем впереди всех и в таком недосягаемом отдалении от всех остальных, что они и за 150 лет нашего застоя нас не догонят.

Из доклада на I методологическом съезде в Киеве г. §Я наметил основные направления развития СМД-методологии. Наметил вчерне, в расчете на то, что в эти дни в своих докладах и выступлениях все вы, присутствующие здесь на этом совещании, наметите и разовьете их, исходя из своих практических областей деятельности. И если мы такую программу будем иметь раз, и если мы ее реализуем два, то мы и в первом случае, и во втором реально двинемся в развитии методологии. И вот это и есть то, что нам надо сделать.

Новые чтения памяти Г.П. Щедровицкого. Моя хроника: §Сентябрь 1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. «Свободная экономическая зона Армении». Первые впечатления от личности ГП. (об этом далее). Потом были: §Другие игры ГП, семинары, съезды ММК. Там я услышал от Г.П. о «грязновских чтениях». Какое значение он придавал этому событию, в котором активно участвовал? §Игры Свердловских команд. §Наши игры (Серия ОДИ «Навигация»). §Чтения памяти ГП Щедровицкого. Московские. Наши. Соответствовали ли они тому назначению, которое придавал этой форме интеллектуальной работы сам ГП? (см. статью С.В. Попова «Чтения без памяти ГП»)

Новые чтения памяти Г.П. Щедровицкого. Сегодня нужно отвечать на следующие вопросы: §Что такое чтения? §Зачем нужны чтения? §Какие чтения нам нужны? §Как организовать Новые чтения?

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. У меня сохранилась большая тетрадь записей с той, первой для меня игры. Писал все подряд, без разбору, что и насколько успевал. Эти фрагменты моих конспектов фиксируют живое слово и действие Георгия Петровича. Мало чего я понимал тогда, не все понимаю и сегодня. Одно ясно: вчитывание в эти «случайные» записи и сегодня дает пищу для осмысления позиции, способа работы и силы мысли и прозорливости ГП, понимания масштаба личности Учителя §ГП. Я понял, что мы можем включить достаточно сложную парадигму доминантных и рецессивных признаков, как новую категориальную систему. Тогда вывод: Социализм это естественное состояние жизни, и несет в себе много более прогрессивных признаков чем капитализм.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. Слова ГП о неизбежном распаде СССР и необходимости исходить из этого как из свершившегося факта меня тогда совершенно не убедили, а годами позже потрясли: §Вам нужно решать проблемы человечества. А если вы будете решать проблемы Литвы, то вы ничего не решите. §Свободная экономическая зона нужна для поддержания жизни армянского народа и, заодно, для поддержания человеческой жизни. СССР есть временная скорлупа. Вы хотите вылупляться первыми и отдельно, а все должны вылупляться вместе. §Запущены такие процессы, которые вышли из-под власти Москвы, Горбачева и других. Горбачев не закрыл возможность изменения (границы перестройки), просто нельзя так играть. Система включается сама, без всяких приказов.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. ГП. §Книги, которые не читаются, не есть книги. Только тот народ является подлинным (?) народом, который все формы своей жизни переводит в культурные транслируемые формы. §Я думаю, что нет закономерностей исторического развития. §Япония – страна малооригинальная и сильно отсталая. (Но) у нее слой инженерии, который чрезвычайно важен. ОН НЕ ЗАМЕНЯЕТСЯ НАУКОЙ. Инженерно- организованная практика.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. Отношение к докладу: § Лягушка раздувалась, чтобы быть равной корове. Я к нему не справедлив? Это не ваша проблема. Я учитель (и я) за него взял обязанность. Выгнал Пантелеева: §У Пантелеева цели вытекают из ценностей. Это плохо. §Понятия у вас нет, а понимание есть? §Жалеть ученика нельзя. Необходима настоящая оценка работы. Жалость унижает людей и не способствует процессу воспитания и развития. §Если я здесь работаю, то чего мне вас жалеть? Ваше гостеприимство это псевдо гостеприимство. §… готовить молодежь в жестких столкновениях коммуникативного типа.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. Тема соотношения целей и ценностей и многое другое были обескураживающие непонятными. §Из ложного вытекает все остальное, в том числе и истина. Людвиг Витгенштейн (?) на этом строил критику логики. §Цели из ценностей не вытекают. И вообще следование (вытекание) в мышлении встречается очень редко. §Цели «нашлепываются» на ценности. §Хочется «Это». Но соответствует ли «Это» моим ценностям. §Решетка с ценностями. Через нее проверяется каждая цель. §Ценность есть форма организации целевого мыслительного действия. §Каждую реплику доклада необходимо проверять по логике целевого действия. §Я три раза вылетал из логики целевого действия. Зато я понял на этой игре три момента.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. §Люди играют в свои коммунальные игры, и анализа ситуации не проводят. Либо хотения сразу переводятся в цели и цели проверяются с помощью решетки ценностных ориентаций. §Есть человеческое поведение и оно естественно, но мы можем провести рефлексивный анализ нашего поведения, хотений, желаний и их простроить, превращая его в деятельность. §Советские люди редко осуществляют деятельность. Они осуществляют поведение, не осознавая этого. Это даже ниже интуиции, это основывается на привычке. §Случайность – родная сестра естественности. Оно потому и естественно, что случайно. §Тот, кто простаивает свою деятельность, у того случайностей в жизни не должно быть. Сила Ленина в том, что у него случайностей не было. Он не осуществлял поведения.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. §Мышление задается не человеческим генотипом, оно имеет совершенно другую природу – социокультурную. Сравните со сказанным выше в январе того же года: §…мышление существует реально как субстанция, независимо от того, есть люди или нет людей. И снова о целях: §Цели не от хотения, а от необходимости выхода из ситуации. §Цель есть осознание исторической необходимости. §Потом надо конструировать нормы мыслительного процесса, которые позволят построить выход из ситуации.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. На закрытии игры: §- На Вас смотрят как на бога. §ГП. Я и есть маленький бог. Я к себе так отношусь. §Бог в представлении человека является категорическим императивом по отношению к самому себе. §Новая структура общества появится тогда, когда вы это сделаете. Я верю в искусственную компоненту и считаю что ее надо усиливать и делать историю искусственно- естественным процессом. Время сжимается как угодно. Это есть мера цивилизованности людей. §ОДИ – система интенсивного развития человека.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. Заключительное слово ГП: §ГП. Главное в том, что мы оказались в гуще национально-освободительной борьбы. §Я понял страшную вещь – по-видимому Михаил Сергеевич очень сильно опоздал и не держит происходящего в стране. §Перестройка есть ответ партии, долгие годы находящейся в застое, на подъем национально- освободительного движения. Я понял, что партия опоздала. §Остановить национально-освободительное движение по- видимому уже невозможно. В этом нет ничего приятного. §«Аннушка уже пролила масло». (Эта цитата повторялась не раз)

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. §Я слышал пульс национально-освободительного движения. §Всем нам предстоит очень трудное и тяжелое будущее. §Вероятнее всего Михаил Сергеевич уже опоздал. §Я вижу ужас этого. §Мы находимся в процессе национально- освободительного движения, но это движение не носит характер развития, а носит характер бунтов и ведет к разрушению. §Революция никогда никому ничего не давала позитивного, и Маркс лучше других это описал.

1989 г. Армения. Цохкадзор. ОДИ-72. ГП не только точно понимал что происходит в Армении и в стране, он пытался успеть повлиять на разрушительные процессы, культивируя ростки мышления: §Национально-освободительное движение может быть продуктивным и конструктивным в истории, когда во главе его стоят думающие интеллигенты. §Ленин велик не по результатам, а потому, что взял на себя ответственность за страну … §В движении масс должна быть заложена мысль с определенной исторической перспективой. §Интеллигенция должна взять на себя ответственность. §У нас в стране нет интеллигенции, которая взяла бы на себя ответственность за будущее. §История находится, прежде всего, в мысли. §Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а нам надо жить и жизнь давать другим. (На мрачном фоне нарисованной им же перспективы эта, также часто повторяемая ГП фраза, вселяла надежду и интуитивно тянула «прижаться» к СМД-методологии и Спасителю).