Д ЕКАБРИСТЫ В И РКУТСКЕ.. В ОСПИТАНИЕ И РКУТСКА. Одна из ярких страниц истории Иркутска связана с тем, что на протяжении почти тридцати лет он являлся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад на тему: Декабристы в Иркутской губернии. Выполнила: Миронова Екатерина,10 Б Иркутск,2011.
Advertisements

2011 год. 85 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного.
Работу выполнили: Кулаков Александр и Грачёва Александра Ученики 11 класса.
"Подвиг во имя любви" Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти жен декабристов Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей!...
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: презентация к произведению Николая Белоголового "Воспоминания сибиряка"
Первой - на другой же день вслед за каторжником- мужем - в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая.
Родился он 9 сентября 1790 года. Родился в старинной дворянской семье. По отцу происходил из рода князей Трубецких.
Политическая ссылка в Иркутск в 19 веке Выполнила Ученица 10 класса А МОУ СОШ 15 Ефремова Любовь.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Урок - презентация по литературе "Настоящая дружба".
Фёдорова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1г. Петровск- Забайкальского 2009г.
Расскажу о одном из декабристов: Пётр Иванович Борисов 2-ой (1800 год 30 сентября 1854 года) подпоручик 8 артиллерийской бригады, декабрист. Семья Родился.
Владимир Галактионович Короленко (1854 – 1921 г.г.) русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший.
Жены декабристов. Трубецкая Екатерина Ивановна 24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя.
«Их имена забыться не должны» Дементеевская Евгения, 7 «А» класс.
ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ Подготовила учитель истории и обществознания О.И.Поткина.
Декабристы оставили яркий след в развитии Кяхтинского района. Известно, что декабристы имели много друзей среди кяхтинцев, оказали на них огромное влияние.
. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского.
«Святые дочери России» Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.
Волконская Мария Николаевна ( Раевская ). Подготовила : студентка группы ЭВВП 12-1 Дудля Анастасия Игоревна.
Жены декабристов 900igr.net Жёны декабристов. Трубецкая Екатерина Ивановна 24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге.
Транксрипт:

Д ЕКАБРИСТЫ В И РКУТСКЕ.

В ОСПИТАНИЕ И РКУТСКА. Одна из ярких страниц истории Иркутска связана с тем, что на протяжении почти тридцати лет он являлся одним из крупнейших центров ссылки декабристов. Из восьмидесяти первых декабристов, осужденных на вечное поселение в Сибири около сорока проживали на территории Иркутской губернии. Первоначально Иркутск не входил в число городов в которых декабристам было разрешено селиться на поселение и оставался для них лишь своеобразным распределительным пунктом, откуда они отправлялись на каторжные работы. В 1826 году первым из декабристов в Иркутск прибыл Н.Ф. Заикин, осужденный на поселение в Гижиганск. В августе того же года в город были доставлены Е.П. Оболенский, В.Л. Давыдов, А.З. Муравьев, И.Я. Якубович, С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, братья А.И. и П.И. Борисовы. В октябре эта группа декабристов была направлена из Иркутска на каторжные работы на Нерчинских рудниках. Вслед за мужьями через Иркутск проследовали девять жен декабристов - (Е.И. Трубецкая, М.Н. Раевская, А.Г. Муравьева, Е.П. Нарышкина, М.К. Юшневская, А.В. Ентальцева, Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова, А.В. Розен), а также две невесты-француженки - П. Гебель, будущая Анненкова, и К. Ледантю (Ивашева).

Так же, одним из первых, иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции. Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал- губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно- значимыми видами деятельности, например, педагогикой.

Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутска для занятий учебного заведения для девочек – Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио. В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. Дом Волконских превратился в настоящий центр светской жизни Иркутска. В период иркутского поселения С.Г. Волконский начал серьезно заниматься агрономией и ботаникой. В своей усадьбе он создал ботанический сад, в котором выращивал многие невиданные ранее в Сибири южные растения. Салон супруги Волконского стал местом музыкальных вечеров, самодеятельных театральных представлений, показов мод. В 1855 году дом Волконских посетил писатель Иван Гончаров - автор романов "Обломов", "Фрегат Паллада" и ряда других произведений, ставших классикой русской литературы. Семья Волконских проживала в этом особняке вплоть до амнистии 1856 года. Позднее в нем была открыта сиропитательно-ремесленная школа. В 1985 году усадьба Волконских стала музеем. Стараниями иркутских историков и краеведов в нем детально воссоздан быт семьи Волконских, представлены их сохранившиеся личные вещи, а также экспонаты, связанные с судьбой ряда других декабристов, проживавших в Иркутске.

Г НЕВ НА МИЛОСТЬ. В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Новыми были и приемы хозяйствования, и новые для этого региона сорта сельскохозяйственных культур - гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Семена выписывались из России, а некоторые были привезены из Петровского Завода, где декабристы занимались огородничеством, и «собранные с тюремных кустов» семена дали прекрасные овощи. Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Проявляли интерес к декабристам и иркутские купцы. Известная независимость, противопоставление чиновникам, особенно приезжим, «навозным», как их здесь насмешливо именовали, понимание, насколько полезными для них могут быть образованные поселенцы, имеющие, к тому же влиятельных родственников в столицах, а также свойственное сибирякам сочувствие к «несчастным» способствовали сближению Трапезниковых, Басниных, Наквасиных с декабристами. Именно через них шла тайная переписка с родными и друзьями ссыльных дворян, они и их доверенные лица доставляли посылки, в том числе и вещи, на которые декабристы не имели права. Помогали купцы и материально: ссужали деньги в долг на длительные сроки. Постоянное и длительное общение декабристов с купцами «немало содействовало» складыванию у последних «более смягченных культурных нравов и вкусов».

Сложнее складывались отношения с чиновниками. Опасаясь доносов и «неудовольствия Петербурга», правители местной администрации старались соблюдать полученные инструкции. Поэтому нередко самые простые и обоснованные просьбы встречали решительный отказ, как это случилось в 1836 г. с Анненковым, просившим разрешения приехать из Бельска в Иркутск к тяжело рожавшей жене. Только начавшаяся болезнь Прасковьи Егоровны и смерть новорожденных близнецов заставили генерал-губернатора отменить свой запрет. Некоторые чиновники видели в «государственных преступниках» возможность упрочить свое служебное положение. Так, получив от своего знакомого рукописные сочинения Лунина, чиновник особых поручений Успенский тотчас отправил донесение в Петербург, после чего декабрист был вновь арестован и отправлен в Акатуй, Только с приездом в Иркутск нового генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, слывшего либералом, положение изменилось. Он не только бывал вместе с женой в домах Волконских и Трубецких, но интересовался мнением декабристов по многим вопросам, давал им поручения, взял к себе на службу Михаила Волконского. В свою очередь, декабристы также живо интересовались многими начинаниями Муравьева, оказывали содействие в организации экспедиций по исследованию и освоению Амура.

Столь же неоднозначно складывались и взаимоотношения с местными священниками. По отзывам современников, большинство декабристов были исправными прихожанами, без ханжества и излишней экзальтации. Те, у кого была такая возможность, оказывали материальную поддержку церквям тех сел, в которых проживали. Так, братья Александр и Никита Муравьевы в Урике на местной церкви вместо деревянной кровли сделали железную, бедному священнику Карнакову построили дом, выстроили близ церкви деревянное здание с тремя отделениями - для богадельни, училища и торговой лавки. Менее обеспеченные вносили свою лепту личными трудами, как, например, П.Ф. Громницкий. Он написал для церкви села Бельское несколько икон. Но, несмотря на это, приходские священники, по словам вдовы полонского батюшки Сперанского, боялись «навлечь на себя подозрения со стороны местных властей за близкие отношения к поднадзорным». Образованные, широко мыслящие архиереи были более независимы. У архиепископа Нила особенно близкие отношения сложились с Трубецкими. Именно их рекомендации склонили иркутского пастыря при выборе игуменьи Знаменского монастыря. К нему обратился Трубецкой с письмом, объясняя причины отказа от царской «милости» в 1842 г. Согласие отдать детей, «прижитых в Сибири», в казенные заведения с изменением родовой фамилии, писал декабрист, означало признание «греховным сожитие с женой моей и осрамило бы ее и семейство ее пред целым светом».

С ЛОЖИВШЕЕСЯ НА КАТОРГЕ БРАТСТВО ДЕКАБРИСТОВ НЕ РАСПАЛОСЬ И ПОСЛЕ ЕЕ ОКОНЧАНИЯ. Р АЗБРОСАННЫЕ ПО ВСЕЙ С ИБИРИ, ОНИ ПРОДОЛЖАЛИ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СУДЬБОЙ ТОВАРИЩЕЙ. Д ЕЙСТВОВАЛА ЖУРНАЛЬНАЯ АРТЕЛЬ, НОВИНКИ ЛИТЕРАТУРЫ РАССЫЛАЛИСЬ В САМЫЕ ОТДАЛЕННЫЕ УГОЛКИ КРАЯ. П УЩИН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ОБЯЗАННОСТИ РАСПОРЯДИТЕЛЯ ОБЩЕЙ ДЕКАБРИСТСКОЙ АРТЕЛИ, НАХОДИЛ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ. С РЕДИ ТЕХ, КТО ПОСТОЯННО ДЕЛАЛ ВЗНОСЫ В ОБЩУЮ КАССУ, БЫЛИ В ОЛКОНСКИЙ И Т РУБЕЦКОЙ. В ДОМЕ Т РУБЕЦКИХ НАХОДИЛИ ПРИЮТ ДЕТИ ИХ ТОВАРИЩЕЙ - ДОЧЕРИ К ЮХЕЛЬБЕКЕРА И СЫН К УЧЕВСКОГО.

Последний приют. Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. При отпевании в оекской церкви Вадковского не выдержало сердце Юшневского. Вскоре рядом с его могилой на кладбище села Большая Разводная появились могилы Муравьева и братьев Борисовых. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

3 а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них, как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись Сибири «в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство». Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции. Александр II позаботился об эффектном представлении своей «милости» (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по- прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

Д ОБРАЯ ПАМЯТЬ. Декабристы оставили в Иркутске не только добрую память о себе, они способствовали формированию традиций интеллигентности и терпимости, позволивших нашему городу стать столицей Восточной Сибири как в административном и экономическом, так и в культурном и духовном отношении.Их благотворное и разностороннее влияние не стерло время. Здесь сохраняются дома и могилы «первенцев свободы». Еще в 1925 г., в дни празднования 100-летнего юбилея восстания на Сенатской площади, была создана декабристская экспозиция, положившая начало коллекции историко-мемориального Музея декабристов, открывшегося 29 декабря 1970 г.Экспозиции двух домов рассказывают об истории декабризма - от событий 14 декабря 1825 г. до амнистии, дарованной императором Александром II в 1856 г., и возвращения декабристов из ссылки, а также о судьбах их первых хозяев и их потомков.

Р АБОТУ ВЫПОЛНИЛА : У ЧЕНИЦА 10 КЛАССА А МОУ СОШ 15 И НЕШИНА В АЛЕРИЯ