КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые компетенции учащегося В аспекте реализации компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Advertisements

Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие педагогических компетенций учителей естественно-математического цикла»
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 68 г.Краснодар Демихина Ольга Александровна.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование ключевых компетенций старшеклассников Л.Б. Проявко, учитель английского языка МКОУ СОШ С. Золотая Долина.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Транксрипт:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Компетентностный подход как ответ на новые социальные требования к образованию Особенности современного этапа общественного развития: Динамичные и не всегда предсказуемые перемены во всех сферах общественной жизни; Динамичные и не всегда предсказуемые перемены во всех сферах общественной жизни; «Экономика знаний», базирующаяся на ведущей роли человеческого капитала (в наиболее развитых странах – обеспечивает % ВВП) «Экономика знаний», базирующаяся на ведущей роли человеческого капитала (в наиболее развитых странах – обеспечивает % ВВП)

Особенности современного этапа общественного развития: Стремительное нарастание потоков информации разного качества и направленности; Стремительное нарастание потоков информации разного качества и направленности; Глобализация, усиление взаимозависимости развития всех стран и народов мира; Глобализация, усиление взаимозависимости развития всех стран и народов мира; Рост интенсивности межкультурных взаимодействий; Рост интенсивности межкультурных взаимодействий; Обострение имеющихся и появление новых общемировых проблем; Обострение имеющихся и появление новых общемировых проблем; Кризис традиционных нравственных ценностей Кризис традиционных нравственных ценностей и т.д. …

Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Инициативную; Инициативную; Мобильную в жизненном и профессиональном плане ; Мобильную в жизненном и профессиональном плане ; Обладающую потребностью и способностью к непрерывному обучению и переобучению Обладающую потребностью и способностью к непрерывному обучению и переобучению ( «В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться» - А. Тоффлер. американский социолог)

Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Готовую к осуществлению ответственного выбора в различных ситуациях; Готовую к осуществлению ответственного выбора в различных ситуациях; Владеющую коммуникативными навыками и способностью к сотрудничеству; Владеющую коммуникативными навыками и способностью к сотрудничеству; Толерантную по отношению к представителям другой нации, веры, культуры, соц. слоя, политических взглядов Толерантную по отношению к представителям другой нации, веры, культуры, соц. слоя, политических взглядов

Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Обладающую современным мышлением (т.е. осознанием экологической ответственности, нравственно-этических аспектов НТП, глобальной взаимозависимости процессов в современном мире и т.д.); Обладающую современным мышлением (т.е. осознанием экологической ответственности, нравственно-этических аспектов НТП, глобальной взаимозависимости процессов в современном мире и т.д.); Нравственную... Нравственную...

Недостатки российского образования: Академическая направленность образования, традиционный («знаниецентристский») подход к построению образования как к изучению «основ наук» не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений программа перегружена знаниями, не востребованными в реальной жизни снижение мотивации к обучению и образовательных результатов программа перегружена знаниями, не востребованными в реальной жизни снижение мотивации к обучению и образовательных результатов Не сформированы навыки, позволяющие выпускникам школы: - самостоятельно добывать и организовывать знания применительно к стоящей перед ними той или иной задаче; - продуктивно взаимодействовать с окружающими ради достижения той или иной конкретной цели; - действовать в ситуациях неопределенности, где невозможно воспользоваться готовым алгоритмом решения проблемы и т.д.

Недостатки российского образования: используемые в массовой практике программы, учебники, методы обучения не ориентированы на формирование у школьников способности применять полученные знания и умения за пределами учебных ситуаций используемые в массовой практике программы, учебники, методы обучения не ориентированы на формирование у школьников способности применять полученные знания и умения за пределами учебных ситуаций обновление содержания научных знаний, представленных в школьной программе, часто не успевает за актуальными изменениями в науке и общественной практике обновление содержания научных знаний, представленных в школьной программе, часто не успевает за актуальными изменениями в науке и общественной практике

Недостатки российского образования: Построение содержания образования на узко-предметной основе тенденция к дискретности, разрозненности знаний; несформированность целостного мировоззрения; тенденция к дискретности, разрозненности знаний; несформированность целостного мировоззрения; неумение интегрировать знания и умения из различных предметных областей для решения конкретных задач; неумение интегрировать знания и умения из различных предметных областей для решения конкретных задач;

Недостатки российского образования: У выпускников оказываются недостаточно сформированными навыки, позволяющие: самостоятельно добывать и организовывать знания применительно к стоящей перед ними той или иной задаче; самостоятельно добывать и организовывать знания применительно к стоящей перед ними той или иной задаче; продуктивно взаимодействовать с окружающими ради достижения той или иной конкретной цели; продуктивно взаимодействовать с окружающими ради достижения той или иной конкретной цели; действовать в ситуациях неопределенности, где невозможно воспользоваться готовым алгоритмом решения проблемы действовать в ситуациях неопределенности, где невозможно воспользоваться готовым алгоритмом решения проблемы и т.д. … и т.д. …

Наглядный показатель недостатков в подготовке российских школьников – результаты международного сравнительного исследования качества образования PISA. Результаты исследования РISA-2006 По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских выпускников основной школы статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: по естественнонаучной грамотности; по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран). По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования не произошло существенных изменений.

2. Среди выпускников российских основных школ процент учащихся с самым высоким уровнем функциональной грамотности существенно ниже, чем в лидирующих странах мира и в среднем по странам ОЭСР. 4,2% показали высокий уровень овладения естествознанием (5 и 6 уровни). Они смогли применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях.

3. Базовым уровнем грамотности (2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) при достижении которого учащийся начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания, овладевает существенно более низкий процент российских учащихся (естествознание –77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%) в сравнении с лидирующими странами (90-97% по всем предметам). При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,3%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественнонаучных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

4. Уровень овладения российскими выпускниками основной школы читательской грамотностью как средством для обучения значительно низок (440 баллов, место среди 57 стран), причем данный уровень падает по сравнению с 2000 г.

Внедрение компетентностного подхода как основы построения образовательного процесса направлено: - на преодоление недостатков российского образования, не соответствующих требованиям современного общества - на обеспечение условий для интеграции в европейское и мировое образовательное пространство

Главный смысл компетентностного подхода в образовании: повысить готовность личности к решению разнообразных проблем в реальных жизненных ситуациях повысить готовность личности к решению разнообразных проблем в реальных жизненных ситуациях

Этапы развития компетентностного подхода Первый этап (1960 – 1970-е гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция»; началом исследования содержания языковых компетенций в обучении иностранным языкам; было введено понятие «коммуникативная компетентность»; началом изучения созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция. характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция»; началом исследования содержания языковых компетенций в обучении иностранным языкам; было введено понятие «коммуникативная компетентность»; началом изучения созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция.

Этапы развития компетентностного подхода Второй этап (1970 – 1990-е гг.) понятия «компетентность», «компетенция» стали широко использоваться в теории и практике обучения языкам, менеджменту, общению. Зарубежные исследователи пытаются создать классификации компетенций для разных видов деятельности. В США в 1970-е гг. формируется модель ориентированного на компетенции образования (CBE – competence- based education), стала вызывать значительный профессиональный интерес не только на Западе, но и у нас в стране. понятия «компетентность», «компетенция» стали широко использоваться в теории и практике обучения языкам, менеджменту, общению. Зарубежные исследователи пытаются создать классификации компетенций для разных видов деятельности. В США в 1970-е гг. формируется модель ориентированного на компетенции образования (CBE – competence- based education), стала вызывать значительный профессиональный интерес не только на Западе, но и у нас в стране.

Этапы развития компетентностного подхода Третий этап (с 1990-х гг.) Ориентированное на компетенции образование получило широкое распространение в различных странах. Круг компетенций был очерчен в документах ЮНЕСКО. В 1996 г. Совет Европы ввел понятие «ключевые компетентности» (рассматривались как желаемый результат образования, соответствующий требованиям рынка труда в условиях глобальных преобразований). Была поставлена задача вооружить необходимыми компетенциями уже сегодняшнее поколение получающих образование молодых европейцев. Ориентированное на компетенции образование получило широкое распространение в различных странах. Круг компетенций был очерчен в документах ЮНЕСКО. В 1996 г. Совет Европы ввел понятие «ключевые компетентности» (рассматривались как желаемый результат образования, соответствующий требованиям рынка труда в условиях глобальных преобразований). Была поставлена задача вооружить необходимыми компетенциями уже сегодняшнее поколение получающих образование молодых европейцев.

Развитие идей компетентностного подхода в российском образовании 2001 г. - впервые официально поставлена задача перехода от знаниевой к компетентностной образовательной парадигме. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

2. Сущность компетентностного подхода В качестве основных результатов образования в современных условиях целесообразно рассматривать не знания, умения и навыки как таковые, а способность человека самостоятельно решать различные ситуации, возникающие в реальной жизни.

Отличительные черты компетентностного обучения (И.С. Сергеев, В.И. Блинов) Некомпетентностное образование Компетентностное образование Наука в качестве основы образования рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука в качестве основы образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления

Некомпетентностное образование Компетентностное образование Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения педагогических целей (Напр., групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве) Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях

Некомпетентностное образование Компетентностное образование Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях Школа учит человека полагаться на свою память Школа учит человека полагаться на свою самостоятельность

Компетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики Идеи, по сути своей близкие к компетентностному подходу, получили распространение в отечественной педагогике х гг.: Концепция развития общеучебных умений и навыков (ОУУН); Концепция развития общеучебных умений и навыков (ОУУН); Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, получившая серьезное обоснование в 1980-е гг.; Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, получившая серьезное обоснование в 1980-е гг.; Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, по существу нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций через опыт социально значимой деятельности; Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, по существу нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций через опыт социально значимой деятельности;

Компетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики Практика работы предметных кружков хх гг., близкая к проектной методике. Практика работы предметных кружков хх гг., близкая к проектной методике. Идея опоры на субъектный опыт учащихся в технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. Идея опоры на субъектный опыт учащихся в технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

Что такое компетенции? Компетенция ожидаемый и планируемый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности. Применение компетенций предполагает осознанное отношение к ситуации, в которой действует человек, и сознательный выбор способов ее решения. Компетенции не следует понимать как механическое действие по шаблону.

Из чего складываются компетенции ? Компетенции носят комплексный, интегративный характер Компетенции носят комплексный, интегративный характер Структура компетенции Когнитивная составляющая (знания, применимые для решения определенного класса задач); Операциональная составляющая (умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности по решению тех или иных задач) Мотивационно- аксиологическая составляющая (целевые установки и социальные нормы, усвоенные личностью и побуждающие ее действовать определенным образом)

Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов деятельности в сочетании с опытом их применения в ситуациях жизненного характера. Необходимое условие формирования компетенций - применение деятельностного подхода в обучении и воспитании. Только в деятельности по решению практических задач может быть получен личностный опыт, являющийся необходимым компонентом компетенций. Необходимое условие формирования компетенций - применение деятельностного подхода в обучении и воспитании. Только в деятельности по решению практических задач может быть получен личностный опыт, являющийся необходимым компонентом компетенций.

Изменение роли знаний в условиях компетентностного подхода В содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для формирования умений, способов деятельности. Остальные знания рассматриваются как справочные (их необязательно запоминать, а можно найти в энциклопедиях, справочниках, Интернете и т.д.). Однако учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информациями.

Как соотносятся между собой компетенции и компетентность? А.В. Хуторский (2004 г.): Компетенция – это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенция носит обезличенный характер. Компетенция – это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенция носит обезличенный характер. Компетентность – это владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентность представляет собой совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных приобретенным опытом деятельности в определенной социально- и личностно-значимой сфере. Компетентность – это владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентность представляет собой совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных приобретенным опытом деятельности в определенной социально- и личностно-значимой сфере.

«Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» (из проекта ФГОС второго поколения). Компетентность достигнутый личностью уровень образованности и/или опытно­сти, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Потенциальное актуальное Заданное извне (обществом) освоенное личностью

Какие бывают компетенции ? КОМПЕТЕНЦИИ Ключевые компетенции - Универсальны ( применимы в различных жизненных ситуациях); - Необходимы каждому члену общества Профессиональные компетенции Базовые (востребованы во многих видах профессиональной деятельности) Функцио- нальные (необходимы для выполнения конкретных трудовых функций, свойственных той или иной профессии)

3. Ключевые компетенции: типология и содержание Ключевые компетенции = наиболее общие (универсальные) способы действий, позволяющие человеку понимать ситуацию и эффективно решать конкретные задачи, возникающие в различных сферах жизни. Применительно к школьному образованию КК – это готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Компетенции – образовательные конструкты, выработанные в педагогической науке в результате содержательного обобщения требований, предъявляемых современным обществом к личности Предлагаются различные варианты классификации ключевых компетенций Единой нормативно закрепленной классификации ключевых компетенций не существует

Некоторые варианты классификации ключевых компетенций Совет Европы (1996 г.): 5 ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы: политические и социальные компетентности; политические и социальные компетентности; компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетентности, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетентности, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетентности, связанные с информатизацией общества; компетентности, связанные с информатизацией общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения

А.В. Хуторский: 7 групп компетенций 1) ценностно-смысловая компетенция, связанная с ценностными приоритетами ученика, его способностью понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; 2)общекультурная компетенция, включающая опыт освоения учеником научной картины мира, особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни и т.п.; 3) учебно-познавательная компетенция, включающая знания и умения целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, методы организации познавательной деятельности;

А.В. Хуторский (продолжение): 4)информационная компетенция умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее; владение информационными технологиями и современными техническими средствами работы с информацией; 5)коммуникативная компетенция знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе и т.п.; 6) социально-трудовая компетенция владение знаниями и опытом в сфере гражданско- общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, необходимыми для выполнения основных социальных ролей; 7) личностная компетенция (самосовершенствование) направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции, самоподдержки.

И.С. Сергеев: 4 основополагающих ключевых компетенции Информационная – готовность к работе с информацией; Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; Проблемная – готовность к решению проблем. Из этих компетенций складываются составные и комплексные компетенции: Компетентность к самообразованию; Исследовательская; Организационная; Прогностическая и др.

Ключевые компетентности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Содержание компетенций может быть раскрыто: Через описание системообразующих знаний, универсальных умений и способов действий, которыми должны владеть обучающиеся (должен знать, уметь, …) Через перечисление основных типов задач, к решению которых должны быть готовы обучающиеся (в стандартах профессионального образования: Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации ….)

Содержание ключевых компетенций Информационная компетенция выражается в умениях: самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетенция выражается в умениях: самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомоства и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах моно­лога и диалога, а также с использованием средств невербаль­ного общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамот­но разрешать конфликты в общении; изменять при необхо­димости свое речевое поведение; оценивать успешность ситу­ации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Проблемная компетенция выражается в умениях: самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и применять решение о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Кооперативная компетенция (компетенция по работе в сотрудничестве), выражается в умениях: самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участни­ками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять кол­лективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Самообразовательная компетенция - го­товность человека к непрерывному самообразованию, само­ развитию, профессиональному и личностному росту, включа­ет ценность самообразования, мотивацию к росту, умение конструктивно выходить из кризисов развития и т.д.; Валеологическая компетенция - основана на понимании здоровья человека как социального и биологиче­ского существа, включает ценность здоровья, знания и уме­ния в области ведения здорового образа жизни; Гражданская компетенция готовность адекватно испол­нять социальную роль гражданина своего государства и пат­риота своей Родины, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и др.

Из макета ГОС второго поколения: Компетентность – сочетание качеств (умений, способов деятельности), позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня, признанного эффективным. Ключевые компетентности – компетентности, наличие которых позволяет субъекту решать наиболее частотные социокультурные задачи (коммуникационные, информационные и т.д.). Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач

Из макета ГОС второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

4. Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании деятельностный подход; В учебных программах, составленных с позиций деятельностного подхода, акцентируется внимание: – –на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать у учащихся, – –на опыте деятельности, который должен быть ими накоплен и осмыслен, – –на учебных достижениях как результате осуществления деятельности. активное использование личностного опыта обучающихся; Личностный опыт учащегося становится основой ключевой ком­ петенции не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления. Важны не только активные формы работы на уроках, но и последующее их обсуждение (рефлексия).

Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании – – значение осознанной внутренней мотивации; – – использование компетентностно- ориентированных методов обучения; – – соответствующим образом построенные учебные пособия; – – необходимость частичного отхода от жестких рамок классно-урочной системы; – –использование потенциала дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Методы и приемы формирования ключевых компетенций 1) обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; 2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся; 3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста; 4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций; 5) ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум; 6) проектная деятельность (исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини- проекты и проекты, имеющие жизненный контекст).

сами по себе слабо не работают на развитие ключевых компетенций: монолог учителя; фронтальный опрос; информирующая беседа; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме

Методы формирования информационной компетенции Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задания с избытком информации; задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации: задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно- следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу; подготовка «учебных пособий» по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Комплексные методы: составление и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление библиографии); информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; учебно-исследовательская работа, предполагающая раз­личные методы исследования, а также грамотное представление полученных резуль­татов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; выпуск ученических СМИ печатных, электронных.

Методы формирования коммуникативной компетенции Методы, ориентированные на устную коммуникацию: – –все формы учебного диалога; – –доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­ щем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных катего­ рий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуа­циях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппо­ нентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, ве­ черов и т.д.;

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­ щем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие со­ ставление текстов для размещения на Интернет- форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Методы формирования кооперативной компетенции Методы и приемы в рамках фронтально- индивидуальной работы: фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (напр., в парах) - при условии его систематического использо­вания и наличии элемента проблемности в задаваемых вопросах; индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необ­ходимо привлечение других учащихся (например, комплексное задание, требующее использования информации, распределенной по нескольким учащим­ся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в единую систему);

Практически все методы и приемы в рамках групповой работы: самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны требовать моменты сотрудничества между учащимися); лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (должны включать моменты само­ стоятельного группового планирования и группового самооценивания); групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке); групповые исследовательские и проектные работы лю­бого типа (проводятся в основном во внеурочное время); ролевые и деловые игры; любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества».

Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей; индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Методы формирования проблемной компетенции Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи. Коллективное подведение итогов и оценивание (в завер­шение урока, после решения учебной задачи). Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся. Все методы и приемы проблемного обучения: проблем­ный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция. Проблемно-модельное обучение моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно- деловые игры.

Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе воз­можность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки. Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения. Учебные задачи с избыточным условием. Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

Метод кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка про­блемного задания. Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проек­ты. Практические работы поискового и исследовательско­го характера, имеющие жизненный (бытовой, профес­сиональный, социальный) контекст. Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

5. Профессиональная компетентность педагога Маркова А.К. : Структура проф. компетентности педагога (один из вариантов) 1) профессиональные (объективно-необходимые) педагогические знания (гностический компонент); 2) профессиональные педагогические позиции, установки учителя, требуемые в его профессии (ценностно-смысловой компонент); 3) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения (деятельностный компонент); 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент). 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент).

В.Н.Введенский: Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Составляющие профессиональной компетентности 1. Коммуникативная к. профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость; экстраверсия; способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой". 2. Информационная к. - объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

3. Регулятивная к. педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные цен­ ности. 4.Интеллектуально-педагогическую к. можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. 5. Операциональная к. определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Как оценить уровень владения компетенциями? Таксономия Б. Блума 1. Знание: конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д. 2. Понимание: фактов, правил, принципов; объяснение, интерпретация и экстраполяция знаний; описание возможных следствий из имеющихся данных. 3. Применение: использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов и теорий в конкретных практических ситуациях. 4. Анализ: умение выделять неявные предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и следствиями, оценивать значимость данных. 5. Синтез: разработка планов и возможной системы действий; получение абстрактных отношений; использование знаний из разных отраслей, чтобы составить план решения проблемы. 6. Оценка: оценивание логики построения материала, соответствия выводов имеющимся данным, значимости продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 1. Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенции уча­ щихся? 2. Какое место занимает урок в общей системе уроков дан­ного содержательного раздела? 3. Каковы цель и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенции предполагалось осу­ ществить на уроке? 4. Были ли задачи формирования компетенции фронталь­ ными или адресными (групповыми, персональными)? 5. Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции?

План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 6. Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? 7. Как обосновывается использование некометентностных методов? 8. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной ключевой компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? 9. Как оценивалось проявление тех или иных ключевых компетенции у учащихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?

План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 10. В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию компетенции? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдель­ ных учащихся в плане развития ключевых компетенции на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? 12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию ключевых компетенции у учащихся данного класса на уро­ках по данного предмету?

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ Профессиональная компетентность рассматривается: - с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального профессиональной деятельности - с другой стороны - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности.

Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Все компетенции специалиста можно разделить на профессиональные и личностные. Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области. Личностные компетенции – это качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно- психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности.

При описании модели аттестации дополнительно используются понятия: Поведенческие индикаторы - стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Модель компетенций - полный набор компетенций и индикаторов поведения. Кластер компетенций – набор тесно связанных между собой компетенций.

Рис. 1. Кластеры компетенций учителя

Кластер компетенций – работа с информацией Уровни Стандарты поведения (показатели развития)Способы Компе- тенции 1 уровень нормативный 2 уровень преобразующий 3 уровень творческий получения информации и инструментарий Сбор и анализ инфо- рмации Собирает необходимую информацию; сохраняет информацию и ее источники; использует для оперативного влияния Проверяет источник и уровень достоверности информации; систематизирует потоки информации; обобщает и выделяет главное в общем объеме Выявляет логические связи; находит новые источники; использует информацию для поиска и оценки новых проблем. Самоанализ, наблюдение, инспектировани е Приня- тие решений Следует заранее установленным процедурам; определяет границы полномочий; знает пределы принятия решения Обеспечивает выполнение решения; находит различные варианты решения; прогнозирует последствия принятия решений; делегирует свои полномочия Определяет допустимый уровень рисков и барьеров; принимает ответственность на себя; определяет степень развития педагогических конфликтов Анкетирование коллег и руководителей, беседа Преобра- зование информа -ции Определяет рамки и объем необходимой информации; оценивает ее направленность; находит вариативные источники информации. Устанавливает рациональный формат; определяет структуру содержания и минимизирует объем; находит связи между различными блоками и потоками информации Трансформирует информацию в соответствии с запросами заказчиков образовательных услуг; актуализирует содержание информации; оценивает тенденции развития информации Рабочие материалы учителя, анкетирование

Кластер компетенций – достижение результатов Уровни Стандарты поведения (показатели развития) Способы получения информации и инструментари й Компете нции 1 уровень нормативный 2 уровень преобразующий 3 уровень творческий Планир ование Разрабатывает план работы; определяет и устанавливает цели; определяет ключевые приоритеты Выстраивает варианты альтернативных действий в нетипичных ситуациях; строит деятельность и определяет ресурсы, соответствующие новым целям; устанавливает критерии успеха Определяет стратегию деятельности по достижению новых целей; пересматривает цели и адаптирует к изменяющимся условиям Курсы повышения квалификации, самообразо- вание Организ ация деятель ности Исследует достоинства и недостатки образовательной деятельности; выявляет проблемы деятельности; организует проведение мероприятий Рационализирует свой труд, эффективно распределяя своё время и силы на различные виды деятельности; оценивает эффективность организованной деятельности; стремится внести необходимые изменения Инициирует творческие процессы; моделирует педагогические ситуации; владеет методами диагностики и прогнозирования Обмен опытом, самообразо- вание, диагности- ческое и психологи- ческое тестирование. Анализ результа тов Способен формировать целевые установки и определять приоритеты в собственной деятель- ности; владеет нормативными требованиями к результатам собствен- ной деятельности Умеет соотносить результаты собственной деятельности с нормативами; владеет проблемно- ориентированным анализом собственной деятельности Владеет технологиями, преобразующими деятельность с целью получения качественного результата; способен к дессиминации образовательного продукта и педагогического опыта Тренинги, семинары, курсы повышения квалификации

Кластер компетенций – работа с людьми Уровни Стандарты поведения (показатели развития) Способы получения информации и инструментарий Компе- тенции 1 уровень нормативный 2 уровень преобразующий 3 уровень творческий Управле- ние отноше- ниями Соотносит личный стиль поведения к развитию отношений с учениками и коллегами; учитывает возрастные особенности учащихся при определении уровня информации; находит форму контактов для поддержания отношений внутри классного коллектива Определяет содержа- тельную нагрузку с учетом ндивидуаль-ных запросов социальных заказчиков образова- тельных услуг; учитывает направление развития отношений внутри коллектива Управляет поиском и построением отношений с новыми партнерами образовательных систем; владеет внешними контактами для развития отношений с коллегами и учениками, всеми участниками образователь-ного процесса; строит систему общественного участия в управлении системами образования Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым Работа в команде Вносит вклад в итоговый результат; делится опытом и информацией с членами команды; соответствует командной роли Вдохновляет членов команды; оценивает результативность своей работы; оказывает поддержку по стратегическим вопросам проектов Использует потенциал членов команды; способен к решению стратегических и творческих задач; добивается личной ответственности за конкретный функционал членов команды Групповые консультации, тестирование в тренингах, кейс- анализ Влияние Создает личный имидж педагога; принимает деятельное участие в жизни учащихся, классного и педагогического коллектива; учитывает требования социального заказа на образовательные услуги Организует убедитель- ную и обоснованную аргументацию педаго- гических действий; определяет мотивацию педагогических требований; владеет технологиями оценки своего влияния на классный коллектив Развивает организационную культуру классного коллектива; формирует систему ценностей учащихся; проводит системную рефлексию профессиональной деятель-ности; учитывает социальные запросы заказчиков Самоанализ, анкетирование коллег и руководителя, беседы с аттестуемым

Кластер компетенций – личностное самосовершенствование Уровни Стандарты поведения (показатели развития) Способы получения информации и инструментарий Компетен ции 1 уровень нормативный 2 уровень преобразующий 3 уровень творческий Само- диагности ка Выявляет проблемы своего самообразования; соотносит достоинства и недостатки собственной деятельности; находит и извлекает из опыта рациональное Оценивает эффективность полученного образования; критически рассматривает свою деятельность; стремится внести необходимые изменения Исследует факторы продуктивного образования; критически оценивает свою деятельность; стремится к изменениям; развивает профессио- нальную жизнеспособность Тестирование, анализ диагностических карт Професси ональный рост Ставит цели, планирует, организует свой индивидуальный процесс образования; развивает навыки самообразования Разрабатывает личностную самообразо- вательную программу; ведет методическую работу Развивает личностную рефлексию; способен к деятельности тьютора Тестирование, самообразование, построение акмеограмм Инноваци онная мобильно сть Поощряет независимые суждения; видит риски и барьеры в процессе изменений; применяет проектные методики Варьирует содержание и объем информации; использует потенциал консультантов и экспертов, развивает инновационные технологии Строит систему непрерывных изменений; находит возможность интеграции с другими образовательными и необразовательными системами; транслирует собственные технологии Экспертиза, анализ ситуации, беседа, анализ образовательных проектов

Таксономия Б. Блума принята в США в национальном масштабе и содержит следующие уровни владения знаниями: Знание: конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д. Понимание: фактов, правил, принципов; объяснение, интерпретация и экстраполяция знаний; описание возможных следствий из имеющихся данных. Применение: использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов и теорий в конкретных практических ситуациях. Анализ: умение выделять неявные предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и следствиями, оценивать значимость данных. Синтез: разработка планов и возможной системы действий; получение абстрактных отношений; использование знаний из разных отраслей, чтобы составить план решения проблемы. Оценка: оценивание логики построения материала, соответствия выводов имеющимся данным, значимости продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

Компетенции, выявляемые в ходе Аналитическая Инновационная мобильность Социальная КоммуникативнаяИсследовательская ПрогностическаяИнформационно-коммуникационная