Технології менеджменту знань: КУРСОВАЯ РАБОТА 2 д.т.н. Валькман Юрий Роландович, зав. отд. распределенных интеллектуальных систем Международного научно-учебного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Когнитивное Моделирование Проблем и Анализ Ситуаций.
Advertisements

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛЕКЦИЯ (С): Доц., к.т.н. Шкаберин В.А. Брянский государственный технический университет Кафедра «Компьютерные технологии.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
1 Тема 1. Введение в технологии обработки информации Лекция 2 Особенности визуального мышления.
Доклад на тему «Создание онтологической базы знаний рекрутинговой системы» Подготовил : Нифталиев В.Э. Руководитель: Привалов М.В.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
ПРИМЕНЕНИЕ ОНТОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ТЕСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ Малиновский В.П. (МЭИ)
Экспертные системы (ЭС). Характеристика и назначение. Лекция 1.
Ментальная карта как способ визуализации мышления.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Глушкин Александр Представляет. Графические и табличные информационные модели Презентация.
Выполнил ученик 11-А класса Караченцев Егор. Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей или ассоциативная карта, способ изображения.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
Южаков Владимир Андреевич Лекция 1 Теория информационных процессов и систем.
Транксрипт:

Технології менеджменту знань: КУРСОВАЯ РАБОТА 2 д.т.н. Валькман Юрий Роландович, зав. отд. распределенных интеллектуальных систем Международного научно-учебного Центра информационных технологий и систем Киев,

Вы мне скажите – я забуду, Покажите – я запомню, Дайте сделать самому – я научусь. Древний китаец, II век до нашей эры

П О С Т Р О И Т Ь для некоторой Предметной области и некоторой Проблемной области: 1. «Карту Ума» 2. ОНТОЛОГИЮ 3. Когнитивную модель

1. «Карта Ума»

ассоциативные сети И-карты - это ассоциативные сети (графы), отражающие основные идеи и их взаимосвязи с другими, идеями, понятиями и объектами. Это визуальные структуры, которые помогают понять связь понятий ( частично из Т. Busen). 1. «Кары ума», Интеллект-карты (Mind maps) Онтологическое мышление и визуальные онтологии

Инструмент Mind Map: настолько, что у него нет даже устоявшегося русского названия. Обычно его называют интеллект-картами, картами памяти, сознания или мозга, и даже ментальными картами. Довольно громоздкие и не удобные имена, в которых, что самое главное, не четко передается суть понятия (мне в них слышатся какие-то анатомические оттенки: вот тут левое полушарие, тут правое, а тут мозжечок… :) А ведь это, если максимально упростить, картинки, изображающие понятия и логические связи между ними. Можно было бы сказать карты понятий, но тоже звучит громоздко, а вот карты мыслей проще. Ну и, следуя по традиции словообразования в русском языке: мысли карты! Довольно громоздкие и не удобные имена, в которых, что самое главное, не четко передается суть понятия (мне в них слышатся какие-то анатомические оттенки: вот тут левое полушарие, тут правое, а тут мозжечок… :) А ведь это, если максимально упростить, картинки, изображающие понятия и логические связи между ними. Можно было бы сказать карты понятий, но тоже звучит громоздко, а вот карты мыслей проще. Ну и, следуя по традиции словообразования в русском языке: мысли карты!

Мыслекарты помогают лучше осознать какие- то сложные и/или состоящие из многих компонентов системы за счет подключения визуального канала восприятия и, соответственно, образного мышления. Мыслекарты помогают лучше осознать какие- то сложные и/или состоящие из многих компонентов системы за счет подключения визуального канала восприятия и, соответственно, образного мышления. Говорят, что в среднем человек может удерживать в оперативной памяти лишь 7 отдельных объектов. Но это в том случае, если эти объекты слабо связаны в сознании друг с другом. А вот, если добавить ассоциации, то потенциальные возможности работы с ними в уме и запоминания неимоверно расширяются. Говорят, что в среднем человек может удерживать в оперативной памяти лишь 7 отдельных объектов. Но это в том случае, если эти объекты слабо связаны в сознании друг с другом. А вот, если добавить ассоциации, то потенциальные возможности работы с ними в уме и запоминания неимоверно расширяются.

Выразительная сила и-карт LeadingEdge_Website/ L2L/images/LearningPower_MindMap.gif

Рисунок из книги Глаголевой (1925 г)

Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы FreeMind

Данный инструмент не нов. Использовался еще с 70-х годов в создании революционного прорыва в экономике Японии. Тогда это было четыре отдельных способа: Данный инструмент не нов. Использовался еще с 70-х годов в создании революционного прорыва в экономике Японии. Тогда это было четыре отдельных способа: диаграмма связей диаграмма связей древовидная диаграмма древовидная диаграмма диаграмма Исикавыдиаграмма Исикавы диаграмма осуществления деятельности диаграмма осуществления деятельности Потом применялись: Потом применялись: матрица связей матрица связей диаграмма Ганта (план-график работ).диаграмма Ганта (план-график работ). В настоящее время Э. Голдратт предлагает еще несколько более громоздких способов: В настоящее время Э. Голдратт предлагает еще несколько более громоздких способов: деревья текущей и будущей реальности деревья текущей и будущей реальности грозовая туча грозовая туча Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления». Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Области применения Области применения обучение конспектирование лекций конспектирование книг подготовка материала по определенной теме решение творческих задач мозговой штурм презентации планирование и разработка проектов разной сложности сложности составление списков дел общение проведение тренингов развитие интеллектуальных способностей решение личных проблем

Правила построения диаграмм связей Правила построения диаграмм связей Чем больше лист тем лучше. Минимум A4. Чем больше лист тем лучше. Минимум A4. Расположить горизонтально. Расположить горизонтально. В центре располагается образ всей В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания. проблемы/задачи/области знания. От центра исходят толстые основные ветви с От центра исходят толстые основные ветви с подписями они означают главные разделы подписями они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви более тонкие ветви Все ветви подписаны ключевыми словами, Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие заставляющими вспомнить то или иное понятие Использовать желательно печатные буквы Использовать желательно печатные буквы Желательно использовать как можно более Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию форма, разнообразную визуальную декорацию форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки цвет, объём, шрифт, стрелки, значки Важно вырабатывать свой собственный стиль в Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей рисовании диаграмм связей

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Длина линии должна равняться длине слова. Это Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. Варьируйте размер букв и толщину линий в Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. Обязательно используйте разные цвета для основных Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :) Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы А3. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Что важно в и-карте

Тайм-менеджмент праздного человека

Инструмент самоанализа и личностного роста

Хотя в современной теории менеджмента используется общепринятый термин «УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ», более точной является формулировка – УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ/ПРОИЗВОДСТВОМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗНАНИЙ.

1)Объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе 2) Основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей 3) Ветви формируют связанную узловую структуру ПРАВИЛА «хорошей» и-карты

Правило «одного уровня» «Понятия, лежащие на одном уровне иерархии, должны быть однородны». Высота Форма листьев Дерево Ветвь инородно «Типы отношений одного «этажа» должны совпадать»

Ошибка 1: разнородность понятий на всех уровнях

Ошибка 2: нет обобщения

Ошибка 3: отсутствие баланса

Холистические принципы онтологического дизайна (из гештальт психологии) 1. Принцип хорошего гештальта (хорошей формы) или Закон прегнантности (Mакс Вертгеймер) - организация любой структуры в природе или в сознании должна быть настолько хороша (регулярна, полна, сбалансирована или симметрична), насколько позволяют существующие условия.

Закон прегнантности

2. ОНТОЛОГИЯ

Онтологический инжиниринг ядро концепции «управления знаниями». Существуют различные подходы, модели и языки описания данных и знаний. Однако все большую популярность последнее время приобретают онтологии. Существуют различные подходы, модели и языки описания данных и знаний. Однако все большую популярность последнее время приобретают онтологии. Онтология по определению Грубера, есть спецификация концептуализации, формализованное представление основных понятий и связей между ними. Онтология по определению Грубера, есть спецификация концептуализации, формализованное представление основных понятий и связей между ними. Ранее этот философский термин означал учение о бытии, затем он переместился в область точных наук, где полуформализованные концептуальные модели всегда сопутствовали математически строгим определениям. Ранее этот философский термин означал учение о бытии, затем он переместился в область точных наук, где полуформализованные концептуальные модели всегда сопутствовали математически строгим определениям. 2. Определение ОНТОЛОГИИ

Под определение онтологии подпадают многие понятийные структуры: иерархия классов в объектно- иерархия классов в объектно- ориентированном программировании, ориентированном программировании, концептуальные карты (concept maps), концептуальные карты (concept maps), семантические сети, и, конечно же, семантические сети, и, конечно же, знаменитый «слоеный пирог» из знаменитый «слоеный пирог» из логико- лингвистического и логико- лингвистического и ситуационного управления. ситуационного управления. Нам представляется, что можно еще шире трактовать онтологию например, как сценарий или процесс, как нечто структурирующее хаос. Нам представляется, что можно еще шире трактовать онтологию например, как сценарий или процесс, как нечто структурирующее хаос.

Онтология это структурная спецификация некоторой предметной области, ее формализованное представление, которое включает словарь (или имена) указателей на термины предметной области и логические выражения, которые описывают, как они соотносятся друг с другом. часть-целое, класс-подкласс, родитель-потомок Таким образом, онтологии обеспечивают словарь для представления и обмена знаниями о некоторой предметной области и множество связей, установленных между терминами в этом словаре (часть-целое, класс-подкласс, родитель-потомок, и др.).

Прозрачна и логико-лингвистическая суть простейшего алгоритма онтологического инжиниринга: 1)выделение концептов базовых понятий данной предметной области; 2)определение «высоты дерева онтологий» числа уровней абстракции; 3)распределение концептов по уровням; 4)построение связей между концептами определение отношений и взаимодействий базовых понятий; 5)консультации с различными специалистами для исключения противоречий и неточностей.

ПРИМЕРЫ ОНТОЛОГИЙ Онтология менеджмента знаний

Онтологический инжиниринг

Эта диаграмма не выдумана автором. Это результат этапа классификации мозгового штурма, выполненного в далеком 1962 г. по заказу британской фирмы, производящей автомобильные сиденья. Цель мозгового штурма – описать и проанализировать проблему автомобильного сиденья для исследований и разработок, финансируемых компанией. Обратите внимание на черную пунктирную линию, обозначающую связь, нарушающую иерархическую структуру.

Онтологии A C S D H G L B M N R U E W F A CS D H G LB M N RU E W F

Неоднородность глоссария расстояние Темп коллектив Практика время место возраст методы Извлечение знаний Профессио- нальный уровень активность пассивность Контактный уровень интервью Пол Личность Когнитивный уровень возможность Текстологические методы Лингвистика Общий язык Психологи- ческий аспект Гносеологический аспект Концептуальная структура Коммуникативные методы Индивидуаль- ные методы Теоретические аспекты Лекции

Онтология проблемы « Извлечение знаний »

Пример таксономии Методы извлечения знаний Коммуникативные Групповые Индивидуальные Активные Пассивные круглый стол мозговой штурм игры Текстологические анализ документов анализ справочников наблюдение вербальные отчеты лекции интервью анкетирование ролевые игры

Иерархия понятий для слова «минералы»

Предварительная таксономия для репрезентации типов памяти

Гипотетическая структура памяти с трехуровневой иерархией

3. Когнитивная модель (карта)

Впервые понятие «когнитивная карта» было введено американским психологом Э. Толменом в 1948 г. как образ пространственного окружения. Впервые понятие «когнитивная карта» было введено американским психологом Э. Толменом в 1948 г. как образ пространственного окружения. Свои разработки он сформулировал в результате проведения ряда экспериментов над крысами и опубликовал в работе «Когнитивные карты у крыс и человека». Свои разработки он сформулировал в результате проведения ряда экспериментов над крысами и опубликовал в работе «Когнитивные карты у крыс и человека». Суть проводимых им экспериментов заключалась в следующем: голодное животное помещалось у входа в лабиринт, где была спрятана приманка, в то время как исследователя интересовало, какими путями Суть проводимых им экспериментов заключалась в следующем: голодное животное помещалось у входа в лабиринт, где была спрятана приманка, в то время как исследователя интересовало, какими путями крыса будет перемещаться по лабиринту к цели.

Эксперименты показали, что, проходя через лабиринт, крысы постепенно стали направляться к пище незнакомыми кратчайшими путями, т.е., обучались ориентированию. Э. Толмэн объяснил это тем, что при прохождении лабиринта у животного формируется когнитивная карта окружающей обстановки - структура, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, определяющая, какие именно ответные реакции будет осуществлять животное. Эксперименты показали, что, проходя через лабиринт, крысы постепенно стали направляться к пище незнакомыми кратчайшими путями, т.е., обучались ориентированию. Э. Толмэн объяснил это тем, что при прохождении лабиринта у животного формируется когнитивная карта окружающей обстановки - структура, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, определяющая, какие именно ответные реакции будет осуществлять животное.

На основании исследований Э. Толмен предположил наличие когнитивных карт также у человека как формы организации информации об окружающем мире. На основании исследований Э. Толмен предположил наличие когнитивных карт также у человека как формы организации информации об окружающем мире. С течением времени понятие «когнитивная карта» утратило исключительно географический смысл и стало трактоваться как схематичное, упрощенное описание фрагмента картины мира индивида, относящегося (фрагмента) к конкретной проблемной ситуации. С течением времени понятие «когнитивная карта» утратило исключительно географический смысл и стало трактоваться как схематичное, упрощенное описание фрагмента картины мира индивида, относящегося (фрагмента) к конкретной проблемной ситуации.

III. КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Когнитивная карта (субъективное представление о ситуации) Факты, события, понятия, признаки Причинно-следственные связи Гипотезы о движущих силах проблемы или ситуации

Что такое когнитивная карта ? Когнитивная карта - это представление пользователя о ситуации в виде элементарных семантических категорий, связанных отношениями Семантическая категория - это признаки, факты, события, понятия, имеющие отношение к конкретной ситуации Отношения - это причинно- следственные связи между семантическими категориями

Кто строит когнитивную модель ? Когнитивную модель строят системный аналитик и эксперт в области исследуемой проблемы или эксперт-аналитик в одном лице ЭКСПЕРТ АНАЛИТИК = ЭКСПЕРТ- АНАЛИТИК

Как построить когнитивную модель ? Выделить факторы исследуемой ситуации Установить связи между факторами

Как построить когнитивную модель ? Выделить факторы исследуемой ситуации Пользователь определяет цель построения модели Хочу открыть бизнес по прокату автомобилей ! Из хаоса мира пользователь выделяет факторы, участвующие с его точки зрения в процессах исследуемой ситуации ФАКТОРЫ: 1. Спрос на прокат 2. Тариф на прокат 3. Уровень конкуренции 4. Стоимость автомобиля 5. Спрос на автомобили 6. Уровень доходов населения 7. Доходы от бизнеса 8. Спрос на транспортные услуги 9. Тарифы на транспортные услуги 10. Уровень безработицы 11. Развитость малого бизнеса

Как построить когнитивную модель ? Установление связей между факторами Пользователь определяет связи между факторами в соответствии со своими знаниями и здравым смыслом ФАКТОРЫ: 1. Спрос на прокат 2. Тариф на прокат 3. Уровень конкуренции 4. Стоимость автомобиля 5. Спрос на автомобили 6. Уровень доходов населения 7. Доходы от бизнеса 8. Спрос на транспортные услуги 9. Тарифы на транспортные услуги 10. Уровень безработицы 11. Развитость малого бизнеса Связи бывают положительные и отрицательные При положительной связи увеличение значения фактора приводит к увеличению значения связанного с ним фактора. При отрицательной связи увеличение значения фактора приводит к уменьшению значения связанного с ним фактора.

Как построить когнитивную модель ? Установление связей между факторами Когнитивная карта представляется в виде структурной схемы (ориентированного знакового графа) 1. Спрос на прокат 2. Тариф на прокат 3. Уровень конкуренции 4. Стоимость автомобиля 5. Спрос на автомобили 6. Уровень доходов населения 7. Доходы от бизнеса 9. Тарифы на транспортные услуги 10. Уровень безработицы 11. Развитость малого бизнеса 8. Спрос на транспортные услуги

ПРИМЕР КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ НЕКОТОРОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Причинно-следственный граф представляет собой упрощенную субъективную модель функциональной организации наблюдаемой системы и является «сырым» материалом для дальнейших исследований и преобразований – когнитивного моделирования.

Когнитивная карта продаж (по роману О.Генри «Короли и капуста»)

ПРОЦЕССНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Когнитивная карта депрессии Пусть самооценка больного по каким-то причинам снизилась. Это ведет к усилению депрессии (связь имеет отрицательный знак). Усиление депрессии снижает возмож- ность справиться с ситуацией самостоятельно, следовательно, увеличивается потреб- ность в посторонней помощи, что в свою очередь еще больше снижает самооценку. Процесс повторяется снова и снова. Дела явно движутся в нежелательном направле- нии. Чтобы найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, необходимо скоррек- тировать картину мира. Следует убедить больного в том, что помощь других свиде- тельствует о любви к нему друзей и родственников, поэтому эта помощь должна по- вышать его самооценку, а знак соответствующей причинной связи становиться поло- жительным. В этом случае рассмотренная выше петля дает надежду, что со временем ситуация выровняется случайное снижение самооценки благодаря действию петли будет компенсировано.

Дуга (Q, P) имеет знак « + », так как улучшение окружающей среды ведет к увеличению числа жителей, а ухудшение состояния окружающей среды вызывает отток населения. Дуга (U, Q) имеет знак «-», так как увеличение потребления энергии ухудшает состояние окружающей среды, а уменьшение потребления энергии благотворно сказывается на ее состоянии. Дуга (P, U) имеет знак « + » ввиду того, что рост числа жителей вызывает увеличение потребления энергии и, наоборот, уменьшение населения приводит к падению потребления энергии. Когнитивная карта для анализа проблемы потребления электроэнергии в регионе (факторы: F, J, P, Q, R, С, U )

Рассмотрим взаимодействие факторов в контуре Р, U, Q, Р. Предположим, что численность населения возросла. Это приведет к увеличению потребления энергии и, следовательно, ухудшит состояние окружающей среды, что в свою очередь приведет к уменьшению числа жителей. Таким образом, влияние импульса в вершине Р будет компенсироваться действием контура Р, U, Q, P, и поведение системы стабилизируется. Три фактора Р, U, Q образуют контур, противодействующий отклонению. В контуре U, С, F все дуги со знаком «+», и легко видеть, что увеличение (уменьшение) любой переменной в этом контуре будет усилено.

Когнитивная карта эксперта по британской политике в Персии 1918 г.

Обозначения: знак «+» положительное отношение, знак «» отрицательное, нуль безразличное (нет отношения), знак © безразличное или положительное, знак 0 безразличное или отрицательное; АА политика, основанная на полном уходе Великобритании из Персии; АВ отход войск из северо-западных районов; АС вероятность серьезных волнений в северо-западных районах; AD степень беспорядков; АК присутствие Бахтияри; AF сохранение роли англо-персидской нефтяной компании; AG наличие телеграфной связи; АН вероятность участия в проблемах Персии большевиков; AI симпатии населения Персии к большевикам; AJ степень безопасности в Персии; АК вымогательство в торговых караванах; AL влияние племенных отношений; AM устранение прогрессивных руководителей; AN реальная власть руководителей Персии; АО учреждение конституции Персии;

АР слабость шахского семейства; AQ способность правительства Персии поддерживать порядок; AR отсутствие прогрессивных элементов в партиях Персии (- нет прогрессивных элементов); AS возможность контроля прогрессивных элементов близкими; AT сила прогрессивных элементов; AU политическое примирение с Персией; AV отмена договора с Россией 1907 г.; AW пересмотр таможенных тарифов; АХ наличие согласия в обществе; AY степень готовности Персии идти путем независимого развития; AZ степень британского вмешательства в дела Персии; ВА современная политика вмешательства в дела Персии; ВВ возможность персов непрерывно получать небольшие субсидии; ВС величина долга Персии Великобритании; BD способность Великобритании оказывать на Персию давление.

1 влияние диссидентов; 2 степень угрозы; 3 централизация управления; 4 ресурсы, выделяемые на оборону; 5 уровень лишений; 6 гражданские свободы; 7 давление в пользу реформ; 8 темп потребления ресурсов; КОГНИТИВНАЯ КАРТА СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СТРАНЫ (К. САЙД) Исследовалась динамика экономического роста типичной развивающейся страны и политическая нестабильность, связанная с борьбой за власть правительства и диссидентов. 9 уровень жизни населения; 10 ресурсы для экономической активности; 11 темп экономического роста; 12 общие ресурсы.

ДОПОЛНЕНИЕ 4. Концептуальные графы (Concept mapping)

Пример концептуального графа ( Concept mapping ) §Узлы графа - концепты (понятия) Стрелки – поименованные отношения между ними §Четко обозначена иерархия §Перекрестные связи по возможности исключены

Пример концептуального графа

Семантическая обработка сточки зрения теории распространения активации

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА СЕМАНТИКАПРАГМАТИКА СИНТАКСИС СЕМИОТИКА Треугольники Г. Фреге

СЕМИОТИКА Треугольники Г. Фреге

ВЕРБАЛЬНЫЕ СЕТИ Важную особенность языкового механизма составляют межсловесные («межлогогенные») связи. Включение во множество структурных связей с другими словами кардинальная особенность «материализации» семантики слова в когнитивной сфере субъекта. Совокупность множества межсловесных связей образует так называемую вербальную сеть (паутину). Вербальная сеть - психофизиологическое образование, вырабатываемое в детстве (при усвоении новых языков - в любом возрасте) и затем стабильно существующее в мозге человека в течение его жизни. Все известные человеку слова включаются в форме логогенов в ее структуру. Объединяясь множественными «межлогогенными», межсловесными связями, логогены становятся образующими элементами, «узлами» вербальной сети. Обнаруживается, что на пространстве вербальной сети складываются зоны сгущения и разрежения, своего рода семантические поля (кластеры), объединяющие семантически связанные слова

Связи слова в сети не ограничиваются бинарными или даже множественными ассоциациями. Слова языка (и, соответственно, логогены) при накоплении языкового опыта классифицируются и образуют в вербальной сфере классы, сформированные по разным основаниям: логическому (например, окружающие объекты классифицируются на живые и неживые), практическому опыту (предметы, относящиеся к одежде, обуви, домашним принадлежностям), языковые (существительные, глаголы, определения), по эмоциональному (любимый нелюбимый, веселый печальный), мнемоническому (речка купанье). Круг явлений, связанных по мнемоническому основанию, может быть неограниченно широк. В него входят словесные связи, соответствующие пережитым ситуациям, заученные на память тексты, разного рода словесные клише и т.д. Всем этим классификациям соответствует физиологическая организация, связанность слов, принадлежащих к одному классу. По нашему предположению, те взаимоотношения понятий, которые обнаруживаются в психосемантических экспериментах (семантические пространства Ч. Осгуда, репертуарные решетки конструктов Келли и т. д. ), также основаны на предшествующем опыте, закрепленном в структурах вербальной сети.

Основные типы отношений §Родо-видовые (АКО A-kind-of, "класс - подкласс", "элемент- множество", «роза- это цветок», «ЭТО», «НАПРИМЕР»), §связи типа «часть – целое», «имеет частью» и т.п., §функциональные связи (определяемые обычно глаголами: производит, влияет...), §атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение), §причинно-следственные (если-то) §количественные (больше, меньше, равно...), §пространственные (далеко от, близко от, за, над...), §временные (раньше, позже, в течение...), §логические связи (и, или, не), §лингвистические связи (синонимия, антонимия) и др.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ТВОРЧЕСКИХУСПЕХОВ!