Средства речевой выразительности Задание А 3. Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А 3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства речевой выразительности Задание А3. Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота.
Advertisements

Средства речевой выразительности Задание А3. Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения.
Автор: Брюханова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории МБОУ-СОШ с. Новосельское Аркадакского района.
Теоретический материал ГИА А3. употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме.
Художественные средства языка Подготовила:. Метафора Метафора-слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголом или существительным. Примеры:
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Подготовка к ГИА А 9 Класс
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Подготовка к ГИА 9 Класс Средства выразительности.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : Средства художественной выразительности.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Транксрипт:

Средства речевой выразительности Задание А3

Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.

Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота Антитеза Анафора Параллелизм Градация Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Метонимия Лексика разговорного стиля Лексический повтор Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы

Метафора Это скрытое сравнение, слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола Преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.

Литота Преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.

Анафора Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…

Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например: Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна?

Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!

Перифраз Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Метонимия Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли)

Лексика разговорного стиля Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный

Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Однокоренные слова Слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй

Оксюморон Сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши

Образцы заданий Образцы взяты из контрольно- тренировочных тестов

1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1. Кормили плохо, вечно хотелось есть. 2. Утка была некрупная, молодая. 3. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1. Кормили плохо, вечно хотелось есть. 2. Утка была некрупная, молодая. 3. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. 1. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? 2. Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! 3. - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? 4. Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. 1. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? 2. Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! 3. - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? 4. Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. 1. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. 1. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1. Гипербола 2. Метафора 3. Антитеза 4. Сравнительный оборот

4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1. Гипербола 2. Метафора 3. Антитеза 4. Сравнительный оборот

5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1. Эпитет 2. Олицетворение 3. Синтаксический параллелизм 4. Фразеологизмы

5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1. Эпитет 2. Олицетворение 3. Синтаксический параллелизм 4. Фразеологизмы

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». 1. Лексический повтор 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Метафора

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». 1. Лексический повтор 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Метафора

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». 1. Лексика разговорного стиля 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Гипербола

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». 1. Лексика разговорного стиля 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Гипербола

Ответы Задание Задание Задание Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)

Послесловие Желаю сдать экзамен на «5»!