Способы включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность январь 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Advertisements

Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Требования к освоению новых стандартов: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
О подходах к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Крылова Светлана.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
С ИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Система развивающего обучения (РО) нацелена на формирование и развитие теоретического мышления (способность к.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Разработчики: Ямбаршева Светлана Владимировна Клопова Галина Александровна ГО Карпинск МБОУ СОШ 6.
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте».
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Транксрипт:

Способы включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность январь 2013 года

Способы включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность 1. Взаимоконтроль во время устного опроса. Метапредметные результаты: -готовность слушать собеседника и вести диалог; -излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Вид контроля: текущий. Форма контроля: устный опрос (фронтальный) Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: условные знаки согласия/несогласия (карточки, показывающие «+» или «-», светофоры и т.п.) Условия: систематическое использование приема при проведении фронтальных опросов. На уроках учитель с обучающимися принимают правило совместной деятельности – слушать друг друга. Для того чтобы показать, что мы слышим и понимаем друг друга, нужно научиться выражать свое согласие или несогласие с ответами одноклассников. Знаки выбираются совместно с учениками.

2. Комментирование устных ответов. Метапредметные результаты: -готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -осуществлять пошаговый контроль. Вид контроля: текущий. Форма контроля: устный опрос (индивидуальный) Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: карта оценки устного высказывания. Условия: включение учащихся в коллективно-распределительную деятельность на уроках. Данный прием используется в тех случаях, когда от ребенка требуется развернутое речевое высказывание или рассуждение по алгоритму. Требования к речевым высказываниям должны быть предложены учащимся заранее, например в «речевых картах», в которых будут представлены критерии оценивания ответов. Данный прием включает несколько этапов: ответ учащегося, индивидуальное заполнение «речевых карт» всеми учениками класса, обсуждение полученных результатов. Выход на учебный диалог обязателен, так как итоговая оценка ответа ученика появляется в ходе коллективного обсуждения.

3. Взаимное рецензирование творческих работ. Метапредметные результаты: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -освоение начальных форм личностной рефлексии. Вид контроля: текущий. Форма контроля: индивидуальное собеседование. Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа. Способы фиксации оценки: словесная самооценка. Условия: прием используется в работе с детьми с неадекватно- завышенной самооценкой. Прием является разновидностью комментирования, в основу этого приема положена психологическая особенность младших школьников замечать отрицательные стороны чужой работы, отказываясь при этом видеть недостатки своей.

4. Взаимопроверка в ходе освоения алгоритмов учебных действий. Метапредметные результаты: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять пошаговый контроль; -умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -овладение базовыми предметными и мета предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Вид контроля: текущий. Форма контроля: устный опрос. Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки. Способы фиксации оценки: условные знак для проведения взаимооценки (линеечки успеха и т.п.) Условия: проводится в рамках парной работы, наличие алгоритма и достаточный уровень его освоения. Прием включает несколько этапов: распределение ролей, выполнение действия по алгоритму одним из учеников, осуществление пошагового контроля и выставление оценки вторым учеником, смена ролей.

5. Использование заданий- «ловушек». Метапредметные результаты: -овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Вид контроля: текущий. Форма контроля: устный опрос, письменное задание (упражнение). Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: знак «ловушка». Условия: систематическое использование приема с целью определения уровня понимания изучаемого материала. Наблюдение за детьми, выполняющими задания, в которых есть «ловушки», позволяет учителю определить уровень освоения учебного материала.

6. Ситуация успеха. Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Вид контроля: текущий. Форма контроля: письменная работа (классная). Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: подчеркивание зеленым положительных результатов, словесное поощрение. Условия: прием используется при работе с первоклассниками. При оценке письменных работ учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила. Затем устно отмечает индивидуальные достижения, подтверждая или создавая положительную общую самооценку первоклассника, снимая страх перед оцениванием.

7. Ретроспективная самооценка письменных работ. Метапредметные результаты: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. Вид контроля: текущий, тематический. Форма контроля: письменные работы (классные и домашние), самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы и др. Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: линеечки и лесенки успеха, знаки «+» и «-», аналитические таблицы и т.п. Условия: обязательное наличие эталона при проведении проверки, критерии оценивания (предложенные учителем или выработанные коллективно), систематическое применение. Работа с «линеечкой успеха» включает несколько этапов: учитель проверяет письменную работу, исправляя ошибки, на полях рисует «линеечку успеха», затем ученикам предлагается оценить себя, учитель либо соглашается с самооценкой, обводя крестик, поставленный ребенком, либо корректирует выставляя свой вариант.

8. Прием «Проверь себя». Метапредметные результаты: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Вид контроля: текущий, тематический. Форма контроля: письменные работы (классные и домашние), самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы и др. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: положительное оценивание исправленных ошибок может быть в словесном или цифровом выражении. Условия: предоставление учащимся на уроке времени для осуществления самоконтроля, систематическое использование приема. В конце урока, на котором учащиеся выполняли письменную работу, выделяется время для проверки работы. Самостоятельное исправление ошибок поощряется.

Могут использоваться и другие формы выражения оценки. Правописание безударных гласных в корне слова Дата ОрфограммаОбщее количество слов Количество правильных написаний Количест во ошибок Оценка Самооцен ка 13.10Безударные гласные в корне слова 725 не справ Безударные гласные в корне слова 1073 справ.

9. Прогностическая самооценка. Метапредметные результаты: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Вид контроля: текущий, тематический. Форма контроля: письменные работы (классные и домашние), самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы и др. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: условные знаки «+», «-», «!», «?» и т.п. Условия: способность к осуществлению ретроспективной самооценки. Прогностическая самооценка формируется у младшего школьника на основе ретроспективной самооценки. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает оценить свои возможности. Прогностическую самооценку целесообразно сопровождать ретроспективной самооценкой, сравнение двух самооценок позволяет учащимся адекватно оценивать свои возможности.

10. Гибкая система балльной оценки. Метапредметные результаты: -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; -определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Вид контроля: текущий, тематический. Форма контроля: письменные работы (классные и домашние), самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы и др. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: нефиксированная балльная шкала. Условия: наличие эталона, критериев и показателей (в том числе вырабатываемых коллективно).

11. Определение трудности задания. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. Вид контроля: текущий, тематический. Форма контроля: письменные работы (классные и домашние), самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы и др. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: условные знаки «Л» – легко, «Т» – трудно, «С» – сомневаюсь, что все выполнено правильно, «Н» – не знаю, как выполнить задание. Условия: достаточный уровень освоения ретроспективной и прогностической самооценки.

12. Прием «Праздник успеха» Личностные и метапредметные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. Вид контроля: тематический. Форма контроля: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, творческие работы, тестовые испытания и др. Тип урока: урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: «линеечка (лесенка) успеха», гибкая система балльной оценки и т.п. Условия: критериальный подход, периодичность проведения, самооценка ученика на основе сравнения своих результатов со своими результатами, полученными ранее, оценка динамики учебных достижений. Прием повторного написания самостоятельных и контрольных работ через достаточно большой промежуток времени (месяц или четверть). Сравнение качества выполнения позволяет ученику увидеть уровень своего продвижения и поверить в себя.

13. Составление проверочных заданий. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Вид контроля: тематический. Форма контроля: самостоятельная работа. Тип урока: урок контроля и оценки, урок рефлексии. Способы фиксации оценки: гибкая система балльной оценки. Условия: владение алгоритмом проверяемого действия.

14. Заполнение «Дневника достижений» Личностные и метапредметные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. Вид контроля: тематический. Форма контроля: определение итоговой оценки на основе накопленной оценки. Тип урока: урок рефлексии. Способы фиксации оценки: «линеечка (лесенка) успеха», гибкая система балльной оценки. Условия: перечень критериев оценки (планируемых результатов), понятых учащимися; наличие нескольких самостоятельных и контрольных работ, обеспечивающих проверку определенных результатов, индивидуальный подход. Работа с дневником достижений проводится в конце четверти и учебного года.

Умение учиться не может быть сформировано у человека, который полностью зависит от внешней оценки, не приучен анализировать, контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.