Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе ДОУ – школа I ступени. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Advertisements

О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Транксрипт:

Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе ДОУ – школа I ступени. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете федеральных государственных образовательных стандартов Практический семинар Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе ДОУ – школа I ступени. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете федеральных государственных образовательных стандартов Поротикова Г.И. зам. директора по УВР МОУ СОШ 3 г.Светлый Февраль 2011 г.

Миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурой модернизации России Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурой модернизации России Формирование основ умения учиться Формирование основ умения учиться Духовно-нравственное развитие и воспитание Духовно-нравственное развитие и воспитание Укрепление физического и духовного здоровья Укрепление физического и духовного здоровья

Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества консолидация общества в условиях роста его разнообразия; консолидация общества в условиях роста его разнообразия; повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества; повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества; формирование гражданской идентичности личности; формирование гражданской идентичности личности; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; конкурентоспособность личности, общества и государства. конкурентоспособность личности, общества и государства.

Декларация прав ребенка (принята ООН ) Конвенция о правах ребенка (принята ООН ) Конституция РФ (принята ) – статьи 2,13 ч.5, 17 ч.3, 29 ч.2, 55 ч.3. Уголовный кодекс РФ – статьи 239,282 Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ( ). Закон РФ «Об образовании» (принят ). Письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» ( 47/20-11 п от ). Письмо МО РФ «О соблюдении законодательства РФ о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений» ( /17-22 от ).

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Программа духовно- нравственного развития Фундаменталь- ное ядро содержания образования Программа формирования универсальных учебных действий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемые результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода у МЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙуМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ А в т о р с к и е п р о г р а м м ы и У М К Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства Базисный учебный план Программа формирования культуры здорово- го и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы

Планируемые результаты. три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ДЕТСТВО признается важным этапом жизни человека и устанавливается приоритетность принципа подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания в них высоких гражданских качеств Проблема духовно-нравственного воспитания школьников с каждым моментом назревает неотвратимо.

В условиях социальной нестабильности, отсутствия идеологической доктрины в государстве налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. Таким образом, в социальном плане выбранная проблема более чем современна и своевременна.

Учитель должен противостоять этому, для того чтобы на смену лозунгу «служить обществу» не пришел призыв «служить только себе». Необходима мудрая, тонкая работа учителя, чтобы сбалансировать эти две тенденции. Ориентируясь на что? На вечное, общечеловеческие нормы морали; на тот ценный отечественный идеологический опыт, который есть в России и оправдал себя на практике: опыт Сухомлинского В. А., Макаренко А. С.

выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно- нравственного развития современного школьника; диагностика и анализ уровня духовно- нравственного развития школьников; представление опыта духовно- нравственного воспитания, сложившегося в школе; корректировка подходов и технологий духовно-нравственного воспитания школьника.

Составляющие технологии при определении темы семинара были следующими:

В Толковом словаре Д. Н. Ушакова читаем: «Духовность – … стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». Но есть и идеологическая точка зрения, которая не мыслит развитие духовности без приобщения к религии, без служения Богу. Школа – светское учреждение, следовательно, безрелигиозное. Таким образом, духовность мы рассматриваем как проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств.

Воспитание – это передача и усвоение подрастающим поколением социального опыта, культуры. Приоритетное направление работы начальной школы: творческое развитие ребенка, целенаправленное развитие памяти, внимания, логического и образного мышления; СПОСОБСТВОВАНИЕ правильному пониманию основ русской культуры и искусства через знакамство с образами классической литературы, фольклора, музыки, прикладного искусства в их историческом развитии.

ФГОС включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО); к структуре ООП НОО; к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

Универсальные учебные действия В широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Учебная деятельность Компоненты УД: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции УУД Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства, контролировать и оценивать процесс и результаты; Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности непрерывному образованию.

Виды УУД Личностные - обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях ; Регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности ; Познавательные - обеспечивают успешность различных интеллектуальных операций ; Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение строить продуктивное взаимодействие.

Влияние литературного чтения на духовно- нравственное воспитание учащихся начальных классов Учителя начальных классов МОУ СОШ 3 считают, что свободное владение родным языком - надёжная основа каждого российского гражданина в его жизни, труде, творческой деятельности. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. На уроках русского языка и литературного чтения учителями школы постоянно проводится работа по развитию речи.

Упражнения аналитического характера по готовому тексту. Упражнения аналитико- речевого характера по готовому тексту. Упражнения на переработку готового текста. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного. Упражнения тренирующие учащихся в создании своего текста. Разработка системы упражнений - важнейшее условие повышения действенности обучения

Воспитание духовной культуры на уроках литературного чтения 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

Духовная культура нашего общества не может обойтись без использования слов: Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность. Основным средством воспитательного воздействия на уроке литературного чтения остается слово учителя, а также слово писателя, поэтому необходимо отводить важную роль выразительному чтению художественного текста.

Курс «Истоки»

происходит знакамство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

Во 2-м классе происходит знакамство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

осуществляется знакамство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание.

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Иностранный язык сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакамства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Обществознание и естествознание (окружающий мир) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основы духовно-нравственной культуры народов России готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакамство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Образовательная область «Искусство». 1) Изобразительное искусство сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством ;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

2) Музыка сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Технология получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Физическая культура формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

Ресурсы 1. Материалы семинара КОИРО. Логиновой О.Б. (слайды 4,6,47,48,49) г. 2. Материалы Панковой О.Б. заместителя директора ГОУ Прогимназия 1729 Департамента образования города Москвы