Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Горнева Т.В., учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Калеева Н.Г., учитель начальных классов.
Advertisements

Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Подготовила: учитель начальных классов Макарова И.Н.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
С Автор программы: Чиндилова О.В., доцент АПК и ППРО 1.
ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Новоузенска Саратовской области»
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Горнева Т.В., учитель начальных классов МОУ «Шугозерская СОШ»

«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная»

Осмысленное чтение связано с пониманием

Уровни понимания текста

Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс О риентироваться в учебнике: -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Ориентироваться в учебнике: - определять круг своего незнания. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу- дет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Ориентироваться в учебнике: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др. Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Составлять простой план. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ., Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

Технология продуктивного чтения. I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Прочитайте заголовок текста. - О чём может идти в нём речь? - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто герои? И др. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. - Какие чувства испытали? - Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста? 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Читаем и спрашиваем. Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2. Ученики объединяются в пары. 3. Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4. Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение – сравнение. Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. 1. Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу. Общие черты Различные черты

Работа с текстом задачи на уроках математики. - Прочитайте условие. - Прочитайте вопрос. - Что показывает каждое число в задаче. - Может ли быть такая ситуация в жизни. - Нарисуйте схему или чертёж к задаче. - По рисунку повторите задачу. - Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос. - Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа перечитайте вопрос задачи.

Приём «Работа с вопросником» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы. Описание приема. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.

«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».