Автор: Бакус Людмила Робертовна, учитель физии МБОУ СОШ 8 г.Конаково.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Advertisements

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Представление опыта педагогического мастерства учителя географии высшей квалификационной категории, Почетного работника общего образования РФ Магистра.
1 Формирование познавательного интереса на уроках физики Учитель физики Чимченко И.Ю.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики Выполнила учитель физики МБОУ «Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 2» Терешонок.
Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике Учитель физики МОУ Нащёкинской СОШ Матюшин С.И.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ФИЗИКИ Андреева Ольга Владимировна МБОУ СОШ 2 г. Ишимбай.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Выполнила : учитель физики МОУ Русская гимназия Ломакина Л. Б.
Выполнила Гавриленко Елена Михайловна учитель биологии МОБУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников Презентация учителя Фёдоровой Г.А.
Использование проблемного метода и роль проблемных ситуаций при обучении иностранному языку Магистрант Кафедры английского языкознания Тимофеева Юлия Владимировна.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Старый Оскол, 2012 год МОУ СОШ 34 с углубленным изучением отдельных предметов.
Подъемная сила крыла Истина – это то, что выдерживает проверку опытом.
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Круговорот воды в природе коллективный творческий проект учащихся 1 А класса МАОУ СОШ 14 Руководитель проекта : С. В. Колычева г. Тюмень 2011 г.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Транксрипт:

Автор: Бакус Людмила Робертовна, учитель физии МБОУ СОШ 8 г.Конаково

Этот учебный предмет создаёт у учащихся представление о научной картине мира о физике как основе научно-технического прогресса показывает гуманистическую сущность научных знаний подчёркивает нравственную ценность знаний формирует творческие способности мировоззрение способствует воспитанию личности

обучение учащихся на базовом уровне и формирование коммуникативных компетентностей и компетентностей личностного самосовершенствования через развитие познавательных интересов творческого отношения к делу самостоятельному поиску знаний совершенствованию умений применять их на практике ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ

Причины снижения интереса учащихся к изучению физики Общий принцип гуманитаризации образования Недостаток сведений о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности Физика - одна из самых сложных для изучения дисциплин Установившееся представление о физике только как о двигателе технического прогресса

В современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем. возрастает мировоззренческая роль физики, т.к. современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей

Активность Позитивные эмоциональные реакции Познавательный интерес учащихся Вопросы учителю Чтение дополнительной литературы Внимание Домашние экспериментальные задания Творческие задания Исследовательские задания

Высокий уровень – основан на волевом компоненте. Характерен для старшеклассников Средний уровень – основан на интеллектуальном компоненте. Характерен для подростков. Элементарный уровень – основан на эмоциональном компоненте. Характерен для младших школьников.

через содержание физических знаний через деятельность учеников на уроке, во внеурочной и внеклассной работе через отношения учитель-ученик и ученик- ученик

Красота и логическая стройность физических теорий и физического «языка» Возможность проверки теории экспериментом и прогнозирование явлений и опытов Эстетические переживания при демонстрации опытов и физических явлений Элементы новизны и неожиданности многих выводов из полученных закономерностей, результатов решения задач и при выполнения лаб. работ. Жизненная и социально - практическая значимость содержания материала и предмета «физика»

направлены на развитие и поддержание интереса учащихся. Раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы Воздействие на эмоции и чувства учащихся Эффективность приёмов связана с двумя факторами

Интересная справка: При обучении учащихся-гуманитариев, опираясь на их сложившийся интерес к литературе, можно достичь более высоких результатов в усвоении физики. Довольно распространённое мнение «не распыляться и сосредоточится на изучении точных наук» опровергается исследованиями профессора В.Ф.Ноздрёва, обобщившего в сборнике «Музы в храме науки» поэтическое наследие 55 отечественных учёных. Занятия литературой дают «сильное развитие фантазии, образности мышления, что является необходимым фактором работы учёного в науке»

Идея не нова, но на практике она реализуется не часто Слабая методическая разработанность Почти полное отсутствие пособий с подборками фрагментов из литературных произведений, имеющих отношение к содержанию школьного курса физики. Искусство положительно влияет на эмоциональное восприятие человека. Воздействуя на эмоциональную сферу личности, можно стимулировать её творческую активность

Разработка представляет новый тип дидактического материала в виде вопросов и задач по физике. «Дети капитана Гранта» - роман географический, в котором яркими красками изображена природа, растительный и животный мир земного шара. Особенность этого научно-приключенческого романа состоит в сочетании увлекательного сюжета и познавательных сведений. Многие страницы романа «Дети капитана Гранта» содержат интересные факты, описания тех или иных физических явлений природы, отражают или по-новому раскрывают уже известные физические понятия, явления и законы Я создала, так называемые, «познавательные страницы» из фрагментов романа. В них отражены те или иные физические явления. Эти отрывки служат своеобразным условием для сформулированных к ним физических вопросов и задач.

Решение задач помогает мне сделать уроки интересными и эмоциональными, способствует созданию и развитию познавательного интереса учащихся на уроках физики в 7-8 классах, помогает им лучше понять физику и расширить свой культурный кругозор, способствует реализации межпредметных связей. Разработка составлена по теме«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» курса физики 7 класса. Фрагменты объединены в части: «Южная Америка», «Австралия», «Тихий океан через Новую Зеландию». Разработка выполнена в бумажном и в электронном виде. Компьютерная презентация имеет приложение из видеофрагментов художественных фильма « В поисках капитана Гранта»(Одесская киностудия, 1985 г.)

Переход через Кордильеры 1.«И надо было, видеть какой красивый вид имели мулы в богатой сбруе, с ярко окрашенными альфорхас - двойными холщовыми мешками, содержащими однодневный запас продуктов» с «Вскоре отряд наткнулся на болото, тянущееся к югу и северу. Только благодаря инстинкту мулов всадники выбрались оттуда благополучно» с.90 3.«Почти не прекращающиеся сотрясения костяка Кордильер часто меняют трассу дороги, и опознавательные приметы нередко исчезают. Поэтому катапац (проводник) часто бывал в нерешительности. Он старался найти среди легко крошившихся камней следы ног индейцев» с.91

4.«В пять часов утра барометр показал, что путешественники уже достигли высоты семь тысяч пятьсот футов. Они находились на так называемых, вторичных плоскогорьях, где кончалась древесная растительность» с.93 5.«Последние лучи заходящего солнца озаряли остроконечные вершины гор. Паганель захватил с собой барометр. Взглянув на него, он убедился, что давление ртути показывает высоту 11 тысяч 700 футов» с.98 6.«Разрежение воздуха вызывало у путешественников болезненное удушье, кровоточивость дёсен и губ. Приходилось как можно чаще дышать, чтобы ускорить кровообращение» с.97

Наводнение Дерево ббббомбу ломает смерч. «Это дерево имело футов сто вышины и могло покрыть своей листвой окружность саженей шестьдесят. Основой этой громады являлся ствол в шесть футов толщиной и идущие от него три массивные ветви. Через несколько минут гигантский смерч налетел на ббббомбу и охватил его со всех сторон. Дерево задрожало до самых корней. Путешественники ухватились друг за друга: они почувствовали, что могучее дерево уступает натиску и опрокидывается» с.220 «Рухнувшее ббббомбу, гонимое ветром, понеслось по течению...Уже целых два часа неслось ббббомбу по огромному озеру, а берега всё не было видно» с.220

В пампасах /после спуска с Кордильер/ 7.«Наши путешественники вечером после перехода в 30 миль сделали привал. Все рассчитывали восстановить свои силы крепким сном, но ночью тучи назойливых москитов комаров не давали никому покоя» с «Вода! Вода!.. Некоторое время ничего не было слышно, кроме громких торопливых глотков» с «Гленарван, Роберт и индеец, завернувшись, улеглись на перины из альфа фары - обычное ложе охотников в пампасах. Растянувшись на мягком ложе, они спали крепчайшим сном» с.155

7.«Внутри ранчо имелась скамья, убогое ложе из бычьей кожи, котелок, вертел и чайник для приготовления матэ - чая индейцев из настоя сушеных трав, очень распространённого в Южной Америке. Втягивают его в себя, как многие американские напитки, через соломинку. По просьбе Паганеля Талькав приготовил несколько чашек матэ» с.197 Ночь перед возвращением на «Дункан» (вост.побережье Южной Америки) 11.«Затем каждый из нас по примеру вырыл себе в песке яму поудобнее, улёгся в неё, укрылся до подбородка огромным одеялом песков, заснул тяжёлым сном» с.224

Австралия «Дорога становилась исключительно трудной. Песчаные равнины были покрыты колючей травой спинифекс, называемой Мельбурне «дикобраз». Трава эта рвала в клочья одежду и до крови царапала ноги. Тем не менее, мужественные женщины, не жалуясь, храбро шли вперёд, подавая пример своим спутникам» с. 453 «Шёл проливной дождь. Поэтому все забрались в колымагу. Она представляла собой надёжное убежище. Увязнув в глине, она прочно покоилась на ней, как форт на своём фундаменте» с.437

«Рассвело. Дождь перестал, но тяжёлые тучи ещё ползли по небу. Земля была покрыта обломками ветвей. Размокшая глина стала более вязкой, и хотя колымага глубже увязнуть уже не могла, но подступ к ней сделался труднее» с.442 «Гленарван прежде всего решил заняться колымагой…Принялись осматривать эту тяжёлую повозку. Она увязла среди большой котловины в клейкой глине. Передний ход почти весь провалился в трясину, а задний – по оси. Вытащить такую колымагу было делом нелёгким даже для соединённых усилий людей, быков и лошадей» с.416

ПЛОТ «Трудно было рассчитывать на то, что путешественников может подобрать какое-нибудь судно…Берега эти опасные, редко посещаемые. Нужно было более солидное сооружение, способное выдержать переход в девять миль. Такой плот можно было построить только из мачт.…Все эти длинные шесты крепко- накрепко связали между собой канатами, а меду ними Джон Манглс распорядился укрепить полдюжины пустых бочек– они должны были приподнять плот над водой…К тому же накрепко привязанные вокруг плота пустые бочки из-под воды образовывали род борта для защиты от крупных волн…У задней части плота для управления им было установлено большое весло с широкой лопастью…Столь тщательно и обдуманно построенный плот должен был выдержать удары волн. Продукты поместили в герметически закупоренные, непроницаемые для морской воды ящики, которые спустили на плот и прикрепили к основанию мачты…Погрузили и небольшой якорь на тот случай, если бы не удалось добраться до берега за один прилив и пришлось бы в ожидании следующего прилива стоять на якоре в море…Поставили парус, и плот под двойным действием – прилива и ветра – двинулся к берегу»с.507

СТОЯНКА НА ЯКОРЕ « Вначале всё шло хорошо. Чёрные верхушки рифов и желтизна песчаных мелей мало-помалу исчезали под волнами надвигающегося прилива. Необходимо было чрезвычайное напряжение внимания и большое искусство, чтобы избежать этих прячущихся под водой скал и править плотом, который не особенно-то хорошо слушался руля и легко уклонялся в сторону…Но тут ветер почти совсем спал; казалось даже, что он начинает дуть от берега. Плот остановился. Но вскоре отлив стал относить его в открытое море. Нельзя было терять ни секунды. «Отдай якорь!», - крикнул Джон Манглс,...и путешественники приготовились к довольно продолжительной стоянке…Они находилисьв трёх милях от берега. …Резкие толчки, получавшиеся оттого, что плот, удерживаемый канатом, выдерживал на себе натиск волн, были чрезвычайноутомительны… Перлинь сильно дёргало, и молодой капитан каждые полчаса травил его на сажень. Без этой предосторожности он неизбежно лопнул бы, и плот унесло бы в открытое море…каждую минуту мог лопнуть канат или сорваться якорь. В обоих случаях путешественники оказались бы в отчаянном положении. Приближалась ночь» с.514

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ «…Тюлени эти водятся в очень больших количествах у берегов Новой Зеландии «Каково!» - вдруг воскликнул удивлённый мальчуган – «Тюлени едят гальку!». В самом деле, некоторые из этих животных с жадностью глотали валявшиеся на берегу камешки… «Странная пища, да и трудно её переварить», - заметил Роберт. «Эти животные не питаются камнями, а глотают их, мой мальчик, для того, чтобы нагрузить себя балластом. Это их способ увеличить свой вес: благодаря этому они легче опускаются на дно. Вернувшись на берег, они без дальних церемоний выбросят из себя этот балласт. Ты сейчас увидишь, как тюлени, наглотавшись камешков, нырнут в воду» «Действительно, вскоре полдюжины тюленей, видимо достаточно нагрузив себя балластом, тяжеловесно поползли по берегу и исчезли в водной стихии» с.529

«Часть дня наш маленький отряд шёл по песку, образовавшемуся из осколков двухстворчатых раковин…Среди тюленей выделялись три или четыре морских слона… Эти огромные земноводные животные, лениво раскинувшись на толстом слое гигантских водорослей – ламинарий, поднимали хобот…» / с.529

12.«Затем пошли громадные бесконечные леса, напоминавшие австралийские, только вместо эвкалиптов здесь росли каури. Хотя за четыре месяца странствий у Гленарвана и его спутников изредка притупилась возможность восторгаться, но, все же, они были восхищены этими гигантскими соснами, достойными соперниками ливанских кедров и мамонтовых деревьев Калифорнии. Они были так высоки, что в футах ста от земли начинались ветви. Лес состоял из бесконечного количества отдельных рощиц этих гигантов, простиравших на двухсотфутовую высоту зонты из зелёных листьев» с « Три дня маленький отряд брёл под этими огромными сводами по глинистой почве, на которую никогда не ступала нога человека» с.603

Методика использования может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание физического явления, то его целесообразно зачитать как иллюстрацию. Такой приём является пассивным. Более эффективным является активные приёмы: Решение физических задач: качественных, количественных, графических, экспериментальных, оценочных, составленных на основе фрагментов романа анализ-беседа, в ходе которой рассматривается с точки зрения физики содержание фрагмента постановка проблемы в виде проблемного вопроса, поставленного к содержанию фрагмента Опыт показывает, что на одном уроке физики целесообразно использовать в среднем 1-3 фрагмента, отражающих те или иные явления.

Таблица «Подборка фрагментов романа» Занимательные опыты, подкрепляющие эти «Познавательные страницы» романа 1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. 2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.

Урок провожу в форме путешествия с героями романа. На уроке рассматриваю более 20 фрагментов, в которых представлены изученные явления в различных ситуациях. Это позволяет учащимся применить свои знания в изменённой и в новой ситуациях, таким образом, создаются хорошие условия для реализации уровневой дифференциации. Наибольшая активность познавательной деятельности наблюдалась, если решение задач с литературными текстами сочеталось с демонстрационным опытом, моделированием природных явлений, с обращением к личному опыту учащихся. Практика показывает, что учащиеся 7 класса «совершают путешествие» с большим интересом и энтузиазмом, а учитель эффективно решает дидактические цели урока.

Творческие работы учащихся работа с фрагментами научно-популярных статей экспериментальные домашние задания работа с рисунками учащихся мини-проект