Двухкомпонентный курс информатики для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячевgor2@procenter.net.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Методист по информатике ОМС Гончарова А.А. Реализация ОБУП по предмету «Информатика и ИКТ» в учебном году.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Внеурочная деятельность пропедевтический курс информатики Информатика в играх и задачах Учитель: Павлова Юлия Евгеньевна.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
« Основы компьютерной грамотности » Основное направление - общеинтеллектуальное.
Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев
« ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ » Программа по курсу.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
Транксрипт:

Двухкомпонентный курс информатики для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика»

О задачах раннего обучения информатике Задачи информатизации и формирования информационного компонента мировоззрения Задачи школьного курса информатики и информационно-коммуникационных технологий Задачи раннего обучения информатике

О задачах информатизации и формирования информационного компонента мировоззрения Адекватная оценка окружающей действительности, постановка достойных и принципиально осуществимых целей и их достижение. Формирование мировоззрения: Оценка этичности целей и принципиальной возможности их достижения Оценка этичности целей и принципиальной возможности их достижения Оценка достоверности получаемых сведений и более глубокое их осмысление Оценка достоверности получаемых сведений и более глубокое их осмыслениеИнформатизация: Применение ИКТ как инструмента в действиях, направленных на достижение поставленных целей Применение ИКТ как инструмента в действиях, направленных на достижение поставленных целей

Информатизация деятельности модель применения ИКТ как инструмента (подлежит уточнению и дополнению) Осмысление конечной цели и требований к ключевым характеристикам результата Определение этапов достижения цели Обзор имеющихся и потенциально доступных ресурсов Составление плана действий Выделение объектов информационной природы (текст, изображение, звук, видео) и принятие решения об их цифровом представлении Рассмотрение отдельных действий и принятие решения об их информатизации Выбор способов информатизации Выполнение скоординированных действий по плану с применением информационно-коммуникационных технологий Завершение работ и оценка результата

Обзор имеющихся и потенциально доступных ресурсов (подлежит уточнению и дополнению) Квалификация исполнителей Техника (с учётом необходимости и возможности освоения) Компьютерные программы (с учётом необходимости и возможности освоения) Материалы (в т.ч. коллекции информационных объектов)

Отдельные типовые действия (подлежит уточнению и дополнению) Получение дополнительных сведений Проектирование Принятие решений Предварительное моделирование Автоматизация действий (использование датчиков и устройств управления) Координация действий соисполнителей Отслеживание хода выполнения действий Ведение сопроводительной документации

Выбор способа информатизации Выбор готовых IT-сервисов Заказ IT- сервиса Выбор готовых приложений Выбор готового приложения с самостоятельной настройкой на предметную область Автоматизация повторяющихся действий Заказ настройки готового приложения (возможно самостоятельное прототипирование) Самостоятельное создание специализированного приложения Заказ на создание специализированного приложения (возможно самостоятельное прототипирование)

Виды информатизации Без отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, применение текстовых редакторов, средств создания презентаций) С разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, электронные таблицы, базы данных, системы проектирования, специализированные приложения для конкретных областей деятельности) С повышением степени формализации содержания деятельности растет эффективность информатизации: всё большее число операций удаётся автоматизировать. Стремление к росту автоматизации, к повышению эффективности действий порождает потребность в формализации и моделировании.

Сложность применения разных видов информатизации Само по себе применение средств ИКТ без отражения в используемых инструментах специфики предметной области не требует значительных умственных усилий и умения выполнения логически сложных умственных операций. При применении средств ИКТ с разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области происходит частичный перенос логической сложности действий предметной области в сложность использования ИКТ. Особенно повышается уровень сложности умственных действий при самостоятельной настройке средств ИКТ на специфику предметной области или при заказе у специалистов такой настройки или специализированных приложений.

Школа Особенность этапов изучения информатики и ИКТ ВУЗ выбран профиль Работа выбрана профессия Уменьшается широта, повышаются глубина и степень специализации Теоретические знания и умения широкого профиля доступные по возрасту Практика применения ИКТ в деятельности широкого профиля Теоретические знания и умения по выбранному профилю Практика применения ИКТ в деятельности по выбранному профилю Теоретические знания и умения для выбранной профессии Практика применения ИКТ в деятельности специалиста

Информатика и ИКТ в школе Соотношение между информатикой и ИКТ Информатика: 1)Вклад в формирование мировоззрения (информационная картина мира) 2)Теоретические основы применения ИКТ ЛогическиеАлгоритмические Информационные (поиск и организация) ЭтическиеЭстетические И т.д. ИКТ: Практика применения технологий

Информатика и ИКТ в школе Основные умения по окончании школы: (подлежит уточнению и дополнению) Выбирать ИКТ-средства (hard+soft) под конкретную задачу Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ) Искать необходимые сведения, понимать их, критически их оценивать, систематизировать Оценивать достоверность сообщений (на темы, связанные с информацией и информационными процессами) Оказывать желаемое влияние с помощью создаваемых информационных объектов Создавать модели (для исследования, отслеживания текущего состояния, создания представлений, прогнозирования) Организовывать средствами ИКТ взаимодействие с партнерами Применять цепочки разных ИКТ в одном проекте Выполнять служебные действия по отношению к ИКТ

Информатика и ИКТ в школе Комментарии к пункту: « Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)» Не всё, что изучается теоретически может быть в полной мере применено в школе. Изучение некоторых теоретических разделов и развитие когнитивных (познавательных) умений может быть ориентировано на будущее применение ИКТ. Например, школьники не могут быть реальными заказчиками специализированных приложений. В то же время, необходимое развитие мышления для анализа предметной области может и должно быть выполнено своевременно – во время обучения в школе.

Изучение информатики и ИКТ ИК технология Теоретические основания Когнитивные умения ВАРИАНТЫ Школа ВУЗ Работа … … …

Раннее обучение информатике Когнитивные умения – это общеучебные познавательные умения, связанные с развитием памяти, внимания, мышления. В новом стандарте для начальной школы формирование общеучебных умений и навыков названо «приоритетом начального общего образования». Теоретические основания – предполагают введение понятий информатики и достаточное число заданий на освоение действий с этими понятиями. Практика применения компьютера – входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». Включает: знакомство с компьютером, поиск информации, работу с простыми информационными объектами и т.д. Вариант образовательной системы «Школа 2100» 1 компонент2 компонент ИнформатикаТехнология 1-4 (2-4) класс3-4 класс Региональный или школьный компонент БУП Федеральный компонент БУП Компьютеры обязательны Компьютеры не обязательны, но допустимы «Информатика в играх и задачах» «Мой инструмент – компьютер» Учитель начальных классов Учитель информатики или любой другой

Раннее обучение информатике Вариант образовательной системы «Школа 2100» Аргументы Недостатки одночасовых предметов: нагрузка в основном на память и недостаточное развитие мышления. Преодоление недостатков: специальная ориентация на развитие мышления и ограничение числа вводимых понятий строго необходимым минимумом (для понимания условий заданий). Невозможность объять необъятное. Ориентация на развитие логического, алгоритмического и системного мышления приводит к явно наблюдаемому более успешному усвоению базовых дисциплин. «Конструктор» из двух компонентов позволяет подбирать оптимальные сочетания в зависимости от материально-технических и прочих условий школы. Ведение уроков информатики учителями начальных классов позволяет создавать механизм для переноса формируемых на уроках информатики умственных действий на уроки по базовым дисциплинам. Пропедевтика логически сложных разделов позволяет изучать базовый курс более высокими темпами. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Особенности изучения информатики и ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Варианты сочетаний информатики, ИКТ и материальных технологий в 3-4 классах … Информатика ИКТ Технологии 3 часа 2 часа ФК – федеральный компонент ШРК – школьный или региональный компонент Лучший вариант Допустимые варианты Не очень хороший, но допустимый вариант ФКШРКФКШРКФКШРКФК

Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Модульная структура учебника Модули в первой части (3 класс) Модули во второй части (4 класс) Знакомство с компьютером Создание рисунков Создание мультфильмов или живых картинок Создание проектов зданий и помещений Создание игр Создание текстов Создание печатных публикаций Создание электронных публикаций Поиск информации Хранение информации

Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Учебник (обзор приложений) Справочники-практикумы Отсутствие привязки к конкретным приложениям

Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Новый типовой дидактический элемент Ситуации Ситуация Роль Описание Задание Оформление витрин магазина Дизайнер витрин В магазине есть и продовольственные товары, и одежда, и игрушки, и спортивные товары, и много других товаров. Директор магазина для привлечения покупателей решил обновить оформление витрин. Выбери, витрину какого отдела ты поможешь оформить, и нарисуй её эскиз.

«Нет в мире совершенства». Лис. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».