Ладанова И.В., МКОУ «Верх-Жилинская ООШ» УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Advertisements

Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 22 декабря 2014 года.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Презентация урока в 8 классе по теме «Электрический ток и его законы» Выполнила : учитель физики и математики Головина Е.В г.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
Контроль знаний учащихся. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
НМЦ Виды и методы контроля на уроках информатики и ИКТ Презентация подготовлена методистом Соболевой Лидией Алексеевной.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Презентация подготовлена Шамсиевой Гульнур Радиковной, учителем информатики МБОУ «Лянторская СОШ 6»
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Наличие конкретной цели Наличие конкретного задания Четкая форма выражения результата самостоятельной работы Определение формы проверки самостоятельной.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ.
Транксрипт:

Ладанова И.В., МКОУ «Верх-Жилинская ООШ» УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ

ТЕОРИЯ : УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель или компьютерная программа.), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи. Рассмотрим процесс управления познавательной деятельностью в традиционной форме при индивидуальном обучении. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Этот дидактический процесс должен быть заранее сформирован для каждого учащегося и является формой прямого управления познавательной деятельностью. В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. Однако наше знание о природе обучения и обучаемого далеко несовершенно, и в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы; Наблюдает за деятельностью учащихся; Контролирует ее ход; Корректирует усвоение

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Другими словами, учитель теперь управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи. Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а также вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии. Наблюдая за поведением учащегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения о, например, доступности материала, об усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс под конкретные характеристики учащегося. Однако, при компьютерном обучении, наблюдение затруднено ввиду очевидных трудностей, хотя имеются идеи реализации компьютерного наблюдения, в том числе и с помощью специальных датчиков.

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ О значении обратной связи в обучении известно давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого. В самом деле, учебный процесс организуется ведь не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно, контролировать надо содержание формируемых действий.

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Обратная связь должна нести следующую информацию: выполняет ли обучаемый, то действие, которое намечено; правильно ли его выполняет; соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Возможны два способа управления учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное) управление. При разомкнутом управлении слежение, контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому за относительно продолжительный период обучения, какими могут быть несколько занятий или даже целый семестр. Понятно, что за это время может быть изучено достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним. При замкнутом, или немедленном, управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или подчинять индивидуальность групповым усреднениям.

ТЕОРИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ Эффективное учение возможно только при немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того, психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что время реакции на важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка трех секунд), то интерес, мотивация резко падает. Наконец, операции управления обучением может совершать сам учитель, могут это делать и соответствующие компьютерные программы. Именно управление учебной деятельностью, а не передача знаний, является механизмом обучения.

ПРАКТИКА: Закон Ома для участка цепи Цели: обучающая – выведение учащимися закона Ома для участка цепи, обучение самостоятельному мышлению, формирование навыков по применению знаний на практике; развивающая – способствовать развитию приемов работы с компьютерной техникой, развитию логического мышления, вычислительной культуры, развивать навыки и умения решения задач на использование закона Ома для участка цепи; воспитательная – воспитывать у учащихся умение самостоятельной работы, познавательный интерес. Оборудование: ПК, Электронный урок (Приложение 1), состоящий из следующих разделов: повторение; Тест 1, Тест 2, Теория; Эксперимент; Закрепление; Задачи 1, Задачи 2.

ПРАКТИКА: План урока Оргмомент Актуализация опорных знаний Исследовательская деятельность. Закрепление. Итог урока. Домашнее задание.

ПРАКТИКА: I. Организационный момент. Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке. На столы учащихся заранее разложены листы самооценки и алгоритм хода эксперимента. Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося Вступительное слово /приветствие учащихся; отметить отсутствующих; постановка целей и задач урока/ Слушают /рассматривают листы//рассматривают листы

ПРАКТИКА: II. Повторение раннее изученного материала /актуализация опорных знаний/ Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося Предлагает выполнить тест (приложение 1), проверить правильность выполнения; заполнить лист самооценки Учащиеся выполняют Тест 1,2 (Приложение 1) – по вариантам. После выполнения теста учащиеся могут просмотреть результат тестирования, который они выставляют в лист самооценки.Приложение 1

ПРАКТИКА: III. Основная часть урока. / Исследовательская деятельность учащихся./ Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося Предлагает выполнить экспериментальное задание /самостоятельно/; сделать выводы. экспериментальное задание Подводит общий итог - формулирует закон Ома. Заполнить лист самооценки Выполняют экспериментальное Выполняют экспериментальное задание; Делают выводы Заполняют листы самооценки

ПРАКТИКА: Закрепление. Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося Предлагает решить задачи 1,2 по вариантам /Приложение 1/; проверить правильность решения; заполнить лист самооценки Приложение 1/; Решают задачи Решив задачу, учащиеся должны ввести ответ в поле Ответа и нажать на кнопку Проверить, после чего они узнают, правильно ли решена задача. Решив задачи, учащиеся выставляют себе оценку в лист самооценки (Приложение 2) и выводят итоговую оценку (ср. арифметическую).

ПРАКТИКА: Итог урока Домашнее задание. Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося Достигли ли вы тех целей, которые поставили в начале урока? На что вам стоит обратить внимание при подготовке к следующему уроку? Выставление оценок Отвечают на вопросы /анализируют свою деятельность на уроке/ Деятельность учителя Деятельность учащихся Управление познавательной деятельностью учащегося §44; вопросы к параграфу; Упр.19. (Перышкин А.В., Дрофа, 2005), электронный урок (для тех, у кого дома есть ПК) Запись задания в дневники

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Лист самооценки Фамилия, имя Тест Изучение нового материала Решение задач Итог

ПРИЛОЖЕНИЯ /повторение, теория, эксперимент, тесты, задачи 1,2/ /повторение, теория, эксперимент, тесты, задачи 1,2/

U= const, В R, Ом I, А R= const, Ом U, В I, А 1. При постоянном напряжении: заполни табл. 1 Сделайте вывод по результатам эксперимента и запишите его в тетрадь. 2. При постоянном сопротивлении: заполни табл. 2 Сделайте вывод по результатам эксперимента и запишите его в тетрадь. 3. Объедините оба вывода, и Вы получите закон Ома для участка цепи. 4. Запишите закон Ома для участка цепи математически. 5. Сравните вашу формулировку закона Ома для участка цепи с той, которая дана в Теории.