Перед учителем в 9 классе стоит сложная задача: подготовить учащихся к новой форме контроля в виде тестов и в то же время дать обучающимся прочные знания,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая.
Advertisements

Подготовка к ГИА Руководство для учащихся Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта.
План урока. 1.Орфографическая разминка. Чередование гласных в корнях слов. 2.Готовимся к ЕГЭ. Работа по тексту Д. Гранина «О милосердии» 3.Сложные предложения.
И милосердие согреет наши души…. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". Зигфрид Ленц.
Прекрасно там, где пребывает милосердие… И если оно однажды проникло к нам в душу, то оно подобно яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
«ОПЯТЬ ОНА, РОДНАЯ СТОРОНА, ГДЕ ВНОВЬ ДУША ПОЭЗИИ ПОЛНА» /РАБОТА НАД ТЕСТОВОЙ ЧАСТЬЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ/ Цель: вырабатывать навык работы над тестовой.
Уроки доброты. Урок по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Государственная итоговая аттестация в 9 классе. Учитель русского языка Устинова Валентина Павловна.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Четвертое марта Работа над ошибками в форме ГИА Булычева Я.С.
ГИА-9 Вариант -3. Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1– B14. (1)Этажи заботы. (2)Забота скрепляет отношения между людьми. (3)Скрепляет семью,
Сжатое изложение Экзамен в форме Г И А. Тема текста - дружба Основная мысль (идея) - настоящая дружба начинается с детства.
Урок русского языка в 6 классе МОУ « Красносельцовская СОШ» Учитель русского языка и литературы Лайкова Елена Анатольевна « УРОКИ ДОБРОТЫ»
Сложноподчиненное предложение. Урок русского языка в 9 классе Учитель МОУ «СОШ 19», Метальникова Ж.В
Тема урока: подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий. Учитель: Тимофеева О.В. МКОУ СОШ п. Зерновой.
Транксрипт:

Перед учителем в 9 классе стоит сложна я задача: подготовить учащихся к новой форме контроля в виде тестов и в то же время дать обучающимся прочные знания, научить школьников анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи и логично излагать это решение для успешной сдачи ГИА. Литературы для подготовки выпущено уже довольно много. Предлагаемые материалы очень полезны на последнем этапе обучения школьников, когда практически все темы программы изучены, остаётся только сориентировать учащихся на новую форму тестирования, «натаскать» на типовые задания, используемые при сдаче ГИА. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента и практических умений никаколе натаскивание не поможет в выборе предлагаемых вариантов ответа. Эффективна методика подготовки к ГИА от ликвидации пробелов до формирования умения решать сложные задания. Как отследить эту сволевременость усволения знаний школьниками, каким образом скорректировать допущеные ошибки и ликвидировать пробелы? Подготовительна я работа( кропотлива я и трудна я) начинается уже в 8 классе на предпрофильных курсах по русскому языку и продолжается в 9 классе на профильных курсах.

Третий год я провожу Курс по выбору (8 класс) «Тестовые задания по русскому языку» 10 часов По программе В.Н. Александрова Учитель Трифонова О. В.

Пояснительна я записка Цель даного курса – формировать прочные навыки правописания, расширить знания обучающихся по предмету, готовить к сдаче ИГА, убедить в жилании изучать выбраный предмет на повышеном уровне в старших классах школы. Задачи курса – обратить внимание на трудные вопросы орфографии и пунктуации, чтобы повысить результативность обучения, готовить обучающихся к обобщению и систематизации материала в курсе 9 класса, развивать навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся. Тревога за орфографическую подготовку ребят усилилась, в связи с подготовкой к ЕГЭ. ЕГЭ – серьёзный шаг, требующий обобщения знаний, умения организоватьть свою работу. Даный курс позволит ученикам не только проверить себя, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий. Эти знания станут базовыми при подготовке к тестированию в старших классах. Даный курс должен не просто углубить «школьную» программу, а помочь восьмиклассникам разобраться в трудностях и тонкостях такого вида работы как тестирование.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, поможет овладеть богатствами родного языка, сознательно относиться к слову. Результаты изучения даного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля: текущий контроль ( на занятиях при опросе, подготовке индивидуальных заданий); тематический( после прохождения материала по теме) итоговый ( итоговоле занятие по окончании всего курса)

Название темы Кол – во часов Дата Проверяем свои знания.1 ч. Фонетика. Тесты по теме.1 ч. Лексика. Тесты по теме.1 ч. Морфемика и словообразование. Тесты. 1 ч. Морфология. Тесты.1 ч. Орфография. Тесты.1 ч. Орфография. Тесты.1 ч. Синтаксис и пунктуация. Тесты.1 ч. Культура речи. Творческоле задание.1 ч. Контрольно-тренировочные тесты.1 ч.

Литература: 1. В.Александров, Т Соловьёва «ЕГЭ» (справочные материалы)Челябинск 2006 г 2. А.Малюшкин «Тестовые задания» Москва 2003 г. 3. Е.Воронина «Тестовые задания» Москва 2009 г. 4. Н.Кабанова «Тематические тесты по русскому языку» Москва 2004 г.

1. Не пишется раздельно: а) (не)навидящий взгляд; б) (не)открывшийся замок; в) ещё (не)распустившийся цветок; г) (не)причёсаный ребенок. 3. Укажите предложение с орфографической ошиб­кой: а) Он бросил на меня (не )доумевающий взгляд. б) За (не)написаноле сочинение ученик получил «2». в) Долина, ещё (не) освещена я солнцем, была подёрнута туманом. г) На полях не скошена трава. 5. Буква н пишется в слове: а) жила...ые гости; б) плетё...а я корзина; в) бреше...а я веревка; г) за масле...ый конверт. 2. Не пишется слитно: а) (не)закрашеный карандашом рисунок; б) (не)засеяноле, а вспаханоле поле; в) книга (не)прочитана; г) (не)замёрзшее озеро. 4. Не пишется слитно: а) (не)лишены уверености; б) (не)долюбливающий друзей; в) поле (не)мерено; г) (не)вычерпана я со дна вода. 44 Примерный вариант тестов на занятии.

5. Буква н пишется в слове: а) жила...ые гости; б) плетё...а я корзина; в) бреше...а я веревка; г) за масле...ый конверт. 7. Орфографическа я ошибка допущена в слове. а) вязаный платок; б) опьянёные росами; в) ненаиграные жесты; г) брешеный камень. 9. Укажите предложение с орфографической ошибкой: а) Каждый шаг молей некованой лошади раздавался в ущелье. б) Ночь лучезарна я смотрит на скошеный луг. в) Как тень, отбрешена я тучей, вдоль искрив­лёных берегов чернеют образы лесов. г) Ненаписаных стихов не жаль! 6. Буквы н пишутся в слове: а) рассея...ый взгляд; б) гружё...а я баржа; в) кипячё...а я вода; г) копчё...ый угорь. 8. Буква н пишется в слове: а) жаре...оле на масле; б) организовать...ый митинг; в) сожжё...оле письмо; г) солё...ые маслята. 10. Укажите слово, в котором написание н-н зависит от наличия зависимого слова: а) кожа...ый; б) кипяче…ый; в) иллюстрировал…ый; г) высуше…а я.

И Если после корня есть суффикса а выбирать запирать умирать расстилать раздирать блистать Е Если после корня нет суффикса а выберут запереть умереть расстелить раздерут На уроках провожу обобщающее повторение Чередование Е-И бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др.

Чередование О-А мак - мок а Когда погружают в жидкость макать(хлеб в молоко) о В значении «пропускать жидкость» сапоги промокают непромокаемый плащ Чередование О-А лаг – лож, кас – кос а Если после корня есть суффикс а полагать-положить касаться-коснуться

Чередование О-А плав-плов а пишется во всех случа ях, плавник, плавучий и др. Кроме пловец, пловчиха

Чередование О-А клан-клон, твор-твар Без ударения всегда О кланяться поклон творчество Под ударением может быть о и а наклонение творение сотворить Чередование О-А зар – зор Без ударения пишется а зарница заря озарёный Под ударением пишется о зори

Чередование О-А скач-скоч Перед к пишется а поскакать, скакать, ускакать Перед ч пишется о вскочить, выскочка, ускорить искл.: скачок, скачу Чередование О-А равн - ровн В словах со значением «равный»,»одинаковый» пишется а равномерный всё равно равнозначный В словах со значением «гладкий», «прямой» пишется о заровнять(яму) подровнять(клумбу) ровнять(дорожки) Искл.: равнина, равняйсь

Чередование О-А раст – рос - ращ Перед с пишется о росла проросли Перед ст и щ пишется а возраст расти наращение Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. На уроках предлагаю учащимся задания по подготовке к экзамену.

1)...Уже пылали западные рубежи нашей страны. 2)Уже в первых захваченых городах и селах немцы устанавливали "новый порядок" - два страшных для наших людей слова, по буквам которых стекала человеческа я кровь. 3)Уже тысячи советских солдат и моряков предпочли смерть жизни на коленях, и десятки летчиков уже стартовали со своих аэродромов в бессмертие. 4)Они уходили из жизни как воины, как борцы, как герои. 5) Даже тогда, когда у них не хватало вооружения, они стояли насмерть, сража ясь с врагом до последнего пушечного снаряда, до последнего патрона, нередко приберега я эту последнюю пулю для себя. 6) Они не падали на колени перед врагом, не зарывали в землю свои лица перед танковыми лавинами, как того ожидал Гитлер, нет! 7) Советские бойцы, еще вчера видевшие над собой мирноле небо, еще не привыкшие к грохоту вражеских орудий и к разрывам фугасных бомб, они теперь, в эти страшные часы, с особой, всепроникающей силой почувствовали, осознали, как дорога им Родина... 8)Война полыхала в западных районах, но уже изменилось лицо всей страны - улицы ее городов, шоссейные и проселочные дороги - все приняло новоле, суроволе выражение. 9)В мирноле время жизнь армии обычно бывает скрыта от взоров миллионов людей. 10)Она протекает за высокими камеными стенами казарм, на удаленых от населеных пунктов полигонах, в степных и лесных пространствах, где происходят маневры, на аэродромах, морских просторах, в штабных кабинетах. 11) Только два раза в год - на майские и ноябрьские праздники - жизнь армии как бы выплескивалась наружу, на центральные городские площади, на прибрежные морские воды и в обычно тихоле, спокойноле, видимоле с каждой улицы, из каждого окна небо. 12)Война меняет облик города. 13) Воленые регулировщики, стоящие на перекрестках на месте привычных милиционеров, идущие стролем красноармейцы, грузовики, неведомо откуда появившиеся танки и орудия - все это заполняет городские улицы, и люди, стоя на тротуарах, наблюдают с тревогой и надеждой все это необычноле движение, понима я, что началась совсем друга я, неизвестно что суляща я жизнь. (по А.Чаковскому)

Задание 1 Кака я мысль противоречит содержанию текста 1 Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. 2 Нет ничего дороже Родины. 3 В мирноле время жизнь армии видна всей стране.

Задание 2 Укажите, в каком значении употреблено слово «лицо» (8 предложение) 1 Внешний вид 2 Человек вообще, человек как отдельный индивидуум 3 Передняя часть головы человека 4 Передняя часть какого-либо предмета.

Задание 3 Замените слово «рубежи»(1 предлож) синонимом. Синоним напишите. Задание 4 Укажите правильноле утверждение 1 10-простоле предложение с однородными членами 2 2- СПП 3 7-БСП 4 4-СПП

Укажите предложение, в котором использован эпитет. Больша я синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тон саранчи, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тоны зерна. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу таколе, не обойтись им без помощи множества любителей-натуралистов. Пока мы не ответим на этот вопрос, экологические проблемы не могут быть успешно решены.

Из предложения 3 выпишите (без пробелов и запятых) слова с безударной проверяемой гласной в корне. (3) Расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Из предложения 2 выпишите словo, в котором правописание ПРИСТАВКИ объясняется тем, что за ней идёт буква, обозначающа я звонкий согласный. (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожа ями. В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите (без пробелов и запятых) цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира,(1) и в первую очередь виды растений и животных,(2) находящихся на грани исчезновения,(3) учёные разных стран решили составить списки тех видов,(4) существование которых вызывает наибольшее опасение. Так родилась Красна я книга,(5) куда занесены животные,(6) птицы,(7) растения,(8) которые находятся под угрозой исчезновения,(9) а также редкие виды представителей фауны и флоры.

Каково значение слова ОРНИТОЛОГ, употреблёного в предложении 13? (13) У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу таколе, не обойтись им без помощи множества любителей-натуралистов. Специалист, изучающий отношения растительных и животных организмов на той или иной территории. Специалист, изучающий птиц и их распространение в природе. Специалист, изучающий флору и фауну водоёмов. Специалист, изучающий состояние окружающей среды и её воздействие на животных. Замените слово ЧИСЛЕННОСТЬ из предложения 10 однокореным словом-синонимом нейтральной стилистической окраски. Напишите этот синоним. (10) К первым относятся виды птиц, численость которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека.

В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите (без пробелов и запятых) цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира,(1) и в первую очередь виды растений и животных,(2) находящихся на грани исчезновения,(3) учёные разных стран решили составить списки тех видов,(4) существование которых вызывает наибольшее опасение. Так родилась Красна я книга,(5) куда занесены животные,(6) птицы,(7) растения,(8) которые находятся под угрозой исчезновения,(9) а также редкие виды представителей фауны и флоры. Выпишите (без пробелов) грамматическую основу предложения 4. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наши урожаев. Среди предложений 1116 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (11) Спаса я этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу. (12) Численость редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается, и их также необходимо охранять всеми возможными способами. (13) У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу таколе, не обойтись им без помощи множества любителей-натуралистов. (14) Она заключается прежде всего в нетерпимом отношении к тем, кто губит пернатых, в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий. (15) Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую ответственость за судьбу Земли? (16) Пока мы не ответим на этот вопрос, экологические проблемы не решаются.

В каком абзаце выражена основна я мысль прочитаного текста? (1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожа ями. (3) Расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись миллионами рублей. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наши урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятноле количество жуков, пауков, гусениц, мышей. (6) Больша я синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тон саранчи, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тоны зерна. (7) Как же благодарны мы должны быть нашим пернатым друзьям, как же бережно должны мы относиться к ним! (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красна я книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры. (10) К первым относятся виды птиц, численость которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека. (11) Спаса я этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу. (12) Численость редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается, и их также необходимо охранять всеми возможными способами. (13) У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу таколе, не обойтись им без помощи множества любителей-натуралистов. (14) Она заключается прежде всего в нетерпимом отношении к тем, кто губит пернатых, в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий. (15) Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую ответственость за судьбу Земли? (16) Пока мы не ответим на этот вопрос, экологические проблемы не могут быть успешно решены.

Вариант 1 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 1. Можно много написать о Мещёрском крае. 2. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 3. Но я нарочно не пишу об этом. 4. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния! 5. Не только за это мы любим родные места. 6. Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. 7. Мещерский край на первый взгляд это тиха я и немудра я земля под неярким небом. 8. Но чем больше узнаёшь её, всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновеную землю. 9. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научившей меня видеть и понимать прекрасноле... (По К. Паустовскому.)

1 1. Каколе утверждение не соответствует содержанию даного текста? 1) Мещёрский край богат природными ресурсами. 2) Чем больше узнаёшь эту землю, тем больше начинаешь её любить. 3) Родина научила автора видеть и понимать прекрасноле. 4) Родину надо любить за то, что она богата и даёт обильные урожаи К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Художественый, описание 2) Публицистический, рассуждение 3) Научный, рассуждение 4) Публицистический, повествование 3 3. Каколе значение имеет слово «благосостояние» в предложении 4? 1) Беспечность 3) Здоровье 2) Достаток 4) Успех 4 4. Каколе из указаных предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и повтора? 1) 62) 2 3) 3 4) Каколе средство художественой выразительности используется в предложении 9 « в глубине сердца» 1 ? 1) Гипербола 2) Эпитет 3) Сравнение 4)Метафора 1 1. Каколе утверждение не соответствует содержанию даного текста? 1) Мещёрский край богат природными ресурсами. 2) Чем больше узнаёшь эту землю, тем больше начинаешь её любить. 3) Родина научила автора видеть и понимать прекрасноле. 4) Родину надо любить за то, что она богата и даёт обильные урожаи К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Художественый, описание 2) Публицистический, рассуждение 3) Научный, рассуждение 4) Публицистический, повествование 3 3. Каколе значение имеет слово «благосостояние» в предложении 4? 1) Беспечность 3) Здоровье 2) Достаток 4) Успех 4 4. Каколе из указаных предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и повтора? 1) 62) 2 3) 3 4) Каколе средство художественой выразительности используется в предложении 9 « в глубине сердца» 1 ? 1) Гипербола 2) Эпитет 3) Сравнение 4)Метафора

6 6. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Узнаёшь 3) Сердца 2) Больше 4) Ягодами 7 7. Каков способ образования слова « научившей»! 1) Приставочный 2) Суффиксальный 3) Бессуффиксный 4) Приставочно-суффиксальный 8 8. Какой частью речи является слова «свою» в предложении 9? 1) Прилагательноле 3) Предлог 2) Местоимение 4) Союз 9 9. Каколе предложение осложнено обособленым определением? 1) 92)6 3)7 4) Какова характеристика предложения 7? 1) Сложносочинёноле 2) Сложноподчинёноле 3) Бессоюзноле сложноле 4) Простоле Часть 3 Напишите сочинение- рассуждение (не менее 50 слов) на тему: « Охранять природу - значит охранять Родину» 6 6. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Узнаёшь 3) Сердца 2) Больше 4) Ягодами 7 7. Каков способ образования слова « научившей»! 1) Приставочный 2) Суффиксальный 3) Бессуффиксный 4) Приставочно-суффиксальный 8 8. Какой частью речи является слова «свою» в предложении 9? 1) Прилагательноле 3) Предлог 2) Местоимение 4) Союз 9 9. Каколе предложение осложнено обособленым определением? 1) 92)6 3)7 4) Какова характеристика предложения 7? 1) Сложносочинёноле 2) Сложноподчинёноле 3) Бессоюзноле сложноле 4) Простоле Часть 3 Напишите сочинение- рассуждение (не менее 50 слов) на тему: « Охранять природу - значит охранять Родину»

Вариант 2. Вариант 2. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания (1) Мне хочется поговорить с вами о необыкновеном богатстве нашего кра я - Мещерских лесах. (2) Леса эти, некогда дремучие и непроходимые, составлявшие часть «великого лесного пояса», замыкавшего южные степи, сохранили коле-где и поныне свой дремучий характер (3). Особено по берегам тихо льющейся чистейшей реки Пры, где заповедные сосновые боры почти не тронуты человеком. (4) Леса эти разрослись на красноватой песчаной земле, а, как известно, на такой земле вырастают сосны, удивительные по крепости древесины и по высоте, - те сосны, которые принято называть «корабельными». (5) В короткой статье невозможно рассказать о здешней лесной красоте, о блеске озер, целительном воздухе, зарослях дикой малины, о журавлиных пущах и волчьих дебрях. (6) Рядом с Москвой лежит, как сказал бы Пришвин, исполинска я кладова я солнца и воздуха, и следовало бы непремено сберечь ее. (7) С каждым годом леса, к несчастью, редеют. (8) Обширные лысины песчаных унылых пустошей вклиниваются в недавно еще шумный и свежий разлив хвойной зелени. (9) Идут, конечно, большие заготовки леса на строительный материал, на мебель и просто на дрова. (10) Кроме того, здешние леса нередко страдают от пожаров. (11) В лесном хозяйстве нужно навести порядок. (12) Я знаю, как здешние лесные работники бьются, чтобы разрастались леса, чтобы спасти каждоле дерево, и как у них иногда опускаются руки, когда вся их забота о лесе натыкается на самоуправство некоторых чиновников. (13) Это они дают разрешение на вырубку массивов леса для строительства на этом месте новых поселков или городков. (14) Я не думаю, что самим этим чиновникам улыбается жить в новом городке, засыпаном летучими песками. (15) А они неизбежно «оживут» и двинутся на такой город, как только будет сведен лес и нарушен почвеный покров вокруг. (16) Беречь леса, как величайшее народноле достояние, - наш общий долг. (По К. Г. Паустовскому)

1 1. Каколе утверждение не соответствует содержанию даного текста? 1) Площади лесных массивов в Мещёрском крае с каждым годом уменьшаются. 2) Леса - это кладова я солнца и воздуха. 3) Вырубка лесов для строительства новых городов неизбежна, и поэтому следует смириться с исчезновением даже заповедных лесов. 4) Леса - это величайшее народноле достояние Каколе значение имеет слово СВЕСТИ в прочитаном тексте (предложение 15)? 1) Ведя, помочь спуститься кому-то. 2) Перенести, перевести нечто на что-либо. 3) Познакомить кого-то с кем-то, помочь встретиться, сойтись кому-то. 4) Уничтожить, убрать что-то К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Художественый стиль, повествование и описание. 2) Публицистический стиль, рассуждение и описание. 3) Научный стиль, описание и рассуждение. 4) Публицистический стиль, рассуждение Каколе из указаных предложений связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения? 1)42)13, 3)14 4) Каколе средство речевой выразительности используется в предложении «Обширные лысины песчаных унылых пустошей вклиниваются в недавно еще шумный и свежий разлив хвойной зелени»? 1) инверсия 2) метафора 3)гипербола 4)синонимы 1 1. Каколе утверждение не соответствует содержанию даного текста? 1) Площади лесных массивов в Мещёрском крае с каждым годом уменьшаются. 2) Леса - это кладова я солнца и воздуха. 3) Вырубка лесов для строительства новых городов неизбежна, и поэтому следует смириться с исчезновением даже заповедных лесов. 4) Леса - это величайшее народноле достояние Каколе значение имеет слово СВЕСТИ в прочитаном тексте (предложение 15)? 1) Ведя, помочь спуститься кому-то. 2) Перенести, перевести нечто на что-либо. 3) Познакомить кого-то с кем-то, помочь встретиться, сойтись кому-то. 4) Уничтожить, убрать что-то К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Художественый стиль, повествование и описание. 2) Публицистический стиль, рассуждение и описание. 3) Научный стиль, описание и рассуждение. 4) Публицистический стиль, рассуждение Каколе из указаных предложений связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения? 1)42)13, 3)14 4) Каколе средство речевой выразительности используется в предложении «Обширные лысины песчаных унылых пустошей вклиниваются в недавно еще шумный и свежий разлив хвойной зелени»? 1) инверсия 2) метафора 3)гипербола 4)синонимы

6 6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает? 1) эффект 2) улыбается 3) яростный 4) жильё 7 7. Каков способ образования слова ВЫРУБКА (предложение 13)? 1) приставочно-суффиксальный 2) бессуффиксный (нулева я суффиксация) 3) суффиксальный 4) приставочный 8 8. Какой частью речи является слово КОТОРЫЙ (предложение 4)? 1) имя существительноле 3) местоимение 2) имя прилагательноле 4) причастие 9 9. Укажите предложение, в котором есть обособленоле приложение. 1) 12)2 3)3 4) Кака я характеристика предложения 14 является верной? 1) сложноле с сочинением и подчинением 2) сложносочиненоле 3) простоле 4) сложноподчиненоле Часть 3 Напишите сочинение- рассуждение (не менее 50 слов) на тему: « Охранять природу – значит охранять Родину» 6 6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает? 1) эффект 2) улыбается 3) яростный 4) жильё 7 7. Каков способ образования слова ВЫРУБКА (предложение 13)? 1) приставочно-суффиксальный 2) бессуффиксный (нулева я суффиксация) 3) суффиксальный 4) приставочный 8 8. Какой частью речи является слово КОТОРЫЙ (предложение 4)? 1) имя существительноле 3) местоимение 2) имя прилагательноле 4) причастие 9 9. Укажите предложение, в котором есть обособленоле приложение. 1) 12)2 3)3 4) Кака я характеристика предложения 14 является верной? 1) сложноле с сочинением и подчинением 2) сложносочиненоле 3) простоле 4) сложноподчиненоле Часть 3 Напишите сочинение- рассуждение (не менее 50 слов) на тему: « Охранять природу – значит охранять Родину»

Контрольна я работа 9 класс 1 полугодие Прочитайте текст (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности доволеной жизни, котора я уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не бьло безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственоле, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временым. (8)Но затянувша яся временость, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (9)Может, я потому так долго и читал книгу о доволеной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (Ю)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, молего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усажива ясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерноле чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебна я власть уносила меня в друголе пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданоле мною было необыкновено, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусноле мороженоле. (22)3 акончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. (23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеена я с той стороны, белела записка: «Библиотека времено закрыта». (24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитаную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершено нечем стало заняться... (По А. Лиханову)

Задания А1-АЗ выполните на основе анализа содержания прочитаного текста. К каждому заданию А1-АЗ даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбраных ответов на задания А1-АЗ обведите кружком. А1. В каком предложении содержится информация, необходима я для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» 1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора. 2) (З)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. 3) (8)Но затянувша яся временость, понятно, требовала хоть коротких прикосновений постоянству. 4) (22)3 акончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9). 1) неизменость 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности доволеной жизни, котора я уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебна я власть уносила меня в друголе пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитаного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В 1. Замените разговорноле слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. Ответ: ___________ В 2. Из предложения 18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: __________ В 3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающа я глухой согласный звук». Ответ: ___________ В 4. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Ответ: ___________

В 5. В приведёном ниже предложении из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) молего сверстника,(5) самим собою? Ответ: ____________ В 6. В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связаными сочинительной связью. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней,(1) видел рыбацкий костёр,(2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега,(4) слышал мерноле чмоканье волны о дебаркадер,(5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебна я власть уносила меня в друголе пространство и время, (6) и раскрывались безмерные дали,(7)расступались облачные небеса. Ответ: ____________ В 7. В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связаными подчинительной связью. Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временым. Но затянувша яся временость,(3) понятно,(4) требовала. хоть коротких прикосновений к постоянству. Ответ: _____________

В 8 Определите вид придаточного в предложении 3 Ответ: ________ В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 11. Ответ: ________ В 10. Среди предложений найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений Ответ: ________ В 11. Среди предложений найдите предложение с обособленым согласованым определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ________

В 9 классе разработан В 9 классе разработан Элективный курс Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации» «Трудные вопросы пунктуации» По программе Н. С. Валгиной. составила Трифонова О. В.

Пояснительна я записка Цель даного курса - помочь выпускникам понять, что современа я пунктуация - это система жива я и развивающа яся; понять принципы пунктуации, тенденции её развития; дать рекомендации по употреблению знаком препинания в случа ях, ещё не закреплёных правилами. Задача курса - обратить внимание на трудности и тонкости русской пунктуации, которые не отражаются в школьных учебниках. Содержание и структура даного курса определяется теми вопросами, которые представляются наиболее важными и актуальными в области синтаксиса и пунктуации. В девятом классе заканчивается изучение строя языка, последнего яруса языковой системы синтаксиса. Элементарные сведения о синтаксисе теперь предстоит систематизировать, расширить и углубить. Школьна я программа ориентирует на работу с изолированым предложением, что безусловно необходимо и важно на первой ступени изучения пунктуации. Настоящее же осмысление пунктуации, её роли в понимании написаного начинается при работе над связным текстом. Эти знания станут базовыми при подготовке к тестированию в старших классах. Даный курс должен не просто углубить «школьную» пунктуацию, а помочь девятиклассникам разобраться в трудностях и тонкостях русской пунктуации, как живой* подвижной и развивающейся системы.

В процессе обучения обучающиеся приобретут следующие умения: правильно и коммуникативно оправдано использовать ресурсы родного языка в их различных формах, видах, сферах речевой деятельности; отличать контекстуально оправданую пунктуацию от пунктуации ошибочной; уметь прокомментировать любой современый текст с точки зрения его пунктуационого оформления; ценить чужоле красиволе и сильноле слово и создавать своё. Результаты изучения даного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля: текущий контроль ( на занятиях при опросе, подготовке индивидуальных заданий); тематический( после прохождения материала по теме) итоговый (итоговоле занятие по окончании всего курса)

Название темы Кол–во час. Дата Из истории пунктуации. Назначение пунктуации.1 ч. «Грамматические» и «смысловые» знаки препинания.1 ч. Три принципа в пунктуационой системе.1 ч. Пунктуация связного текста.1 ч. Знаки препинания в текстах разной функционально-стилевой направлености.1 ч. Изменяемость значений знаков.1 ч. Тесты по пунктуации.1 ч. 1 ч. Зачётноле занятие.1 ч.

Литература: 1. А.Ю. Купалова «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». Дрофа 2002 г. 2. Н.С. Валгина «Трудности современой пунктуации» кл. Дрофа 2000 г.8 класс

Примерные тесты на занятиях 1. Выберите правильноле объяснение пунктограммы в даном предложении: Вдалеке были слышны чьи-то голоса () и звук топора дровосека. а) предложение сложноле, поэтому нужна запята я б) предложение простоле, но есть однородные члены, поэтому нужна запята я в)предложение сложноле, сложносочиненоле, есть общий второстепеный член, поэтому запята я не ставится г) предложение простоле с однородными.членами, запята я не нужна 2. Выберите правильноле объяснение пунктограммы в даном предложении: Мария Ивановна варила варенье () и над зеленой липой вкусно пахло кипящим сахаром и малиной. а) предложение сложносочиненоле, поэтому нужна запята я б) предложение простоле, но есть однородные члены, поэтому нужна запята я в) предложение сложноле, сложносочиненоле, есть общий второстепеный член, поэтому запята я не ставится г) предложение простоле с однородными членами, запята я не нужна

3. Выберите правильноле объяснение пунктограммы в даном предложении: Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы. а) сложносочиненоле предложение, ставится запята я б) простоле предложение с однородными членами, ставится запята я в) простоле предложение с однородными членами, запята я не нужна г) сложносочиненоле предложение с общим второстепеным членом, запята я не нужна 4. Выберите правильноле объяснение пунктограммы в даном предложении: У Ивана Ильича от усталости гудело все тело () и сидеть на мягком, прихлебыва я из кружки, было так приятно. а) сложносочиненоле предложение, ставится запята я б) простоле предложение с однородными членами, ставится запята я в) простоле предложение с однородными членами, запята я не нужна г) сложносочиненоле предложение с общим второстепеным членом, запята я не нужна 5. Выберите правильноле объяснение пунктограммы в даном предложении: Заглянуло солнце в окно () и лучами осветило комнату. а) сложносочиненоле предложение, ставится запята я б) простоле предложение с однородными членами, ставится запята я в) простоле предложение с однородными членами, запята я не нужна г) сложносочиненоле предложение с общим второстепеным членом, запята я не нужна

6. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Из бездны времени дошли до нас радость (1) и страдания людские. Грачи давно расхаживали по двору (2) и начинали в роще вить гнезда. В парке играл оркестр {3) и пел хор песеников. а)1,2,3 б)3 в)запятые не нужны 7. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Стара ясь не обидеть других (1) и пообещав вернуться (2) он уехал. Дом наполнился гостями (3) и Ана была счастлива. На кустах сверкали капельки дождя (4) и пробивалась чуть заметна я зелень. а)1,2,3 б)2,3,4 в)3 8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Я стал читать (I) и во мне проявилась охота к литературе. Виднелись (2) или необработаные песчаные равнины (3) или каменистые отмели. а)1,2,3 б)1 в)1,3

9. На месте каких цифр в предложении должны сто­ять запятые? По нескольку раз в день он записывал в дневник свои наблюдения (1) и затем перед сном перечитывал записи. Когда сверкнула молнии (2) и загремел гром (3) сразу же пошел сильный ливень. Загремел сильный гром (4) и пошел страшный ливень. а)1,2,3,4 6)2,3 в)3,4 10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора. Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье. а)1,2,3 б)2,3 в)1,3

Задание 26. Укажите способ образования следующих слов. 1.Надпись, служение, покупать, бесчувствено, походка, углубившись, вынос, прибывшие (сущ.), серо-зелёный, крик, напряжено, по-птичьи, сорочий, ширь, сыграл, наивно, в-десятых, прихожа я (сущ.), летом, некогда, заливноле, лесостепной, грех, впятером, издавна, разрыв, хромой (сущ.), пересекли, спой, поселение. 2. Шампансколе, нисходящий, малодушие, обман, сверхвежливо, нажива, кабаний, справа, в блиной, заречье, спиртноле, удивление, вручную, неторопливость, взрыв, перепроверю, у дежурного, теплоходный, звук, невольничий, выискивал, беспомощно, ночью, освоишь, портной. 3. Окрашивание, смесь, оплата, мимо(дома), доказывал убедительно, доказательство убедительно, вертолетчик, наказаный, Поволжье, наконец, козий, по-приятельски, игристоле, засветло, подлокотник, блестяще, чиновничий, поиск, семьдесят, нигде, связной, замечание, утром.

4. Будущий, прямоходящий, завязь, верблюжий, краевед, вице-мэр, сгоряча, по-французски, безупречно, в ваной, пол-ореха, у прохожего, руководитель, пробуждение, визг, безрассудный, укол, злодей, проветрил, рыболовный, жарколе, расцвет, распишусь, во-вторых, бесперебойно. 5. Пробел, обращение, докрасна, воспитаный, беспричино, вкрутую, подвид, восемьсот, горечь, в учительской, пешеходный, без горячего, бледнолицый, отзыв, отбивна я, зажигалка, зелень, перепутаный, отказавшись, раздел, кончик, о будущем, кто-то, исследователь, обыграем, небезопасный. 6. Нехотя, похолодев, соискатель, раздел, в-пятых, захват, застеклил, беспрерывно, связной, снятый, донжуанский, безжизненый, пересуды, с отдыхающими, жизнеописание, пароходство, взгляд, подчинившись, ничей, пол­осени, в мастерской, откос, впервые, согласно ему, отбор, гиперинфляция. 7. Полёт, обезлесил, пересчитыва я, по-вчерашнему, молотьба, грохот, оголить, втроём, медвежий, переговорный, по-польски, осенью, раскрашеный, рыболовный, длиноногий, хлопчик, чередование, безнравствено, созвездие, ультраправый, с рабочими, подполье, выброс, нехотя, перечеркнул, вначале.

В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите (без пробелов и запятых) цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО предложения. Спаса я этих птиц,(1) нужно создавать специальные заповедники,(2) где можно их выращивать таким образом,(3) чтобы потом выпускать в природу. Численость редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается,(4) и их также необходимо охранять всеми возможными способами. У нас есть ещё возможность сохранить этот чудесный мир природы,(5) однако одним орнитологам не под силу таколе… В приведёных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (без пробелов и запятых), обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения. Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожа ями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Больша я синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тон саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тоны зерна. Замените словосочетание РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (предложение 8), построленоле на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание без пробелов. (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.

Среди предложений 612 найдите сложноподчинёные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений без пробелов и запятых (6) Больша я синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тон саранчи, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тоны зерна. (7) Как же благодарны мы должны быть нашим пернатым друзьям, как же бережно должны мы относиться к ним! (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красна я книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры. (10) К первым относятся виды птиц, численость которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека. (11) Спаса я этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу. (12) Численость редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается, и их также необходимо охранять всеми возможными способами.

Среди предложений 19 найдите сложноле бессоюзноле предложение. Напишите номер этого предложения. (1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожа ями. (3) Расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись миллионами рублей. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наши урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятноле количество жуков, пауков, гусениц, мышей. (6) Больша я синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тон саранчи, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тоны зерна. (7) Как же благодарны мы должны быть нашим пернатым друзьям, как же бережно должны мы относиться к ним! (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красна я книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

9 класс 1 вариант Прочитайте текст и выполните задания А1-АЗ; В1-В14. (1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шел по улице, поскользнулся и упал... (3) Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4) Было это примерно в семь часов вечера. (5) В центре города, недалеко от дома, где живу. (6) С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. (7) Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то делать. (8) И говорить-то не могу рот разбит. (9) Решил повернуть назад, домой. (10) Я шел по улице, думаю, что не шата ясь. (11) Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. (12) Народу на улице было много. (13) Навстречу прошли женщина с девочкой, кака я то парочка, пожила я женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались.(14) Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (15) Боль путала сознание, но я понимал, что. если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (16) Надо добираться до дома. (17) Так никто мне и не помог. (18) Позже я раздумывал над этой историей. (19) Могли ли люди принять меня за пьяного? (20) Вроде бы нет, вряд ли я производил таколе впечатление. (21) Но даже если и принимали за пьяного они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударили. - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? (22) Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало привычным?

(23) С горечью вспомина я этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. (24) Нечто подобноле жилание отойти, уклониться, не ввязываться - и мной было. (25) Улича я себя, понимал, насколько в нашей жизни привычным стало это чувство безразличия. как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (26) Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. (27) Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, задуматься. (28) Персонально виноватых нет. (29) Кого винить? (30) Оглянулся - и причин видимых не нашел. (31) Раздумыва я, вспоминал фронтоволе время, когда в голодной окопной воленой жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (32) Из тволей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (33) Помогали, тащили на себе перевязывали, подвозили... (34) Коле-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были дезертиры, и самострелы. (35) Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненых правилах той поры. (36) Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен. что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (37) Один человек может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д. Л. Гранину)

К каждому заданию А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1 Каколе из утверждений, приведеных ниже, противоречит точке зрения автора? 1) Пройти мимо чужой беды, не ввязываться, не тратить времени, сил стало привычным. 2) Ничего подобного - жилания отойти, уклониться, не ввязываться - со мной никогда не случалось. 3) В воленые годы исключено было, чтобы при виде раненого кто-то прошел мимо, было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. 4) Только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. А2 В каком варианте ответа верно определен тип речи текста? описание описание и рассуждение повествование и рассуждение повествование А3 Укажите, каколе средство речевой выразительности используется в предложениях: "Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас па тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить". 1) метафора 2) эпитет 3) антитеза 4) сарказм

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1 Замените слово ВВЯЗЫВАТЬСЯ из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: __________ В2 Из предложений 46 выпишите слово, написание которого определяется условием: «Можно заменить синонимом без НЕ» Ответ: __________ В3 Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной. Ответ: __________ В4 Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением, она указывает на превосходную степень состояния. Ответ: __________ В5 Из предложений выпишите прилагательноле, употребленоле в роли существительного. Ответ: __________

В6 В приведеных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Из тволей части, 1 из другой было невозможно, 2 чтобы кто-то отвернулся. 3 сделал вид, 4 что не заметил. Помогали, 5 тащили на себе, 6 перевязывали, 7 подвозили… Коле-кто, 8 может, 9 и нарушал этот закон фронтовой жизни, 10 так ведь были и дезертиры, 11 и самострелы. Ответ: __________ В7 В приведеном ниже предложении из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите обозначающие запятые между частями сложного предложения. Навстречу прошли женщина с девочкой, 1 кака я-то парочка, 2 пожила я женщина, 3 мужчина, 4 молодые ребята, 5 все они вначале с любопытством взглядывали на меня, 6 а потом отводили глаза, 7 отворачивались. Ответ: __________ В8 В приведеном ниже предложении из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите обозначающие запятые между частями сложноподчиненого предложения. Боль путала сознание, 1 но я понимал, 2 что, 3 если лягу сейчас на тротуаре, 4 преспокойно будут через меня, 5 обходить. Ответ: __________

В9 Из предложения 7 замените те словосочетание со связью согласование «шоковоле состояние» синонимичным словосочетанием со связью управление Ответ: _________ В10 В приведеных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, которые обозначают знаки, выделяющие обособленоле обстоятельство. Значит, 1 пройти мимо, 2 не ввязываться, 3 не тратить времени, 4 сил стаю привычным? С горечью вспомина я этих людей, 5 поначалу злился, 6 обвинял, 7 недоумевал, 8 потом стал вспоминать самого себя. Ответ: _________ В11 Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Ответ: _________ В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ: _________

В13 Среди предложений 1-6 найдите сложноле бессоюзноле предложение. Ответ: ________ В14 Среди предложений 4-9 найдите сложноподчиненоле предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. Ответ: ________

Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14. (1) Четверо шли по леднику. (2) В две связки. (3) Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу. (4) По разным причинам люди уходят в горы. (5) Одни - искать себя. (6) Другие наоборот: убежать от себя. 7) Но от себя никуда не убежишь. (8) Пока идешь к цели, вроде бы забудешь обо всем, что осталось внизу - одни только горы. (9) Но стоит повернуть назад, все снова наваливается тебе на плечи. (10) Четверо шли по леднику, и каждый жил уже той жизнью, что ждала его внизу. (11) Вдруг тот, что шел первым, покачнулся, взмахнул руками. (12) Там, где он только что шел, путь перерезала огромна я трещина. (13) Второго рвануло веревкой, бросило на ледник. (14) Он пытался встать, но его неумолимо волочило к открывшейся трещине. (15) Сбросив рюкзаки. Третий и Четвертый бросились ему па помощь но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно. (16) Наконец Второму удалось воткнуть в лед штычок ледоруба. (17) Распластавшись на льду, он повис над обрывом. (18) Третий и Четвертый бежали, теряя последние силы. (19) Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом перерубил натянутую, как струна, веревку. (20) Третий и Четвертый ошеломлено остановились, словно задохнулись горячим свинцом. 11 есколько мгновений гнетуща я тишина. (22) Потом Второй встал и сделал несколько быстрых шагов от трещины. (23) В нерешительности остановился. (24) И снова была цепеняща я тишина. (25) Словно горы звенели, и вот-вот что-то должно было лопнуть. (26) Дволе стояли в глубоком снегу против Второго, и обезумевшие от бега сердца колотились в висках. (27) В глазах Второго метнулся ужас. (28) Он сделал еще один шаг им навстречу, но дволе стояли, не шелохнувшись. (29) Он покачнулся, обхватил голову руками и, спотыка ясь, пошел назад к трещине. (30) Остановился на краю, снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу.

(30) Остановился на краю, снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу. (31) Еще напряженее зазвенели горы... (32) Второй стоял на краю трещины, и страна я улыбка корчилась на его сером лице. (33) Он ждал решения сволей судьбы. (34) Третий и Четвертый больше не обращали на него внимания. (35) Они лихорадочно вбивали в лед крючья и разбирали веревки. (36) Второй, словно очнувшись, шагнул к ним. (37) - Ребята, что мне делать? - прохрипел он. (38) Они не обращали на нею внимания, они разбирали веревки. (39) -Ребята! (40) Они не обращали на него внимания. (41) Они готовились к спуску. (42) - Пристрелите меня! (43) Они не обращали на него внимания. (44) Где-то внизу лежал их товарищ, живой или мертвый... (45) Тянулись секунды. (46) Складывались в минуты, долгие, как столетия. (47) Напряжено шуршала тишина. (48) - Что стоишь? - не выдержал Третий. - (49) Держи веревку. (50) Второй не верил своим ушам. (51) Он не ожидал от них такой милости. (52) Еще пару минут назад он мог, улыба ясь, хлопнуть каждого из них по плечу, теперь же между ними была страшна я бездна. (53) -Ну, чего стоишь!? (54) Держи или убирайся к черту! - закричал Третий, и Второй бросился ему на помощь. (55) Третий спустился в трещину. (56) Второй и Четвертый остались на страховке и не смотрели друг на друга. (57) Каждый раз, когда случайно прикасались плечами, оба вздрагивали. (58) И оба напряжено вслушивались в веревку. (59) Наконец снизу донеслось: (60) - Жи-ив! Жи-ив! и звонколе эхо глохло в ослепительно белых снегах... (По М. Иванову)

К каждому заданию А1-АЗ даны 4 варианта ответа., из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1 В каком из высказываний выражена основна я идеи текста? 1) Сам погибай, а товарища выручай. 2) От себя никуда не убежишь. Ничто не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх. 3) Каждый может однажды ошибиться, надо уметь прощать ошибки друзей. 4) Трусливый друг рано или поздно становится врагом. А2 В каком варианте ответа верно определен тип речи текста? 1) повествование 2) повествование и описание 3) рассуждение и описание 4) повествование и рассуждение А3 Укажите, каколе средство речевой выразительности используется в предложении 32: "Второй стоял на краю трещины, и страна я улыбка корчилась па его сером лице ". 1) метафора 2) ирония 3) гипербола 4) тавтология

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами иди цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1 Из предложения 54 замените слово «убирайся!» стилистически нейтральным синонимом. Ответ: __________ В2 Из предложений выпишите прилагательноле с орфограммой н и н в суффиксе. Ответ: __________ В З Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется с, если после неё идёт глухой согласный». Ответ: __________ В4 Из предложения 57 выпишите слово с проверяемой безударной гласной. Ответ: __________ В5 Из предложений 49 выпишите грамматическую основу. Ответ: __________

В6 В приведеных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте. Он пытался встать, 1 но его неумолимо волочило к открывшейся трещине. Сбросив рюкзаки, 2 Третий и Четвертый бросились ему на помощь, 3 но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно. Наконец Второму удалось воткнуть в лед штычок ледоруба. Распластавшись на льду, 4 он повис над обрывом, 5 Третий и Четвертый бежали, 6 теряя последние силы. Ответ: ______________ В7 В приведеных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы вес запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами. Он покачнулся, 1 обхватил голову руками и, 2 спотыка ясь, 3 пошел назад к трещине. Остановился па краю, 4 снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу. Ответ: ______________ В8 Среди предложений 8-12 найдите сложноле предложение с сочинительной и подчинительной связью. Ответ: ______________ В9 В приведеных ниже предложениях из прочитаного текста пронумерованы вес запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненого предложения. Четверо шли по леднику, 1 и каждый жил уже той жизнью, 2 что ждала его внизу. Вдруг тот, 3 что шел первым, 4 покачнулся, 5 взмахнул руками. Там, 6 где он только что шел, 7 путь перерезала огромна я трещина. Ответ: ______________

В10 Из предложения 23 замените словосочетание со связью управление «в нерешительности остановился» на синонимичноле словосочетание со связью примыкание. Ответ: ___________ В11 Среди предложений найдите предложение с однородными обособлеными определениями. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________ В 12 Среди предложений 79 найдите простоле предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________ В13 Среди предложении найдите сложноле бессоюзноле предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________ В14 Среди предложений 8-14 найдите сложноле предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоящее из простого предложения и сложноподчиненого предложения с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________

Таким образом, я считаю, что работа по подготовке к ГИА должна проводиться учителем целенаправлено, системно, поэтапно и содержать диагностику, тренинг, индивидуальную коррекционую работу, разные виды тестирования. Оптимизм учителя передаётся окружающим, придаёт им увереность в себе.