Проектная деятельность учащихся (ключевые аспекты)
Метод проектов: определения …целесообразная деятельность в связи с разрешением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке (У.Килпатрик); специфическая совокупность приемов овладения определенной областью знания; образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики
ИММАНЕНТНЫЕ СВОЙСТВА ПРОЕКТА Проект – цельная работа - оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт Проект – сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности Присутствие реальной практической деятельности – практика является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией, которая реально учит делать умозаключения.
Типология проектов по количеству учащихся - индивидуальный или групповой; по содержанию и привязке к учебным дисциплинам - моно предметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета); по продолжительности проектной деятельности краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. по доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные и телекоммуникационные проекты
Сущность метода проектов Проблемная ситуация Поиск способов решений Поисковая, исследовательская и прочая деятельность (накопление материалов) Оформление результатов (бумажный и электронный материал) Защита проекта (правила проведения защиты) Прогнозирование новых проблем
Основные компоненты проектной деятельности учащихся. Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио
Функции классных руководителей информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к проектным работам, порядке и сроках работы над проектами; организационная поддержка (помощь в комплектовании групп, устранение конфликтов и т.п.); подготовка итоговой конференции.
РОЛИ В РУКОВОДСТВЕ ПРОЕКТАМИ Специалист по теории Projekt management (лектор) Куратор проекта Руководитель проекта Тайм-кипер Консультант
Специалист по теории РМ Объясняет ученикам суть проектной деятельности как формы работы, цели и типологию проектов; Излагает общую структуру исследования (объект, предмет, гипотеза, положения гипотезы, цель, задачи, вывод) и связи между ними; Дает представление о существующих количественных и качественных методах исследований (статистические, математические методы, социология, групповая динамика, моделирование и т.п.)
КУРАТОР ПРОЕКТА Имеет властные полномочия Распределяет ресурсы (время, внешние ограничения) Изменяет/утверждает техзадание, график и бюджет проекта Ведет переговоры со сторонними организациями
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Осуществляет руководство разработкой техзадания (общей логической структуры проекта с определением иерархии работ) и детального плана выполнения проекта Определяет реперные точки Осуществляет трекинг и оценку проекта Распределяет ресурсы внутри группы Решает оперативные вопросы Оценивает работу членов группы Начал о Конец АВРАЛ Начало Конец
ТАЙМ-КИПЕР Следит за соблюдением графика (времени) выполнения работ, определенных в техзадании Принуждает к выполнению формальных процедур, определенных в техзадании Организует совещания рабочей группы Заполняет документы (протоколы, ведомости)
КОНСУЛЬТАНТ Консультирует в предметной области Помогает составить перечень проблем, сформулировать и/или уточнить тему Помогает определить метод исследования, релевантный конкретной задаче Провоцирует креатив, получение неочевидных выводов
Объект Разработка темы Актуальность, противоречия Тема Предмет Цель – 1 шт.! Положения гипотезы Задачи Методы исследования Выводы
Клиппинг Как собрать информацию Сбор и анализ первичной информации Сбор и анализ вторичной информации Количественные методы Качественные методы Фокус-группы Глубинные интервью Опрос Наблюдение Покупка данных Методы получения информации
Как придумать тему проекта Привязка изучаемого материала к практике Два в одном Ответ на вопрос Дерево решений Предметно-объектный принцип Плюс телекоммуникация
Основные ВОПРОСЫ проекта? Ключевые (не имеют однозначного ответа, охватывают большой объем материала, осуществляют связь между различными предметами); Тематические (не имеют однозначного ответа, конкретизируют, уточняют ключевой, охватывают материал отдельных тем, касаются реальной жизни детей); Содержательные (ответы можно найти в справочниках, он однозначен)
Критерии оценки проекта наличие общего плана работы над проектом; наличие и качество формулировок исследовадовательского аппарата; отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам; наличие и качество отчетных материалов; наличие анализа источников информации; качество презентации.
ЗАДАНИЕ: 1. Предложите тему для одного из типов проектов 2. Определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта 3. Определите необходимые источники информации 4. Определите требования к результату проекта !
Упражнение «Солнышко и облако»