С ОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
Advertisements

Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС Межрегиональный научно- практический семинар
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
ФГОС в начальной школе: требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Главные задачи современной школы в процессе модернизации и инновационного развития России - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Безусова Т. А.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Основополагающие принципы проектирования современного урока 1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Транксрипт:

С ОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский

«Образование для жизни» «Образование на протяжении всей жизни».

С ОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНЫ ОБРАЗОВАННЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ, ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МОГУТ : анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)ПРЕДМЕТНЫЕ самоопределение: самоиндификация самооценка самоуважение смыслообразование: учебная мотивация социальная мотивация морально-этическая ориентация: система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных норм толерантность регулятивные: управление собственной деятельностью инициативность самостоятельность контроль и коррекция коммуникативные: речевая деятельность навыки сотрудничества познавательные: работа с информацией работа с учебными моделями выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, подведения под понятие основы системы научных знаний, умения опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания предметные и метапредметные действия с учебным материалом

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. - воспитательные; - дидактические; - психологические; - гигиенические.

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Ч ТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОТ ТРАДИЦИОННОГО ? С ТРУКТУРА УРОКА Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Организационный момент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление

Ч ТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОТ ТРАДИЦИОННОГО ? С ТРУКТУРА УРОКА Современная дидактическая структура основана на логике познания: Актуализация: 1. мотивационная 2. содержательная Изучение – «открытие» новых знаний Творческое применение

Ч ТО ОТЛИЧАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОТ ТРАДИЦИОННОГО ? С ТРУКТУРА УРОКА Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура): Завязка (интрига, проблема) Кульминация Развязка

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Традиционные задания Задания в учебниках ФГОС Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1, 2 и 3 склонению? Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

У ЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА «Самоопределение в деятельности» «Учебно-познавательная деятельность» 1 шаг организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» освоение отдельных терминов, понятий, высказываний; 2 шаг организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» ; 3 шаг организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения» ; 4 шаг организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» «Рефлексивная деятельность»

Образовательные задачи УЗ Возможные методы и приёмы выполнения * Организационный этап (1 этап) Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. * Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы * Подготовка учащихся к работе на основном этапе Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом Опорная таблица для конструирования учебного занятия

* Этап усвоения новых знаний и способов действий (2 этап) * Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала * Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору * Работа с определением * Использование обыденных аналогий * Представление основного материала одновременно в словесной и знаково- символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения * Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

* Этап закрепления новых знаний и способов действий (3 этап) Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий * Применение знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия * Обобщение и систематизация Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» * Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи, задачи с избыточными, противоречивыми данными * Коррекция знаний и способов действий Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия * Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений * Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

* Информация о домашнем задании (4 этап) Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания: * Стандартный минимум * Повышенный * Творческий * Подведение итогов занятия Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися * Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Основны е этапы организ ации учебной деятель ности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельност ь учителя Деятельность обучающихся Познаватель ная Коммуникативная Регулятивная 1. Постано вка учебных задач Создание пробл емной ситуа ции. Организовы вает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совмест ное исследо вание проблем ы. Поиск решен ия учебн ой задач и. Организовы вает устный коллективн ый анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализирую т, доказывают, аргументиру ют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

3. Моделирован ие Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организуе т учебное взаимодей ствие учеников (группы) и следующее обсуждени е составленн ых моделей. Фиксируют в графически е модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринима ют ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организуе т учебное исследован ие для выделения понятия. Проводят коллективн ое исследовани е, конструиру ют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагности ческая работа (на входе), оценивает выполнени е каждой операции. Осуществля ют работу по выполнени ю отдельных операций. Учатся формулирова ть собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекцион ную работу, практическ ую работу, самостояте льную коррекцион ную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль.Диагностич еская работа (на выходе): - организаци я дифференц ированной коррекцион ной работы, - контрольно - оценивающ ая деятельност ь. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Универсальные учебные действия - Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. - Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) - Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы. - Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

О СНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ОСТАЮТСЯ ПРЕЖНИМИ, НО В НИХ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ : 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.