«Система методической работы» Гусельникова Е.В. Методист ФХКИППК ПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практические рекомендации по работе методических объединений учителей- предметников Фатхеева Фарида Мусеевна, методист информационно-методического отдела.
Advertisements

Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Единая методическая тема РМК : «Компетенции педагога как основа становления нового качества образования»
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Работа над единой методической темой. Работа над единой методической темой - Одна из форм методической работы в образовательном учреждении.
МОУ «Богатенская средняя общеобразовательная школа», Ивнянский район, Белгородская область Методическая служба в школе. в школе. Подготовила: Базовкина.
Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГОУ Педагогическая академия Рекомендации по подготовке к успешному прохождению добровольной.
Рекомендации по ведению документации руководителями школьных методических объединений.
Заседание МО педагогов детского дома Октябрь 2011 года.
2010 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА.
Компетентностный подход – внимание на результат образования. Р.В.Овчарова «Педагогическая компетенция – педагогическая деятельность и набор психологических.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Рекомендации по созданию и наполнению. В ней создайте папки с названиями : 1. Общие сведения 2. Мое самообразование 3. Мои достижения 4. Методическая.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Роль методического объединения в повышении уровня профессионализма педагогов начальной школы.
LOGO Формы методической работы в школе Работу подготовила: Учитель начальных классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната.
Система методической работы в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Заместитель заведующего.
ПОЛОЖЕНИЕ о работе педагогов муниципальной общеобразовательной школы над темами самообразования.
Модель профессиональной компетентности современного педагога Сомова Лариса Владимировна, заведующая информационно- методическим отделом Городского методического.
Транксрипт:

«Система методической работы» Гусельникова Е.В. Методист ФХКИППК ПК

План занятия по теме «Система методической работы» 1. Цели, направления, задачи, принципы методической работы 2. Структура методической работы ОУ 3. Формы методической работы 4. Методическая выставка 5. Методическая папка 6. Методическое объединение

Цели методической работы 1. Обеспечение профессиональной самореализации педагогов, создание устойчивого интереса к самосовершенствованию 2. Сплочение коллектива, создание «команды единомышленников» 3. Совершенствование образовательного процесса

Задачи методической работы по реализации первой цели (по В.М. Лизинскому) 1. Активизация творческой профессиональной деятельности; 2. Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений (педагогического мастерства); 3. Создание условий и привитие интереса к систематическому самообразованию; 4. Формирование и развитие устойчивых профессиональных ценностей и взглядов; 5. Формирование научного потенциала и тезауруса; 6. Расширение общего кругозора педагогов; 7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта;

Задачи методической работы по реализации второй цели (по В.М. Лизинскому) 1. Выработка единой педагогической позиции; 2. Сохранение и поддержание разумных традиций; 3. Содействие созданию единого педагогического пространства; 4. Организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности; 5. Стимулирование повышения квалификации через различные формы; 6. Создание духа сотворчества, сотрудничества, инициативы в ОУ;

Задачи методической работы по реализации третей цели 1. Внедрение в образовательный процесс эффективных педагогических технологий; 2. Знакомство с современным программно- методическим обеспечением, осознанное его применение в учебно-воспитательном процессе; 3. Разработка и систематизация методических и информационных материалов; 4. Переход от типичного образовательного процесса к инновационному;

Направления методической работы 1. Информационно-методическое 2. Диагностико-прогностическое 3. Совершенствование содержания и технологий образования 4. Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность 5. Повышение квалификации и профессионализма через различные формы

Принципы деятельности методической службы ОУ: 1. Научность 2. Проблемность, тематичность 3. Коллегиальность, диалогичность 4. Открытость 5. Системность 6. Систематичность 7. Конкретность 8. Конструктивность 9. Диагностичность 10. Сочетание чёткого функционала с взаимозаменяемостью 11. Вариативность

Структура методической работы Педагогический совет Методический или научно-методический совет Постоянно действующие методические объединения: Предметные Межпредметные По ОО По ступеням обучения По проблеме и т.д. Лаборатории Кафедры (Должны иметь: постоянный состав, Положение, Утверждённое ПС, план работы Протоколы заседаний) Временные объединения педагогов (для решения профессиональной проблемы) Творческие, проблемные, экспертные проектные группы Мастер- класс Пед. студия Комиссии (для проверки и контроля) (Должны иметь план работы и итоговый продукт (результат) Школы: Молодого педагога ППО Резерва рук-лей Проф. Мастерства Педагога- исследователя Наставничество Рук-во пед. практикой Методическая неделя Постоянно – действующие семинары Методический кабинет Итоговые мероприятия: Пед. чтения Смотры-конкурсы Выставки Обобщение опыта Статьи Мет. разработки Аттестация Смотр кабинетов Сквозные формы: Открытый урок, мероприятие Консультация Круглые столы Все педагоги ОУ

Постоянно действующие формы Методические объединения: (Предметные, межпредметные, по образовательным областям, по ступеням обучения, по проблеме и т.д.) Лаборатории (экспериментальная работа: план, мониторинг и т.д.) Кафедры (научно-исследовательская работа: план, мониторинг и т.д.) Должны иметь: Постоянный состав Протоколы заседаний План работы Положение, утверждённое педагогическим советом

Временные объединения педагогов (для решения профессиональной проблемы) Группы: творческие, проблемные, экспертные проектные (Должны иметь план работы и итоговый продукт - результат)

Формы обучающего характера 1. Школы: Молодого педагога Передового педагогического опыта Резерва руководителей Профессионального мастерства Педагога-исследователя 2. Наставничество 3. Руководство педагогической практикой 4. Методическая неделя 5. Постоянно действующие семинары 6. Мастер-класс 7. Методическая командировка 8. Стажировка 9. Практикум 10. Самообразование

Итоговые мероприятия: Конференции Педагогические чтения Профессиональные смотры-конкурсы Выставки Обобщение опыта Статьи Методические разработки (рекомендации, программы, пособия и т.д.) Аттестация Презентация профессионального «портфолио» Творческий отчёт

Сквозные формы: Открытый урок, мероприятие, занятие Консультация Круглый стол Семинар Диспут Педагогическая гостиная Педагогический мониторинг (разработка, проведение, анализ) Выступления из опыта работы

Методические функции педагогического совета Определяются Положением о ПС 1. Утверждает структуру методической службы ОУ 2. Определяет единую методическую тему 3. Утверждает Положение о методических объединениях, их состав, план работы 4. Заслушивает отчёты и анализы 5. Принимает решения о результатах деятельности методической службы

Методическая выставка Итоговое методическое мероприятие, обязательно тематическое, направленное на: Знакомство с информационными материалами, опытом работы, новыми достижениями в различных областях образования; Подведение итогов по какому-либо направлению методической работы; Представление системы методической работы по одному (или нескольким) направлениям;

Виды методических выставок по способу организации: 1. Постоянно-действующие (со сменным материалом) 2. Временные (проблемные) 3. Передвижные 4. Стационарные 5. Выставки-конкурсы 6. Выставки-продажи 7. Музейные выставки 8. Выставки обучающего характера

Структура выставки 1. Тема, эпиграф 2. Назначение (цель) 3. Краткая аннотация 4. Разделы (план выставки) - По работе отделов или МО - По этапам развития методической проблемы - По направлениям методической работы

1 раздел. Информационно- методическая деятельность Банк данных или картотека по проблеме (печатные, компьютерные, аудио-видео материалы) Нормативно-правовая база (Законы, концепции, постановления, положения, приказы, информационно-методические письма, рекомендации, локальные акты и т.д.) Эффективный опыт (наработанный вне учреждения) по проблеме

2 раздел. Диагностико- прогностическая деятельность Диагностические методики (заимствованные и наработанные внутри ОУ) Аналитические справки Диаграммы, графики (только в динамике) Опредмеченные результаты деятельности Мониторинг качества образования, сохранения здоровья и т.д.

3 раздел. Совершенствование содержания и технологий образования Программы и их методическая поддержка; Учебно-методические комплексы Методические разработки; рекомендации Пособия; Дидактические и наглядный материал.

4 раздел. Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность Концепции развития (ОУ, экспериментальной работы и т.д.); Локальные акты, подтверждающие наличие эксперимента; Авторские программы, элективные курсы; Программы и планы опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; Предварительные или итоговые результаты ОЭР и инновационной деятельности.

Раздел 5. Повышение квалификации и профессионализма через различные формы Программы и планы МО, школ, семинаров, научно-практических конференций и т.д.; Содержание выступлений, разработки открытых уроков, мероприятий; Материалы обобщенного ППО; Материалы по самообразованию; Методические папки педагогов; Материалы по аттестации; Памятки, рекомендации, образцы документов о том как можно и нужно повышать квалификацию и профессионализм; Анализ кадрового обеспечения (по уровню образования, возрасту, стажу, наличию квалификационной категории, нагрузка учителей и т.д.) План и результаты повышения квалификации через курсовую подготовку;

Технология подготовки выставки Создание проблемной группы; Выбор темы, вытекающей из методической проблемы; Определение целей и задач выставки; Экспертиза методический материалов (их наличие или недостаточность, правильность оформления, внешний вид (эстетичность), соответствие современным требованиям по структуризации, соответствие теме выставки; Определение вида и структуры (разделов) выставки. Составление плана работы и определение функционала каждого члена группы, при необходимости введение новых членов; Определение места выставки, подбор оборудования (подставки, вертушки, стеллажи, витрины, столы, шкафы, стенды, мультимедиа проекторы и другое ТСО, лестницы, подиумы, ширмы, раскладушки, полки и.д.) Определение специалиста, который будет представлять материалы, составление содержания представления

Требования к оформлению выставки 1. Соответствие теме; 2. Разделение на разделы, взаимосвязь между ними; 3. Соответствие реальному положению c определением перспектив развития 4. Эстетичность, наглядность, доступность; 5. Научность содержания, правомерное использование терминов; 6. Современность оформления; 7. Краткость, ёмкость информации;

Требования к представлению выставки 1. Наличие экскурсовода или группы; 2. Глубокое знание содержания методической работы (теории и практики); 3. Владение содержанием материалов данной выставки; 4. Корректное представление материалов; 5. Акцентирование внимание на наиболее значимых документах; 6. Готовность к диалогу; 7. Умение рассказать о перспективах работы по теме выставки; 8. Культура речи (темп, чёткость, артистизм); 9. Соблюдение регламента; 10. Возможна опора на конспект (лучше карточки)

Методическая папка педагога - профессиональное «портфолио» Цель папки- систематизация методических материалов, упорядочивание деятельности педагогов при подготовке к аттестации, конкурсам профессионального мастерства, создание имиджа делового человека, овладение навыками работы с документацией

Содержание папки 1. О себе (подробно) 2. Аттестационный лист с экспертным заключением 3. Методические материалы по разделам (согласно формам методической работы) 4. Достижения учащихся 5. Наградные материалы (благодарности, грамоты, письма, дипломы и.д.)

Структуризация методических материалов по разделам (в соответствии с формами методической работы) Дата, форма, место Тема Уровень мероприятия Степень участия Роль Методические и др. материалы Семина р Роль информацио нных технологий в развитии коммуникати вной культуры учащихся» 1. Локальный (М/О) 2. Школьный 3. Межучрежденческий 4.Окружной, 5.Районный, городской 6. Межрайонный 7. Краевой 8. Региональный 9. Российский 10. Международный Активное Пассивное Организаци- онное Урок по теме «…» В … классе Программа Семинара; Разработка урока; Благодарность ; Памятка; и т.д. 2.

Достижения учащихся Дата, место Мероприятие УровеньФИО, команда Результат ГДТДи МОлимпиада по правовым знаниям Городской Иванов Сергей 2 место

Методическое объединение Форма методической работы, которая относиться к постоянно действующим видам. В основе его деятельности лежит разработанное и утверждённое Педагогическим советом Положение, в котором отражено: Нормативные документы (в области образования), регламентирующие деятельность МО; Цели и задачи; Принципы (см. слайд 7); Направления и содержание работы; Состав (в зависимости от вида МО); Место в структуре всей Методической службы ОУ; Структура МО (руководитель, заместитель, секретарь и т.д.); Порядок назначения или выборов руководителя МО; Периодичность заседаний; Права и обязанности членов МО; Форма и периодичность отчётности Традиции, особенности ОУ; Документация (планы работы, протоколы заседаний, справки, анализы работы и т.д.)

Примерная структура заседания МО Анализ выполнения решений предыдущего МО; Теоретическое выступление по общей методической проблеме (это может сделать член МО или приглашённый специалист); Анализ состояния (на основе диагностики) образовательного процесса по данному направлению; Эффективный опыт (внешний и внутренний) по решению проблемы; Обзор методической литературы по теме; Выставка методических и информационных материалов с комментариями; «Творческий момент», направленный на сплочение коллектива, снятие психологического напряжения, профессиональных «зажимов» (тренинг, тест, игра, чаепитие, музицирование, встреча с творческим интересным человеком, обмен педагогическими находками, идеями, взаимоконсультирование и т.д.) Определение даты, места. структуры следующего заседания, распределение обязанностей (на основе принципа смены поручения)

Примерное распределение обязанностей внутри МО (на основе принципа смены поручений) 1. Теоретик, докладчик (выступает с теоретическим обоснованием методической проблемы на основе изученной литературы, консультирования со специалистами в данной области, посещения курсов, семинаров, либо приглашает специалиста) 2. Аналитик (на основе посещённых занятий, мероприятий, анализа документов, методических и других материалов, наблюдения, анкетирования, бесед и т.д. готовит аналитический материал о состоянии обозначенной проблемы в ОУ, можно в сравнении. Объектом для сравнения может быть: - эталонное состояние (как должно быть), - состояние по стране, региону, городу, - сравнение с другим ОУ со сходными образовательными условиями, расположением, контингентом учащихся, объёмными показателями, видом и типом; - С предыдущим этапом развития данного ОУ; - Со степенью решения поставленных задач; 3. Практик (Представляет опыт работы, желательно свой, по эффективному решению проблемы. Можно – урок, мероприятие, их анализ, варианты планирования, методические разработки и т.д.) 4. Информатор (делает обзор литературы, видео, мультимедиа по теме, готовит и комментирует выставку) 5. Техник (обеспечивает техническую сторону заседания – готовит помещение, ТСО, необходимые раздаточные материалы) 6. «Затейник» (продумывает и реализует творческую сторону работы) 7. Руководитель (выполняет одну из названных функций, но кроме того контролирует и направляет работу в межсекционный период, информирует об изменениях, консультирует членов МО) 8. Секретарь (ведёт протоколы заседаний, отвечает за порядок ведения и хранения документации, выполняет одну из названных функций)

Примерный план работы МО Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Задача Дата 1Дата 2Дата 3Дата 4Дата 5 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4 Итоговое Овладение теоретическими аспектами проблемы И ПСК Анализ состояния рассматриваемой проблемы в ОУ КИПС Повышение профессионализма (совершенствование Образовательной практики) СКИП Нормативное, методическое и информационное обеспечение ПСКИ